Тема: «Возникновение ислама. Арабский халифат»
https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1jooUvZGvByugRelxd71nVgcc_Fx3sspY
Тема: «Возникновение ислама. Арабский халифат»
Цель урока:
- охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.;
- определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как
одну из мировых религий;
- подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата;
- развивать умение работать с картой, творческие способности учащихся, высказывать свои мысли;
- воспитывать толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: плакаты, презентация, видеоролик «Рождение Мухаммеда»,
Коран, сравнительная таблица, контурные карты, атлас.
Ход урока:
І. Огранизационный момент.
ІІ. Активация внимания учащихся.
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
ІІІ. Мотивационный аспект:
Упражнение «ассоциации»
Восток, Азия, мусульманин, паранджа, бедуины – с чем у вас ассоциируются эти понятия?
Беседа:
- Какие религии вы знаете?
- Что вы знаете об исламе?
- Где проживают народы, которые исповедуют ислам? Кто может показать на карте?
- В каких современных странах распространен ислам? (показать на карте)
(ознакомление с целями и задачами урока) (слайд № 2,3,4 )
ІV. Изучение нового материала:
- Природа и занятия населения.
Рассказ учителя.
Арабы жили на Аравийском полуострове (слайд № 5)
Население Аравийского полуострова – арабы (слайд 6)
Занимались земледелием на пригодных для этого небольших оазисах. А что такое оазис? Здесь жили оседлые арабы, они выращивали: финики, виноград, сахарный тростник, хлопчатник (слайд 7, 8)
Жители пустыни – это бедуины, что означает «степняки». Ведут кочевой образ жизни. Разводят верблюдов, лошадей, овец. Верблюд был неразлучным спутником бедуина: питались его молоком, мясом, одевались в ткани из верблюда, укрывались от палящего зноя и холодного ветра, делали из кожи обувь, седла, сбрую. (слайд 9, 10)
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике стр. 70. Скажите, как были одеты арабы и бедуины? (ответы детей)
Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. (слайд 11)
Запись в тетради:
- Аравийский полуостров расположен в Юго – Западной Азии
- Население Аравийского полуострова – арабы
- Занимались земледелием, выращивали виноград, сахарный тростник, финиковую пальму, хлопчатник
- Бедуины – кочевые племена, жители пустыни. Разводили верблюдов, овец, лошадей.
В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города. Самым крупным из них был Мекка. Здесь проходят каждую весну ярмарки. Во время ярмарок в Мекке и ее окрестностях объявляли общий мир.
В Мекке расположено древнее святилище – храм Кааба. (слайд 12,13)
- Племена бедуинов
Выступление учеников (2)
- Мухаммед – основатель ислама.
Слово учителя.
Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Основатель ислама – житель Мекки Мухаммед.
Просмотр видеоролика о рождении Пророка, с. 71 рассмотреть ил.
(рассказ Шахерезады) (слайд 14, 15)
Работа с картой (задания на карточках 1,2)
Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После смерти Пророка эти записи были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран. Текст состоит из коротких фраз. Коран состоит из 114 глав – сур. (слайд 16)
(зачитать изречение о Аллахе «Нет иного бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его» (плакат на доске)
Юристы разработали правила поведения – шариат (правильный путь).
Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи – кади.
Работа с учебником: зачитать основные обязанности мусульман с. 72, (слайд 17)
Запись в тетради:
- Мухаммед – основатель ислама
- 622 г. – переселения Мухаммеда в Медину
- Коран – священная книга мусульман, который состоит из 114 глав – сур.
- Шариат – правила поведения.
- Завоевания арабов и правление Аббасидов.
О завоевании арабов и правлении Аббасидов нам расскажет приглашенный в гости учитель истории Сергей Андреевич. А вы ребята слушайте внимательно, потом сможете задать вопросы. ( слайды 18,19,20)
Сейчас поработаем с контурной картой задания 3 – 5
- Распад халифата.
Рассказ учителя.
Все немусульмане в халифате должны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не мели права носить оружие, такую же, как у арабов одежду; они могли ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.
А как вы думаете, что могло послужить причиной распада халифата? (ответы детей)
В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции
в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан.
Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия.
Но и ее подчинила правившая в Иране династия.
К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке
была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии.
В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов
из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.
Показать на карте государства, которые появились после распада (слайд 21)
Работа с контурной картой задание 6.
- Составить сравнительную таблицу
Вопросы |
Ислам |
Христианство |
Город возникновения |
Аравия |
Иерусалим |
Представления верующих об основателе вероучения |
Мухаммед |
Иисус |
Главная Священная книга |
Коран |
Новый Завет |
|
- V. Систематизация знаний.
- У вас есть красные и зеленые кружочки. Этими кружочками вы будете показывать правильное утверждение или нет. Красный – нет, зеленый – да.
- Священная книга мусульман – Коран (зеленый)
- Религия – индуизм (красный)
- Основатель ислама – Мурат (красный)
- Арабским государством управлял халиф (зеленый)
- Завоевание арабов распространились от Испании до Индии (зеленый)
- Шариат – правила поведения (зеленый)
- Призывал к молитве Муэдзин (зеленый)
- Беседа:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Скажите, как вы относитесь к тому, что рядом с вами может учиться мусульманин?
VІ. Подведение итогов.
VІІ. Домашнее задание.