ТЕМА: «Соединенные Штаты Америки в XIX веке»
ТЕМА: «Соединенные Штаты Америки в XIX веке»
Цель: раскрыть основные процессы и события, происходившие в США во второй пол. XIX века; развивать картографические навыки, умения работы в группах, с историческим текстом, источниками, развивать логическое мышление, монологическую речь; формировать уважение к личной свободе, к людям труда, негативное отношение к институту рабства, насилию над личностью, расизму; воспитывать волевые качества личности на примере исторического деятеля Авраама Линкольна;
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование урока:
Электронная презентация «Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX века»; карта, атлас, схема «США в XIX веке», таблица «Население США в XIX веке», видеоролик «Гражданская война в США 1861 – 1865 г. г.»
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Активация внимания.
Ознакомление с темой урока.
ІІІ. Мотивационный аспект.
Повторительная беседа:
- Когда образовались Соединенные Штаты Америки?
- Какое государственное устройство было в этой стране?
- Какие проявления демократии наблюдались в США в первой половине XIX в.?
- Какие проблемы в политической жизни страны не были решены?
ІV. Изучение нового материала.
Делим класс на группы.
1 группа - особенности социально-экономического развития.
2 группа - расширение территории.
3 группа - особенности развития Юга и Севера.
4 группа - население США.
Выступление групп комментируется схемами, картой, атласом (показываются территории, которые были присоединены к США).
Учитель: Попробуйте перечислить категории населения этой страны… (ответы учащихся: индейцы, рабы, плантаторы, рабочие, капиталисты и фермеры).
Учитель: Верно. Молодцы. Давайте отметим их в таблице.
(На доске таблица «Население США в XIX веке» с заполненным 1-ым столбцом.)
Учитель: Что возникает между этими слоями общества, а значит и в стране в целом? (ответы детей: конфликт, противоречия).
Учитель: Верно. Теперь попробуем объединить все эти противоречия в 3 основные вопроса, которые встали перед США в сер. XIX века.
(учащиеся подводят итог: предстояло решить вопрос с рабством, помочь развитию капитализма и проведению модернизации и сохранить единство страны.
Учитель: Все правильно. Отметим это у себя в тетрадях (слайд со схемой):
США в XIX веке
Замедление модернизации отмена рабства сохранение республики
(уч-ся записывают схему в тетрадь)
Таким образом, государство раскалывается, а от этого становится хуже всем. Решение этих противоречий легло на плечи 16-ого президента США Авраама Линкольна.
(записать определение терминов: аболиционизм, юнионисты, федерация)
Учитель: Безусловно, новый президент республиканец собирался решать назревавший конфликт в стране мирным путем, он не раз говорил об этом в своих речах. Однако одиннадцать рабовладельческих штатов опередили его, подняв мятеж — они вышли из Союза и образовали конфедерацию со столицей в г. Ричмонде (штат Виргиния). Своим президентом был избран Джефферсон Девис.
В стране началась Гражданская война. Давайте вспомним понятие «гражданская война» (ответы детей)
Задание для групп – определить, какие условия ваших социальных групп были выполнены, как поменялся их статус, их положение.
(Аналитический рассказ учителя о Гражданской войне в США, раскрытие понятий «гомстед». Демонстрация карты военных событий, статистических данных в электронной презентации, просмотр видеоролика «Гражданская война в США 1861 – 1865 г. г.»)
Учитель: Итак, гражданская война в США закончилась. По результатам войны и политики Линкольна резко изменилось внутренне положение в стране. Вернемся к нашей таблице, и я попрошу группы ответить на мой вопрос…
(Выступают участники всех групп. На слайде высвечивается полностью заполненная таблица «Население США в XIX веке».)
Учитель: Как мы видим, итоги войны стали действительно значимы для каждого гражданина страны. Попробуем теперь определить значение этой войны для США в целом («метод – пресс»)
- уничтожение рабства,
- решение аграрного вопроса актом о гомстеде,
- развитие капитализма в сельском хозяйстве,
- получение буржуазией политической власти
(На слайде высвечивается значение гражданской войны. Уч-ся списывают ее с доски в тетради)
Молодцы! С этим заданием вы справились. В самой стране изменения еще не закончились в южных штатах начинается Реконструкция (записать значения термина).
Изучить текст параграфа «Реконструкция Юга». Ответить на вопросы: «Доведена ли до конца «реконструкция»? В чем суть «реконструкции Юга»?»
- V. Систематизация знаний.
- Покажите на карте территории, присоединенные к США.
- Метод «микрофон» - что стало причиной гражданской войны?
- «Эстафета» - передавая мяч, ученики называют основные события и
даты гражданской войны.
- Закончи предложение:
Экспансия – это…
Аболиционисты поддерживали…
Организация, одевая, белые одежды …
Конфедерация – это…
VІ. Итог урока:
Американцы сохранили целостность государства, произошла отмена рабства. Гражданская война сыграла роль буржуазной революции, буржуазия утвердила свое политическое господство, не деля его больше с плантаторами. Открылись большие возможности для дальнейшего развития процесса модернизации.
VІІ. Домашнее задание.
Прочитать параграф 24, с. 221 № 1, с. 222 № 4 (письменно)