Активность на уроке

В жизни каждого человека с учителем связаны самые дорогие, самые светлые воспоминания. Именно учитель помогает детям познавать окружающий мир, который хранит много удивительных явлений и тайн.


(Детали)
(Детали)


Я считаю, что самое большое и значительное в душе ребенка закладывается именно в школе. Школа должна стать не только местом пребывания детей на занятиях, но и уголком комфорта, душевного равновесия, творческих поисков.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать большинство из них намерены только пятерки. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.  К сожалению, приходится наблюдать, что к концу четвертого года обучения у учащихся гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Это подтверждает и диагностика, проведенная мною для выявления уровня школьной мотивации, познавательной активности у учащихся начальных классов в 2009-2012 годах (автор Н. Г. Лусканова).

(Детали)

Уровень школьной мотивации

 

(Детали)


Проанализировав результаты диагностики, я пришла к выводу, что уровень познавательной активности снизился, а низкий уровень школьной мотивации повысился. Среди причин понижения познавательной активности, говоря словами детей, можно выделить следующие:

  • Хочется, чтобы не задавали  домашнее задание.
  • Нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки.
  • Лучше остаться дома, чем идти в школу.

А если ответы детей перевести на педагогический язык, то причины таковы:

  • У некоторых учащихся не сформировано умение и желание учиться.
  • Повышенная утомляемость учащихся.
  • Условия обучения не всегда оптимальны.
  • Учебный  материал с каждым годом усложняется (особенно по математике).
  • Недостаточная подготовленность учащихся к школе.
  • Низкая культура общения некоторых учащихся.
  • Равнодушие родителей к учебным успехам, неуспехам своих детей.
(Детали)

Мои наблюдения за обучающимися 3, 4, 5 классов показали, что многие ребята не умеют самостоятельно (без помощи учителя) выполнять самостоятельные работы. Поэтому передо мною возникла проблема: как сделать так, чтобы ребенок был самостоятельным, не тяготился школой и учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

На мой взгляд, чтобы решить проблему, необходимо развивать активность, самостоятельность каждого ученика. И я согласна с И. Б. Истоминой, которая отмечает,  что развитие активности и самостоятельности – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Система образования в начальных классах должна стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, культ формирования умений самостоятельно учиться. От  решения этой проблемы во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, определяющими и конечными целями которого является формирование творчески-развитой личности, готовой реализовать себя в условиях современной жизни, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.

(Детали)

Преимущества самостоятельной работы

Самостоятельная работа теоретически обоснована как  важнейшее составное звено процесса обучения. Разработаны и психолого-дидактические основы повышения эффективности познавательной деятельности учащихся при помощи рационально организованной самостоятельной работы. В фундаментальных исследованиях Гальперина, Давыдова В. В., Менчинской Н. А., Эльконина Д. Б. и многих других  отечественных психологов, дидактов и методистов   самостоятельная работа школьников рассматривается как одна из концепций дидактики. Самостоятельная работа  ученика вырабатывает психологическую установку на самостоятельное, систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентирования в потоке информации при решении новых познавательных задач.  Самостоятельная работа является важнейшим фактором педагогического руководства и управления обученностью школьников, развитием их продуктивного учения.

(Детали)

При организации самостоятельных работ считаю необходимым   соблюдать соответствующие требования:

  • Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
  • Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.
  • Самостоятельная работа должна соответствовать учебным  возможностям учащихся.
  • Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
  • Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных  работ.
  • Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
  • Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие  познавательных способностей учащихся.
  • Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать    формирование привычки к самостоятельному познанию.
  • В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.
(Детали)

В системе образовательного учреждения данная система способствует индивидуальному развитию ребенка. На каждом уроке есть возможность организовать самостоятельную работу с учетом индивидуальных особенностей ученика. Своим ученикам предоставляю возможность по желанию посещать индивидуальные занятия по русскому языку, математике один раз в неделю для ликвидации пробелов в знаниях по причине болезни или трудности материала. Систематически организую учебно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время.

(Детали)

Поделитесь полезной информацией: