Раздел: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Олимпиада учителей по духовно-нравственному воспитанию

Отечеству принесу богатство

Отечеству принесу богатство…

Луганщина талантами щедра…

               В начале 90-х годов прошлого столетия был отброшен «Моральный кодекс строителя коммунизма». В небытие ушла пионерская организация с ее девизом «Будь готов! Всегда готов!»  Ушло искреннее желание поступить в комсомол и удостоиться почетного права сдавать Устав организации в горисполкоме.   Т.е. утрачен системный подход воспитания ценностных ориентиров. Но без таких ориентиров построить воспитательную систему в любом учебном заведении и государстве в целом невозможно.   Школа сегодня должна решать эти важные вопросы самостоятельно.   Это одно из противоречий нынешнего общества. Несомненно, пути решения такого рода противоречий воспитания школьников в нашем государстве существуют.         

           Учителя ЛНР работают сейчас в условиях введения временного  государственного образовательного стандарта.  Планирование и организация воспитательной работы г в современных условиях осуществляется в соответствии с Временным Основным Законом (Конституцией)  Луганской Народной Республики» от 18.05.2014 г., Законом Луганской Народной Республики от 30.07.2015 г. «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики», Приказом МОН ЛНР от 26.12.2014   № 72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на ВГОС».  Одним из основных направлений, указанных в Методических рекомендациях по планированию воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 гг. является воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Предлагаются виды и формы деятельности в этом направлении.

    Наша гимназия идет по пути реализации программ и проектов краеведческого направления. Выбор не случайный. Луганский край богат  талантами, умами, интересными судьбами. В принципе, мы не начинаем, мы продолжаем эту деятельность. Хотя бы потому, что гимназия наша носит имя Бориса Дмитриевича Гринченко – выдающегося писателя, педагога, лексикографа, фольклориста, общественного деятеля, создателя «Словаря украинского языка в 4-х томах». За этот титанический труд Б.Д. Гринченко в 1909 году удостоен 2-й премии Российской Академии наук имени М.И. Костомарова. Примечательно, что в Луганске родился Владимир Иванович Даль (псевдоним Казак Луганский)– создатель «Толкового словаря живого великорусского слова» Эти два имени составляют два крыла духовности нашего края. Под девизом

Два крыла духовности Луганщины

 мы изучаем творчество двух титанов мысли, формируя личность, способную сберечь и продолжить традиции  наших талантливых предшественников.

       Еще одно имя. Известно, что многие города Луганской области носят имена тех людей, которые их основали. Так, возникновение в донецкой степи города Алчевска связано с деятельностью промышленника и банкира, купца первой гильдии Алексея Кирилловича Алчевского. А.К. Алчевский – яркая, неоднозначная, сложная и противоречивая личность. Банкир, крупный предприниматель, создатель Донецко-Юрьевского металлургического завода (ныне Алчевский металлургический комбинат), защитник рабочих, меценат. Бельгийский промышленник А. Вандевиль, хорошо знавший А.К. Алчевского, назвал его гением и великим человеком: «… гигант, жертвовавший всеми своими интересами ради дела» (газета «Наша газета» от 22 марта 1997 г.)

     Не меньшей известностью пользуется имя жены Алческого – Христины Даниловны. К нашему поселку ее благотворительная и просветительская деятельность имеет самое непосредственное отношение. В 1879 году ею была открыта  школа в нашем поселке ( в то время деревня Алексеевка Михайловской волости  Славяносербского уезда). Добротное каменное здание сохранилось до сих пор. До того, как были собраны все документы на постройку, она уже начала учить крестьянских детей. А с 1887 по 1893 по его приглашению здесь учительствовал и Б.Д. Гринченко.

Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству                                                        вложенного личного труда

        Юрий Алексеевич Ененко – известный врач и ученый, общественный деятель-подвижник, литературовед, публицист и прозаик, человек прекрасной души, верный и искренний товарищ и друг. Юрий Ененко – талант человечности. Так называют его и в областном онкологическом диспансере, где он работал, и в редакциях областных газет, где появлялись его первые литературно-краеведческие заметки, и в Луганском государственном педагогическом институте, куда его приглашали для выступлений со своими публикациями. Прочувствовал это и наш педагогический и ученический коллектив, когда Юрий Алексеевич приезжал к нам на чашку чая в школьные юбилеи.

        Благодаря Ю.А. Ененко в Луганске появился памятник  создателю «Слова о полку Игореве», знак казаческой славы, памятник Тарасу Шевченко в центре города, храм Святого Пантелеимона на территории Луганского областного диспансера. Умер Юрий Алексеевич в 57 лет. Знал о своей болезни, Боролся за жизнь. Было все: лучшие специалисты, редкостные лекарства, самые современные методы диагностики и лечения. Были и предложения поехать на лечение за границу. «Да как же я, врач с более  чем тридцатилетним стажем, главный врач онкодиспансера, который твердил своим больным, что мы лечим рак не хуже, чем где-нибудь в мире, брошу их?!» Этим сказано все, не стоит детализировать. Патриот.

Патриотизм доказывается не словом, а делом.

           Известно, что патриотизм начинается с любви к своему дому, осознания гордости за принадлежность к земле, историю, культуру и быт которой ты знаешь, ощущения себя сыном или дочерью страны, в которой живешь.  В мирное время, в период процветания страны, доказывать патриотические чувства проще, чем в тяжелые для Отчизны времена. Мы, жители ЛНР ощутили это на себе в полной мере. Именно в периоды кризиса, военных действий и проявляются истинные патриотические чувства. Это своеобразное испытание на прочность.   В условиях нынешнего положения нашей республики неоспоримым  доказательством является всплеск патриотических  чувств у молодежи и школьников.  Наши дети  говорят не то, что родители на кухне, а проявляют свою позицию в форме поэтического искусства, достойных поступков и девизов такого содержания:

                      Служить готов – ты мужчина, без слов.                

                       Как надежно мужское плечо! Поздравляем тебя горячо!

                       Всё детство без печали – мальчишки защищали!

                 Наш защитник – солдат и герой! За Отечество станет горой!

                      23 февраля – праздник мира и добра!

                Люблю, ценю Родину свою! Потребуется – докажу в бою!

                Защитников чтить – Родину любить!

 А вот и творчество учителей:

                                 Ради неба мирного,  чтобы детям жить,

                                 Каждый должен прочно Родину любить!

 

                                  Веру, Мать, Отчизну береги во имя жизни!

 

                                 Веру – душе, честь – никому, 

                                 Родине – верность, отвагу – в бою!        

        «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» - сказал Л.Н. Толстой. Эти слова могут сталь девизом патриотического воспитания молодого поколения.

                                                                                           

Мой портфель

Вот ты ученый человек, однако                                                                                                         лишь мне порой как никому видна                                                                                               избитость восклицательного знака                                                                                                           и вопросительного новизна.                                                                                                            Я стар уже для всяких порицаний,                                                                                                           но сколько каждый год подряд                                                                                                      сменилось самых новых восклицаний,                                                                                                         а старые вопросы все стоят.

М. Вишняков.

      Время неумолимо. Еще вчера - молодая  и неопытная учительница, перед которой  столько непокоренных вершин, сегодня (гляди-ка!»  -  за плечами долгие годы работы на педагогическом поприще. А что же дальше? Остановилась, оглянулась…  Наверное, повторяю путь многих, но что же все-таки дальше? Однажды (очень давно)  сделала для себя вывод, который со временем стал жизненным правилом: я всегда в своей жизни принимаю решения сама, даже в мелочах – сама! И тут же спасительная мысль: думай, Инна, думай и сама отвечай, что дальше! Вариантов предостаточно. Можно, например, почивать на лаврах (сделано немало!) и деградировать потихонечку. Никто не заметит: ты на пенсии. Можно хвататься за самые прогрессивные  нововведения и внедрять, внедрять! Можно идти традиционным учительским путем: класс – учитель – ученик – знания. А может стать таким себе убеленным сединами, мудрым наставником для молодежи, им и вправду нужна помощь.

   Убрав определенную долю иронии, все  можно. Только бы помнить о советах мудрецов:

                                     Не уставай искать ответа

                                     На то, на что ответа нет.

                                     В неотвечаемости этой

                                     Уже содержится ответ!

                                                                         Джами

  В который раз перечитала слова, отшлифованные временем, умом и мудростью. Ну что, решение принято? Вот и начнем помолясь.

    

 

 

 

 

 

Мой портфель

      Сколько портфелей побывало у нас в разное время, нет-нет, уже не школьных, а учительских.

      А почему не школьных? Уже в школьном возрасте в школьный портфель ты кладешь (или нет) учебник, тщательно готовишься (или нет) к урокам, и в школьном портфеле лежит (или нет) выполненное дополнительное домашнее задание по истории, литературе, физике…

      С высоты своего возраста, оглядываясь в прошлое, вижу  многое. Вот первая картинка. В 6 классе мама с удивлением обнаружила, что ее дочь, т.е. я, дома готовит только письменные уроки. А устные? А устные – на переменке, перед самым уроком прочитаю и все тут! А уже в выпускных 9- 10 классах  в портфеле (ой, нет! очень модном в 70-е годы  прошлого столетия пластмассовом дипломате) лежали практические работы  с лингвистическими сочинениями и планы выступлений перед классом по этимологии слова «красный».  Об учительском будущем труде речь пока не шла.

        Картинка 2. После окончания школы не поступила в вожделенный институт иностранных языков. С кем не бывает? Мама, заведующая детским садом, взяла к себе на работу воспитателем. При этом, не желая никаких разговоров о «блате», относилась к дочери, новоиспеченному воспитателю, строго и требовательно. До сих пор перед глазами следующее: мама-заведующая приходит к воспитателю-дочери на занятие по изодеятельности в подготовительной группе детского сада и, поняв, что дочь проводит занятие с методической точки зрения неправильно, останавливает занятие, дает детям отдохнуть, сажает горе-воспитателя за последний стол и сама показывает мастер-класс.. Было обидно, но возникла здоровая злость: а что я не сумею так же красиво, так же правильно? Следующий шаг – поступление в педагогическое училище. Вот то внутреннее состояние я, пожалуй, оставила бы в своем учительском портфеле.

     И еще одна картинка. Среднюю группу детского сада, где  работала сразу после окончания школы, посещал четырехлетний парень Олег.  Сейчас таких детей называют гиперподвижными. Помещение детского сада было барачного типа (понятно, 1978 год). Группа и туалет, куда попросился Олежек, были в разных концах коридора. Стала переживать из-за долгого отсутствия воспитанника. Выглянула из группы и увидела картинку, нет, представление, спектакль! Олег движется  по длинному коридору, устланному ковровой дорожкой, и бегом, и на носочках, и перекатом, и на коленях, и в приседе, и кувырком, и как угодно. Т.е., четырехлетний человечек не спешит в группу, вроде как балуется. И вдруг я обнаруживаю, что любуюсь парнем, что такое поведение мальчика меня не раздражает, а даже восхищает и вдохновляет что ли! Тогда, в 18 лет, не могла проанализировать свое отношение к происходящему. Но то чувство я бы оставила в своем портфеле. Да и имя мне умный парень дал за то, что накричала на него: Инка Валентинка! (меня зовут Инна Валентиновна). Вот как обидно! Зато до сих пор так называю себя за свои педагогические и жизненные промахи.

     Вот остановилась, перебираю тяжелый разбухший портфель…   Хочется выбросить скуку подготовленных на скорую руку уроков, огромное количество отчетов и мероприятий «для галочки» и попытки работать по скачанным с интернета разработкам уроков!

      Стыдно за свои собственные недоработки. Одна из десятиклассниц, зная, что на уроках литературы я принимаю все мысли и мнения детей, при характеристике образа Анны Карениной высказалась примерно так: «Да не понимаю я эту Анну! Ну и жила бы так! Продолжала бы жить с Карениным, он ее содержал. Ничего, что старый.  Тихо встречалась бы с Вронским, мало ли в жизни женщин, имеющих любовников! Но зато ей не пришлось бы ей бросать сына!»  Понимаю, что молодежь часто видит не  лучшие примеры семейной жизни. Но чувство вины гложет до сих пор: как учитель не смогла охарактеризовать эпоху, в которую создавался роман, не преподнесла красоту образа главной героини, не разъяснила, что чувство Анны основано на потребности в любви и поэтому дети не ощутили всей силы притягательности образа Анны Карениной. Т.е. роман прочитали, обсудили, но прошли мимо духовной красоты главной героини романа.

      Этот случай научил избегать штампов в проведении уроков, один и тот же материал преподносить детям не по заранее и на многие годы оставленному плану, а в зависимости от степени заинтересованности  и даже настроения учеников, их суждений и духовного развития класса и каждой индивидуальности.

       В статье «О народном воспитании» А.С. Пушкин пишет: «…Последние происшествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек молодых людей в преступное заблуждение. Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделалось у нас предметом замыслов и усилий… Но надлежит защитить новое, возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое является на поприще жизни со всею пылкостью первой молодости, со всем ее восторгом и готовностью принимать всякие впечатления… Воспитание или лучше сказать отсутствие воспитания, есть корень всякого зла… Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия…»

     С моей точки зрения именно учитель литературы призван решать многие проблемы воспитания.  Для этого у него есть широкий инструментарий воздействия на ученика. Главной задачей учителя литературы вижу: не оставлять ребенка равнодушным, будить его мысли и чувства, создавать на уроке такие условия, когда каждый может высказаться; нужно, чтобы у детей горели глаза. Поэтому надолго оставлю в своем учительском портфеле интересное долгосрочное задание по литературе. Идея не моя, вычитала в журнале «Світова література». Ученики должны не просто прочитать то или иное художественное произведение, знать его содержание и характеристику образов. Они должны проникнуться содержанием сказки, повести или романа, погрузиться в эпоху создания произведения и сфотографироваться в образе любимого героя. Дети должны предусмотреть очень многое: костюм, декорации, выражение лица героя, отражающее его внутренний мир.  Задание трудное. На него дается много времени. Принимаю фотографию как  зачет.  Большинство детей увлекается. Лучшие фотографии обязательно вывешиваются на стенд под названием «Литература. Образ. Талант». 

       За последние 8 лет работы собрался целый альбом:  Джульетта,  Маргарита, Родион Раскольников, Шерлок Холмс, Татьяна Ларина, Воланд, Пеппи Длинный Чулок, Злая Мачеха… Кого тут только нет! Все бережно храню. А как же: приходят выпускники на школьные праздники - обязательно бегут в кабинет русского языка и литературы: «Дайте нам тот альбом…»

      Оставлю в своем учительском портфеле и  вот это. С 7 по 9 класс твердила детям, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Правило знают. Пишут диктант – допускают ошибки. На одном из уроков, посвященном анализу очередного диктанта с теми же ошибками, не выдерживаю и говорю: «Ребята, ну как сделать, чтобы вы применяли правило при написании диктанта? Может, вот так?» Достаю из кармана носовой платок, становлюсь в позу и пою с подтанцовкой саму собой пришедшую на ум частушку:

                                                     Эх, частица НЕ с глаголом

                                                     пишется раздельно! И-и-их!                                                                                                                                                                                                                      

Минуту в классе стояла мертвая тишина, потом – грохот смеха! Смеялись долго, но правило стали соблюдать! А я тогда подумала: хорошо бы написать песенки или частушки на все правила. Да они, наверное, где-то в Интернете и есть. Но эх, рутина!

                 На уроках языка и литературы дети много трудятся. Чтоб не упасть лицом в грязь, приходится и самой проявлять творчество и, например, выступать в школьной газете с поучениями Владимира Мономаха в стиле Григория Остера:

                                 На каникулы пойдете – книжек не читайте!

                                 На диванчике лежите, дурака валяйте.

                                 Телик можно повтыкать, мошек можно посчитать,

                                 Ну а книжки – нет! Ни-ни!

                                 Ученик наш, отдохни!

          При подготовке к урокам мировой литературы по теме «Библия» всегда ощущала определенные трудности при пояснении структуры Библии, изложении положений Нового Завета, плохо ориентировалась в понимании и толковании библейских притч. Поэтому однажды решила зайти в наш местный храм, необычный и знаменитый, за помощью. И вот уже на протяжении последних пяти лет уроки по изучению Библии  по благословению протоиерея и настоятеля Михайловского храма мне помогает проводить псаломщик Александр Смирнов. Он всегда говорит тихо и очень убедительно: «… по учению святой церкви человек состоит из 3 частей: Духа, Души и Тела. Вот как мы ухаживаем за своим телом (кормим, греем, красиво одеваем), так и душу надо кормить и красиво украшать. Спросите, как? Известный святитель Иоанн Златоуст сказал: «Телесная пища нужна для поддержания наших сил, то же и чтение святого писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою». А. Смирнов преподносит интересные сведения: «Великий ученый, профессор,  хирург                    гнойной медицины, архиепископ Лука Войно-Ясинецкий был на приеме в Кремлевском дворце. В момент дискуссии один начальник сказал ему: «Вы знаете, профессор, мы сколько в космос летали. а Бога там не видели, на что профессор спокойно ответил: «Вы знаете, я сколько раз делал вскрытие черепа, а ума там не нашел!»                                         Александр – очень интересный собеседник, его манера общения просто завораживает учеников. Вот отрывки из школьных сочинений после посещения храма: «Передо мною высокие ворота в незнакомый  мир, что очаровывает своей загадочностью. Вот я в храме, слушаю интересный рассказ Александра. Благодаря ему, я больше узнала  о религиозных праздниках, иконах, вникла в  историю Библии. Александр как будто заставил окунуться в тот прекрасный мир, который до сих пор мне казался выдуманным.  Визит в наш старинный храм, полный тайн и очарования, заставил задуматься над своей жизнью…» (Алина, 9 класс, 2012 г.)

   «…Когда подошел к храму, то сразу ощутил необычную энергетику этого места… Входим в церковь.. Она была наполнена каким-то необыкновенным теплом понимания и желанием поглощать все услышанное. На душе стало легко, самочувствие улучшилось. Дальше познакомился с Александром. Я в восхищении от общения с ним! Он сумел подобрать слова так, что все когда-то непонятное стало простым и близким. Думаю, что этот человек уникален, так как он всю свою жизнь посвятил наивысшему – служению Духу…» (Альберт, 8 класс, 2013 г.)

«Я внимательно слушала каждое слово, мне было очень интересно. К сожалению, в нашем учебнике по мировой литературе очень мало написано о Библии. Но я знаю, что рядом есть храм, и я могу узнать обо всем, что меня интересует» (Анастасия, 8 класс, 2015г.)

   Ради таких простых и глубоких ученических сочинений, ради тех лечебных капелек , благотворно влияющих на души детей никогда не выложу из свого учительского портфеля посещения храма, что способствуют  преображенню нравственного внутреннего мира детей.

     Снова встряхнула свой толстый учительский портфель. Многое осталось нетронутым, неоцененным. Но время-то есть! Есть и порох в пороховницах! Спасибо Олимпиаде, что заставила обратиться к собственному педагогическому опыту, вспомнить о важных мелочах, выложить подзабытое на видное место рабочего стола.

Сценарий родительского собрания

Разработка  мероприятия для родителей

Тема: Литературно-музыкальная композиция «Мы полетим туда, где крылья раздают бесплатно!»

Цель: ознакомить родителей с творчеством известной современной  исполнительницы авторской песни Светланы Копыловой,  обратить внимание взрослых на яркую личность первооткрывателя жанра «песни-притчи»; напомнить о  качествах человеческой личности: умении любить, прощать, проявлять милосердие и внимание к окружающим.

Оборудование: портреты Светланы Копыловой,  аудио- и видеоматериалы, представляющие ее творчество, сайт исполнительницы, презентация, экран, проектор.

Ход мероприятия:

Я еще не стала лучше, но к тому уже есть повод…

    С. Копылова

Учитель:  Почитатели творчества Булата Окуджавы, патриарха авторской песни,  часто говорят об удивительном союзе музыки и слова, который,  в сочетании с добротой и проникновенностью текстов создает удивительный феномен авторской песни. У известного автора-исполнителя Светланы Копыловой, к творчеству которой мы сегодня прикоснемся, отмечают еще более редкий дар: сочетать стихи, музыку, сюжетную канву текстов и глубокий христианский смысл. Ее песни-притчи — это не только совершенно новый жанр, но и возможность поразмышлять о вечных ценностях, затрагивающих сердца самых разных людей: добре, зле,  самопожертвовании, борьбе с пороками, покаянии, прощении, вечности…

Ученик: Песни Светланы Вадимовны Копыловой близки и понятны каждому, и многие узнают в них самих себя. Но главное, чему они нас учат – это вера. Ведь только вера в жизнь дает ответы на многие вопросы, которые она же перед нами и ставит. Творчество исполнительницы проникает в душу слушателя свежим дуновением, отрезвляющим, побуждающим к добру и состраданию, позволяя посмотреть на себя и на свою  жизнь с иной стороны. На протяжении трех часов (обычно столько длится ее выступление с перерывом)  вы забываете о времени и уходите с концерта с обновленной душой и желанием стать лучше.

Учитель: Познакомиться с ее песнями просто — стоит только зайти на ее официальный сайт в раздел «Дискография», где можно бесплатно скачать любую песню. Но живое исполнение, сопровождающееся двухгитарным аккомпонементом, а помогает Светлане гитарист Михаил Оленченко, ни с чем несравнимо. Сайт Светланы: www.svetlana-kopylova.ru .

Ученик: Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной для того, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством этой известной русской исполнительницы и совершенно  неизвестной нам. Давайте же заполним пустующую страницу.

Ученица: Родилась Светлана Вадимовна Копылова  22 февраля 1964 года в Иркутске в рабочей семье.                                                                                                                                          До 5 лет жила в рабочем поселке с тетей, бабушкой и прабабушкой. С 2 лет она пела песни В. Высоцкого, а в отрочестве стали проявляться и ее поэтические способности. Она всегда мечтала играть на фортепиано, но у ее семьи не было  возможности отдать маленькую Светлану в музыкальную школу.

Ученица:  После окончания восьмилетней школы  поступила в Иркутский авиационный техникум, где научилась играть на гитаре. Случайно попав на спектакль иркутского ТЮЗа, увлеклась театром, но в местное театральное училище не прошла по конкурсу.                                                                                                                               Через год, в 1983, она поступает в Московское театральное училище им. Б. В. Щукина на курс Евгения Рубеновича-Симонова.                                                                                                                                   После 2 курса начинает сниматься в кино. Первой ее работой стала роль Лены в фильме В. Рыбарева "Свидетель", у него же она снялась и в картине "Меня зовут Арлекино". Этот фильм принес Светлане международный успех.

 Ученица: В поездках по стране Светлана Копылова часто выступала с песнями собственного сочинения.    В 1987 окончила Щукинское театральное училище. Ее дипломной работой  стал спектакль "Любовь" по пьесе Л. Петрушевской в постановке В. Этуша.  В 1997 году вместе с сыном Димой сыграла в картине В. Абдрашитова "Время танцора". Сама Светлана о своих жизненных исканиях написала песню «Чем я только не была». Давайте ее послушаем

(Песня «Чем я только не была»)

Ученица: В своем напряженном графике жизни она нашла место для обучения на 2-годичных курсах Московского государственного лингвистического университета, что сыграло немалую роль в развитии ее поэтического таланта. После знакомства с композитором и поэтом В. Зуйковым, высоко оценившим ее поэзию, начала писать эстрадные песни.  Первой исполнительницей ее песен стала Кристина Орбакайте.

(Звучит песня «Где я пела» на слова Копыловой в исполнении                     К. Орбакайте)

Ученица: Светлана Вадимовна сотрудничает с композиторами В. Зуйковым, В. Малежиком, А. Укупником, И. Сарухановым и др. Автор-исполнитель собственных песен, ее называют первооткрывателем жанра "песен-притч". На этом поприще актриса удостоилась званий лауреата нескольких российских конкурсов авторов-исполнителей.

