Тема: "Древняя Индия"

Тэги: 'profile'

Тема:  Древняя Индия.

Цель: познакомиться  с географическим положением, выявить

                особенности   природных условий  Индии, узнать  занятия древних

                индийцев; развивать  умения у учащихся работать с исторической

                картой,  формировать навыки учащихся получать информацию от

               исторической карты, сравнивать природные условия разных стран,

               вырабатывать умения систематизировать информацию,

               развивать память, мышление, речь; воспитывать  чувства

               уважения к традициям и историческому прошлому стран мира,

               приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.

 

Тип урока:  урок изучения нового материала

 

Оборудование:  учебник,   презентация «Древняя Индия», исторические 

                          документы,  историческая карта «Древняя Индия», кроссворд.

 

ХОД УРОКА

 

  1. Организационный момент

               – Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.   (слайд 2 )

 

Упражнение «ассоциации»

               Сегодня мы будем говорить об Индии. Когда вы слышите это слово, с чем оно у вас ассоциируется?  (ответы детей)

 

  1. Активация внимания учеников

  – Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой компас и карту.               

           Древние греки называли Индию: «волшебной, сказочной страной». Почему? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос. 

– Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы:

         

             План  урока

  • Местоположение Индии
  • Климат Индии
  • Животный и растительный мир Индии
  • Занятия жителей Древней Индии (слайд 3)

 

  1. Изучение новой темы

            (Учитель рассказывает географическое положение Индии, сопровождается показом на карте, по атласу. Дети отмечают на контурной карте).

           Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется? (Джомолунгма -"поднебесное жилище богов"). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера.  (слайд 4)

                Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих      особенностей климата большая часть территории страны покрыта  непроходимыми   лесами - джунглями. (слайд 5)

                В джунглях обитало большое количество разных животных.    (слайд 6) .

                Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости     Ганеша они изображали с головой слона.  (слайд 7)

               Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг    дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не

трогайте.   (слайд 8)

                 Шли мы по джунглям и вышли к поселку.   (слайд 9)

 

Вопрос: Чем занимались жители Древней Индии?
                   Прочитав отрывок из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясните основные занятия индийцев и назовите их устно

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:

«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.
Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев.
Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».

 

               Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают  пшеницу  и  ячмень,  рис  и  просо.  А  также   много бобовых культур. (слайд10)
               В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец.

                Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство.  (слайд11)
                Выходя из деревни, дорогу нам преградила корова.
                С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.   (слайд 12)

 

– Я думаю, что мы с вами проделали уже большой путь и немного устали. Давайте отдохнём.

Физкультминутка

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
  • Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
  • Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо). 
  • Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
  • Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
  • Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

 

Учитель: В долине речки Инд археологи раскопали остатки двух древнейших городов Индии – Мохенджо – Даро и Хараппа, которые существовали  5 тыс. лет назад. В центре каждого города на возвышении стояла хорошо укрепленная цитадель. Город пересекали широкие улицы. Богатые люди жили в в трех – или дувхэтажных домах с большим количеством комнат, бедняки в маленьких домиках.

                    Каждый дом имел внутренний домик, куда выходили окна из комнат. Кровля домов была покатой. Когда вечером спадала жара, на крышу поднималась вся семья отдохнуть и подышать свежим воздухом. В богатых домах были ванные комнаты. Использованная вода бежала по глиняным трубам в местную канализацию. Такого не было ни в городах Египта, ни в городах Месопотамии.  (слайд 13)

 

    Работа с учебником

          Ознакомится с текстом «Племена ариев на территории Индии»

Вопросы к тексту:

  • Кто такие арии?
  • Откуда они пришли в Индию?
  • Как называется священная книга ариев?

 

Работа с терминами.

    Веды – это сборник песен и заклинаний, обращенных к богам.

 

Учитель:  Весь индийский народ делился на 4 группы – варны. По легенде, на варны поделил людей бог Брахма, и он же определил занятия, права и обязанности, а также цвета – белый, красный, желтый, черный – для каждой варны.

  • Брахманы – жрецы, которых Брахма сделал из своих уст.
  • Кшатрии – воины, их Брахма создал из своих рук.
  • Вайши – крестьяне, купцы и ремесленники – возникли они из бедер Брахмы.
  • Шудры – слуги, которых Брахма создал из своих ног. (слайд 14)

           Существовала еще и пятая группа, которая называлась «неприкосновенные», они не относились ни к одной из варн.

            В средине 4 - х варн население Индии делилось еще на меньшие группы по профессиям – касты.

 

  1. Закрепление

   – А теперь вы решите небольшой кроссворд (5 минут). Нужно передать свою работу для проверки соседу по парте.

Вопрос: Назовите ключевое слово кроссворда?

Ответ: Индия.   

(Дети решают на карточках).

                                 

Работа с контурной картой  «Индия в древности».

 Все надписи на карте делайте карандашами!

  1. Надпишите названия двух главных рек Индии.
  2. Каким океаном омывается Индия
  3. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.
  4. Полуостров
  5. Обозначьте значком □ места древнейших городов   Индии.

 

  1. Итог

– Вот и пришло время ответить на главный вопрос: Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?

 

Заключительное слово

– Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, природные условия. Но на этом наше путешествие по Индии ещё не заканчивается. Мы продолжим на следующем уроке. Познакомимся с памятниками культуры Древней Индиии и религиозными верованиями.

 

  1. Рефлексия
  2. Сегодня я узнал…..
  3. Было интересно…..
  4. Я понял, что…….
  5. Было трудно….
  6. Я выполнял задания….
  7. Теперь, я могу……
  8. У меня получилось…….
  9. Я приобрел…………
  10. Меня удивило………..
  11. Мне захотелось………..

 

  1. Домашнее задание.

Прочитать параграф 19, ответь на вопросы, написать сочинение «Мое путешествие в Индию», «Я в древнем городе Хараппа, Мохенджо – Даро».

 

 

 

 

 

 

Поделитесь полезной информацией: