Тема: Россия в конце ХVІІ в. – ХVІІІ в.
Тема: Россия в конце ХVІІ в. – ХVІІІ в.
Цель: охарактеризовать внутреннее и международное положение
России, раскрыть причины отставания России от передовых
европейских государств; развивать умение учеников
устанавливать причинно – следственные связи последствий во
время рассмотрения исторических событий, составлять
обобщающие таблицы, работать с исторической картой;
воспитывать критическое мышление, оценивать роль личности в
истории государства.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация «Россия в конце ХVІІ в. - ХVІІІ в.»,
видеоролик «Правление Петра І», схемы, таблицы, атлас,
иллюстративный материал, исторические документы.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Активация внимания учников.
Сообщение темы и задач урока.
ІІІ. Мотивационный аспект.
- Что такое Смутные времена?
- Какую внутреннюю и внешнюю политику осуществляли первые
цари династии Романових?
- Имело ли место в России ХVІІ в. развитое мануфактурное
производство?
- Что стало основным следствием принятия Соборного уложения (в
1649 г.)?
- Какие социальные группы играли решающую роль в общественной
жизни России ХVІІ в.? (слайд 2)
ІV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Отсталость России стала следствием тяжелых испытаний, что выпали на долю этой страны. Надолго затормозило ее развитие монголо – татарское иго. Огромные ценности столетиями перетекали в ханскую казну. Целое столетие Россия была оторвана от естественных контактов с Европой. Был отсутствующий выход к морям. К началу ХVІІ ст. страна была разорена. Основные признаки отсталости России:
- господство феодальный – крепостнического строя;
- незначительное количество мануфактур, что использовали труд крепостных;
- недостаточность добычи полезных ископаемых;
- слабое развитие международной торговли;
- пережитки феодальной раздробленности;
- отсутствие регулярной армии и флота;
- недостаточное развитие и отставание в отрасли образования.
(слайд № 3)
(просмотр видеоролика «Правления Петра І»)
Рассказ учителя.
Международное положение в Европе в начале ХVІІІ ст. сложилось благоприятно для союза северноевропейских государств против Швеции. В Западной Европе шла падготовка к войне за испанское наследство двух групп: Франции и Испании, с одной стороны, Англии, Голландии и Австрийской империи, – с другой. Учасники этой войны не могли вмешиваться в споры России со Швецией. В этих условиях против Швеции сложился союз северных государств: России, Дании, Саксонии, Речи Посполитой. Россия, получив весть о мире с Турцией, вступила в войну со Швецией. Это произошло 9 августа в 1700 г.
(рассказ сопровождается рассмотрением атласа)
Задание.
Самостоятельно проработать учебник стр. 188 – 191, составить хронологию событий Северной войны, определить причины и последствия войны – Ништадский мир, его условия. (слайды № 4,5,6)
После заввершення войны Россия становится империей к свержению монархии в 1917 г.
Работа с терминами.
Империя – монархическое государство, главой которого является
император; чаще всего большое государство, в состав которого
входят завоеванные территории других народов и государств.
(слайд № 7)
Работа с учебником.
Ознакомиться с реформами Петра І и записать. (слайд № 8)
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Рассмотреть схему «Реформа управления государством» (слайд № 9)
|
|||||
Работа с терминами.
Сенат – наивысшее судебно – административное учреждение.
Синод – высший орган Русской православной церкви.
Магистрат – орган городского самоуправления. (слайд № 10)
Проработать документ стр. 192, дать ответы на вопросы.
Работа с учебником.
Проработать п.5 «Эпоха дворцовых переворотов», дать определение понятия – эпоха дворцовых переворотов. (слайд № 11)
Рассказ учителя.
После вступления Елизаветы на престол власть наконец стабилизировалась. Императрица провозгласила верность завещаниям Петра І, что способствовало ее популярности. За 20 лет правления Елизаветы было возобновлено нововведения Петра І. Значительным событием стала отмена внутренних таможенных границ в 1753 – 1754 г. г., что предоставило стимул торговли.
Свидетельством укрепления Русского государства стали ее победы в Семилетней войне. Участие в войне обнаружило Россию как весомый фактор европейской политики. В военном могуществе никто не сомневался. Своим преемником Елизавета сделала Карла – Петра Ульриха, внука Петра І и Карла ХІІ. Он правил Русской империей под именем Петра ІІІ (в 1761 – 1762 г. г.). (слайд № 12)
- Обобщение и систематизация материала.
Выполнить тестовые задания. (слайд № 13)
VІ. Итог урока.
Ученики выражают собственное отношение к правлению Петра і – плюсы и минусы, к дворцовым переворотам.
Реформаторская деятельность Петра І превратила Московское государство на могучую Русскую империю, которое стало весомым фактором европейской политики. Решающим шагом на этом пути стала победа в Северной войне, которая дала выход России к Балтийскому морю, к главным мировым торговым путям.
После смерти Петра І Росия вступила в «эпоху дворцовых переворотов», которые были закономерным этапом в укреплении абсолютизма в государстве. В результате переворотов изменилось положение дворянства, расширились его права и привилегии.
VІІ. Домашнее задание.
Проработать параграф 22, составить план «Петр І и его реформы» и таблицу «Эпоха дворцовых переворотов».