Система учебников «Перспектива» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России.
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе системно-деятельностного подхода не конфликтующие между собой идеи современных концепций развивающего образования с традиционной школой.
Тематическое единство всех предметных линий системы выражено в следующих тезисах:
«Я в мире и мир во мне»: обучение способствует построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Задача учителя сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Чрезвычайно важно строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру – находить необходимые источники знаний, учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: важно сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
Авторы УМК «Перспектива» раскрывают тезисы через тематические направления: «Моя семья – мой мир», «Моя страна – мое Отечество», «Природа и культура – среда нашей жизни», «Моя планета – Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира.
Преимущество обучения по системе учебников для начальной школы «Перспектива» в том, что, характер построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем.
Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, нравственности, саморазвития как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны.
Методической основой «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линий учебников по всем предметным областям учебного плана ФГОС и специально разработанная информационно-образовательная среда, создающая условия для эффективного достижения целей и задач современного образования.
Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
Информационно-образовательная среда системы «Перспектива» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, методическими пособиями по предметам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология (труд), но и вспомогательными ресурсами: дидактическими тетрадями «Читалочка», «Волшебная сила слов». Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.
С 2011 г. в системе учебников «Перспектива» выходят электронные приложения.
Система учебников «Перспектива» имеет методическое сопровождение – «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. Методический инструментарий «Технологические карты», обеспечивают учителю качественное преподавание учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей.
Большое внимание в системе «Перспектива» уделяется художественному оформлению учебников и учебных пособий, что дополняет их обучающую и развивающую функции. Кроме того, во всех изданиях использована навигационная система, которая помогает ребенку ориентироваться в учебном материале, и создает условия для включения родителей в процесс обучения.
Принципы образовательно - воспитательного процесса в УМК «Перспектива»:
1) Гуманистический. Создание благоприятных условий для жизни и обучения, забота о благе ребенка. Защита прав школьников, уважение к ним, значимость каждого ребенка в независимости от уровня знаний и материальной его обеспеченности. Нравственные нормы и обязанности, которые ученики должны усвоить в отношении к окружающим людям. Равноправие в общении между детьми и взрослыми, со сверстниками, при этом в основе - свобода высказывания и уважение к собеседнику.
2) Историзм. Предметные дисциплины изучаются в культурно - историческом контексте. Содержание учебного предмета структурируют, учитывая логику и историю развития предмета. Взаимосвязь и взаимопроникновение культур, единство культурного пространства в образовании. Персонификация знаний с учетом жизненного опыта школьника.
3) Коммуникативный. Общение - предмет специфического изучения, где важное место уделяют устной и письменной речи, умение слушать партнера по разговору, уметь договариваться и разрешать споры. Организационный аспект речи - все учебные цели и задачи ученики решают совместно между собой, и сотрудничая с учителем.
4) Творческая активность. Поощряют инициаторство учеников в постановке новых задач к познаванию и художественному творчеству.
Учебники:
Особенности в содержании и методах обучения предметов раскрыты в пояснительных записях. В программе даются знания, умения и навыки, которые ученики должны усвоить за 4 года обучения по каждому изучаемому предмету.
Все учебники УМК «Перспектива» входят в Федеральный список учебников, которые рекомендует Министерство образования и науки РФ для использования в образовании в общеобразовательных учреждениях в 2011 учебном году.
УМК по - новому раскрывает возможности интегрировать познавательное и личностное развитие младших школьников.
1) Созданы блоки «За страницами учебника», которые помогают обобщить, интегрировать и применить знания в практике. В основе всех предметов стоят понятия «культура», «творчество», «общение», «познание».
2) Содержатся задания на разную степень сложности, давая возможность предлагать ученикам разные варианты в зависимости от подготовленности ребенка.
3) Задания предложены в форме, оживляющей интерес и активность к познаванию и любознательности, направляя при этом активность в сферу свободного творчества.
4) Обучение идет на диалектическом принципе, при котором на каждом уроке учащимся приоткрывают будущие темы в обучении, новые понятия и идеи сначала представляются наглядно - образно или как проблемная ситуация.
5) В каждом учебнике содержится система заданий, которые помогают развить логику, образное мышление, воображение, интуицию, ценностное мировоззрение, нравственную позицию личности школьника. Большое внимание в художественном оформлении учебников и пособий, где оформление помогает в двух функциях - развивающей и обучающей.
6) Важная составляющая «Перспективы» - развитие в ребенке чувства прекрасного, понимание эстетической ценности изучаемого объекта или события, умение переживать красоту, единение с миром, с гармонией и природой.
В комплект для начальной школы включены учебники из циклов гуманитарного и естественно - научного: «Окружающий мир», «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика».
Математика:
2011/2012 годы - учебник из УМК «Математика» автора Л.Г. Петерсон. Системно - деятельностный подход нового Федерального стандарта наилучшим образом предлагается в дидактической системе деятельностного подхода в обучении, которым руководствуется Л.Г. Петерсон. Этот учебник по математике значительно дополняет комплект «Перспективы».
Грамота:
Обучение грамоте начинается с предыстории (рисунки, жесты, различные письменные знаки и т.п.), применяется культурно - исторический аспект письма в рисунках и играх, раскрашивание, штриховка, лепка. С помощью этого метода чтение и письменная речь изучаются как настоящая письменная речь, а не просто как технические навыки. Лучше осознается заместительная функция слова, в которой слово называет сам предмет, а не является этим предметом. Слово как сложный языковой знак имеет два плана - содержание (значение) и выражение (фонетическая и буквенная формы).
Чтение:
Используются литературно - художественные тексты из пособия «Читалочка». Произведения для слушания, чтения и рассказывания помогают вести уроки на «общение» писателя с читателями (учениками), читателей с книгой и т.п. Эти уроки дают детям первые знания о различных текстах ( художественных и научно - познавательных), возможность наблюдать за языком в разных сферах, в разных функциях, и помогают развивать интерес ученика к языку, окружающему миру и искусству.
Именно поэтому в своей работе я остановилась на УМК «Перспектива».
Учебный материал учебников УМК «Перспектива» способствует развитию творческих способностей школьников, которые реализуются в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия, развития способностей к отбору и анализу информации, использования компьютерных технологий. Наиболее приоритетным является исследовательская, игровая и краеведческая деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.
Я убедилась, что содержание учебников может быть без напряжения изучено за то время, которое отведено федеральным базисным учебным планом. Учебники включает в себя не только учебную информацию, но и аппарат усвоения этого содержания: продуманное дополнение текста рисунками, схемами, таблицами. Они обладают иллюстративной и обучающей функциями.
Меня привлекли в этих учебниках доступность и доходчивость без потери научного изложения, последовательность и логика изложения материала, современное оформление и красочность иллюстраций.
Учебники полностью соответствует ФГОС и требованиям к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Источники: http://1-4.prosv.ru/
Александр Асмолов
(Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ)
Для того чтобы раскрыть смысл проекта «Перспектива», я обращусь за помощью к одному из самых мудрых проводников в страну детства — Самуилу Яковлевичу Маршаку. В свое время он написал небольшое стихотворение, которое по сути ставит грустный диагноз безличностной педагогике:
Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
Диагноз С.Я. Маршака раскрывает потребность в новой педагогике, педагогике «почемучек». В этой педагогике дети не утрачивают одно из самых главных человеческих желаний — желание познавать окружающие их миры. В педагогике «почемучек» они остаются «маленькими философами», которые без устали досаждают родителям и учителям своими вопросами: они жаждут общения и не боятся спрашивать обо всем, что происходит вокруг. Им до всего есть дело.
Перефразируя слова известного философа «Я мыслю, значит, я существую», ключевую идею проекта «Перспектива» можно передать следующей формулой: «Я общаюсь, значит, я учусь».
Программы УМК
УМК "Перспектива"
Технологические карты
Новое в УМК