Отбор и использование форм, методов обучения и воспитания

Обучение с помощью ИКТ - это система приёмов, методов и форм обучения, моделирующих исследовательский процесс в его основных этапах: постановка проблемы, сбор материала сравнение существующих методов анализа, собственно анализ ма­териала, обобщение, презентация результатов. Главной особенностью, отличающей исследования от других видов учебной деятельности, является его результат - новая информация, которую можно формализовать в виде классификации, закономерности понятия или ответа на поставленный вначале проблемный вопрос (подтверждение или опровержение гипотезы).

Целью исследовательского обучения с помощью ИКТ является развитие ана­литического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков порождения информации путём анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе. В исследовательском обучении акцент переносится с приобретения знаний, умениий и навыков на развитие личности и мышления. В ходе исследова­тельского обучения учащиеся, сталкиваясь с противоречиями на­учного знания, учатся способам их разрешения. Усвоение содер­жания курса при этом становится не столько самоцелью, сколько средством развития аналитического мышления, приобщения к способам и культуре научного познания, средством развития ак­тивной интеллектуальной позиции по отношению к миру, которая и составляет суть исследовательского подхода.

Исследовательское обучение реализуется не столько в содер­жании, сколько в способах обучения: в особых методах, приёмах и формах, часть из которых имеет точки пересечения с методами приёмами и формами проблемного обучения.

 

(Детали)

Методы исследовательского обучения

 

1. Проблемная беседа

Проблемная беседа - это метод изложения, при котором, мо­нологические фрагменты объяснения материала перемежаются с дискуссиями, спровоцированными вопросами учителя. В иссле­довательском обучении объяснение нового материала максимально диалогизируется. Объяснение новой темы начина­ется сразу с проблемного вопроса. В заключение учитель предлагает учащимся высказать свое суждение и дает терминологически точную формулировку проработанного суждения. 

Напримерурок литературное чтение. 

Вопрос: Какие интонации мы слышим в стихах А.С.Пушкина «Няне»?

Слайд с вопросом

 

(Детали)

2. Эвристическая (поисковая) беседа

Эвристическая беседа - система логически связан­ных вопросов учителя и ответов учащихся, в результате которых учащиеся порождают новое для них знание. Излагая материал этим методом, учитель обращается к учащимся с цепочкой аналитических вопросов, которые разбивают учебную проблему на серию проблем меньшего уровня, сложность которых ниже и доступна осмыслению учащихся. 

Сущность заключается в том, чтобы при помощи вопросов сначала ввести ученика в замешательство (ощутить некорректность первоначального знания, проблемность) и затем логикой последующих аналитических вопросов заставить его прийти к новому знанию и сделать выводы. Задача вопрошающего - не сообщить знание, а лишь помочь собеседнику открыть для себя и вербализировать знание, выйти на новый уровень обобщения.

Например: урок литературного чтения. В. В. Бианки «Кто чем поет?»  

Аналитические вопросы: 

  1. Чем и как поют безголосые Лягушки?
  2. Зачем полетел аист на озеро и о чем он думал на берегу? Как он поет?
  3. Как поет Выпь?
  4. Назовите музыкальные инструменты Дятла. Как он поет?
  5. Как поет Жук?
  6. Как поет Шмель?
  7. Как налаживает скрипочку Саранча? Как она поет?
  8. О чем думал Бекас ? Как он поет?

Слайд с аналитическими вопросами


(Детали)

3. Учебное исследование

При работе этим методом учащиеся, осознав поставленную проблему, намечают план поиска, строят предположения, обдумывают способ её проверки, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают факты, доказывают, делают выводы.

Например: слайд из исследовательской работы  «С. Есенин. Письмо матери» ученика 4 класса. 

 


(Детали)

Приёмы исследовательского обучения


1. Проблемный вопрос

Проблемный вопрос – это прямая противоположность риторическому вопросу, поскольку проблемный вопрос не предполагает однозначного ответа. Такой вопрос провоцирует противоречивые суждения учащихся, на основании которых разворачивается дискуссия. Один из видов проблемного вопроса – некорректный вопрос, на который невозможно дать непро­тиворечивый и терминологически точный ответ.

2. Исследовательское задание

Исследовательские задания, рассчитанные на самостоятель­ное индивидуальное или групповое выполнение, моделируют ис­следовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы. Возможны задания на сбор материала, на анализ существую­щих интерпретаций и, разумеется, на анализ материала. Исследова­тельские задания провоцируют движение мысли учащихся от одного из этапов исследования в сторону обнаружения новой информа­ции. Чтобы обеспечить выход к новой информации, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии. Очевид­но, что систематическое обучение какому-либо предмету не может строиться на исследовательских заданиях исключительно, необ­ходимы также задания на закрепление полученных знаний.

Напримерурок литературное чтение «И.С.Никитин «Русь» 

Задание: Каким стихом написана «Русь» И.С. Никитина?


Слайд с заданием

 


(Детали)

Формы исследовательского обучения

1. Проблемная лекция

Жанр лекции предполагает, что информация по большей ча­сти исходит от преподавателя. Преподаватель сам раскрывает суть учебной проблемы. Уча­щиеся могут участвовать в формулировании проблемы и поисках её решения.

2. Проблемный семинар

Традиционно семинар отличается от лекции тем, что в этом жанре основная часть времени отводится для высказываний де­тей, поэтому в процессе подготовки к проблемному семинару уча­щимся необходимо самостоятельно проработать информацион­ные источники и выявить противоречие. На занятии сообщения школьников о результатах самостоятельной работы провоцируют дискуссию, в ходе которой уточняется проблема и предлагаются пути её решения. Выводы делают сами учащиеся или преподава­тель. Иногда возможно несколько вариантов решения проблемы, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

3. Урок с элементами исследовательской деятельности

В композиции урока наиболее естественное положение эле­ментов исследовательской деятельности (дискуссии, спровоциро­ванной проблемным вопросом, или исследовательского задания) такое, когда они предшествуют объяснению нового материала или заменяют собой этот этап урока. На стадии закрепления материа­ла элементы исследовательской деятельности менее уместны.

4. Экскурсия с проблемно-исследовательским компонентом  

Так же, как и урок, экскурсия может содержать проблемные вопросы или даже исследовательские задания. Фрагменты экскур­сии могут строиться как эвристическая или проблемная беседа.

Главное условие исследовательского урока состоит в том, что учебный материал должен быть новым, неизвестным для учащихся и должен осваиваться не через восприятие чужого слова, а через анализ фактов. Подготавливая исследовательский урок, продумываю альтернативные задания для тех учащихся, которые могли овладеть искомой информацией ранее.


Исследуем цветущие  растения  


Для такого типа урока собрано более 60 видеофильмов: «Деревенские ласточки», «Осень», «Морской берег» и другие.

На уроках окружающего мира, например, использую такие слайд-шоу, как "Родник".

http://www.youtube.com/watch?v=Ssp9i94vB5A

(Детали)

Для побуждения учащихся к исследовательской деятельности, активации творческого мышления на уроках ИЗО применяю слайд-шоу, например, "Флористическая живопись".

http://www.youtube.com/watch?v=lcLGAFurhu8


Собрались исследовать осенний лес

(Детали)

Поделитесь полезной информацией: