Средства преподавания в моей педагогической деятельности имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства контроля.
Изготовление средств обучения учащимися на уроке даёт большой развивающий эффект и более высокое качество знаний учащихся (например: изготовление геометрического материала, моделей, сигнальных карточек, схем, таблиц и др). Это объясняется тем, что разработка средств обучения изменяет познавательные знания и развивает новые виды тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся, расширения их кругозора и способностей.
Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся «черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания. Обучение представляет собой коммуникацию, в ходе которой происходит обмен информацией между участниками учебного процесса, протекающей в виде процесса общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада.
На уроках уделяю особое внимание развитию речи. Речь как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия, воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает отношение и позицию личности к информации и слушателям. В процессе овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий.
Вторым по значимости средством обучения (после речи учителя) выступает текст с изложением учебного материала. Для этого использую учебники, учебные пособия или книги-первоисточники. Учебник является одним из ведущих и организующих элементов системы средств обучения. В своей педагогической практике использую не отдельные учебники, а УМК «Перспектива» куда входят учебники, рабочие тетради, программы, методические пособия и дидактические материалы на печатной и электронной основе, специально разработанные для данного УМК.
Обоснование выбора образовательной программы можно посмотреть на странице https://4portfolio.ru/view/view.php?id=15472
Задания, упражнения, задачи играют такую же важную роль в обучении, как и тексты. Различие состоит в том, что тексты используются для получения учащимися новых знаний, а задания и упражнения применяют для закрепления полученных знаний, выработки умений и навыков.
Тестовый материал представляет собой задания, предназначенные для проведения контроля и оценки знаний и умений учащихся. Иногда результаты тестов используются в учебном процессе не только для контроля, но и для коррекции выявленных недостатков, т.е. для обучения и развития. Такие разработки называют тестовыми дидактическими материалами.
Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов и приемов, средств обучения.
Отбор и использование форм, методов обучения и воспитания можно посмотреть по ссылке https://4portfolio.ru/view/view.php?id=15943
Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники, учебные пособия и т.д.), большое внимание в настоящее время уделяю совершенствованию наглядных пособий.
Видеофильмам, презентациям отвожу особую роль, такая наглядность при обучении детей младшего школьного возраста, соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Видеофильмам, презентациям повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Мои слайд - шоу можно скачать и посмотреть на видеохостинге "YouTube" http://www.youtube.com/channel/UC-UO7gCFjmm3-Cy2QR0BizQ, презентации https://4portfolio.ru/view/view.php?id=15246, публикации https://4portfolio.ru/view/view.php?id=14145.
В использовании любого вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным считаю при изучении новой трудной темы 4-5 демонстраций за урок, включая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, продумываю место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом имею в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбираю такие наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.