 Ученица:  Сама Светлана отзывается о себе так: «Я профессионально  не пою. У меня нет ни певческого, ни музыкального образования, к сожалению, а может быть, к счастью. Честно говоря, я стала петь сама поневоле. Никогда не думала, что меня когда-нибудь будут называть певицей. Я, наверное, и не привыкну никогда к этому слову. Автор-исполнитель — наиболее для меня подходящее определение. Но меня почему-то все норовят назвать певицей»

Ученица: Но все же свое время Кристина Орбакайте спела песню на ее стихи и музыку, Вячеслав Малежик — пять песен написал на ее стихи и исполняет их до сих пор, Игорь Саруханов, молодежные группы…

Ученица: Все течет, все изменяется... - Человек не может всю жизнь оставаться одним и тем же, он должен совершенствоваться. Если этого не происходит, тогда он деградирует. По крайней мере, в духовном плане, — поясняет Светлана.

Учитель: На данный момент в репертуаре исполнительницы преобладают серьезные смысложизненные песни: иногда возвышенные, а иногда ненавязчиво обличительные, раскрывающие самые разные качества человеческой души. Новый период в своем творчестве она связывает со знакомством со своим духовным отцом, протоиереем Артемием Владимировым. После этого она поняла, что писать как раньше уже просто не сможет. И появились песни-притчи, песни-баллады, просто песни, но такие, которые позволяют взглянуть на знакомые, часто встречающиеся происшествия другими глазами. Как вот, например, эта песня с непритязательным названием «Про кота»

(«Песня про кота»)

Ученик: Вернулась Светлана Копылова к эстрадной песне только один раз. «Звонит мне как-то Игорь Саруханов — нашел факс десятилетней давности с моими текстами. Понравился ему один текст, и он спросил, не написал ли кто-нибудь музыку на него. А я ведь от этого давно отошла, мне совсем стала неинтересна эстрадная песня. А еще он хотел, чтоб я попробовала написать песню на его готовую мелодию, но я стала отказываться, т.к. своих проектов много, времени мало, да и не получаются у меня уже светские песни, тем более ритмичные да мажорные, как он сказал, и вдруг слышу — у него младенчик плачет. Я спрашиваю: «У тебя кто-то родился?» — «Да. Дочка Любовь». И тут я вношу свое предложение. Единственная тема, за которую бы я взялась — это «Колыбельная», тем более что от лица папы этого, по-моему, никто не делал. Игорь загорелся и наутро прислал мне новую мелодию, на которую к вечеру был готов текст. Так появилась совместная песенка «Лялечка в конвертике». Оба остались очень довольны.

(Звучит песня И.Саруханова «Лялечка в конвертике»)

Учитель: Надо помнить, что по профессии Светлана Копылова — актриса, ее фильмография ее достаточно разнообразна. Но ее взгляды на артистическую деятельность поменялись, она говорит: «Роль должна быть сильной, она должна влиять на людей не менее сильно, чем мои песни. Иначе сниматься просто нет смысла». Поэтому  Светлана обращается к творчеству других писателей, произведения которых оставляют глубокий след в душах читателей. Все здесь присутствующие помнят новеллу О.Генри «Последний листок». Посмотрите, как облекла ее в свои стихи С. Копылова.

(Видеоролик «Последний листок»)

Ученик: Все же прошлая актерская деятельность помогает на сцене. Свои песни Светлана пропускает через  душу. Только тогда идет связь со зрителем, обратная связь, только тогда они по-настоящему воспринимают то, что она хотела сказать.  «На сцене надо отдавать себя без остатка, - говорит Светлана Вадимовна, - тогда будет и отдача. А иначе — фальшь, игра. Зрители это чувствуют. Моя задача — коснуться человека, может быть, живущего с какой-то озлобленностью, растопить его сердце, чтобы человек стал хоть на мгновение лучше»

Учитель: И сейчас настало время ближе познакомиться с поэтическим творчеством  Светланы Копыловой. Пусть сегодня в нашей импровизированной гостиной прозвучат стихи неординарной поэтессы и мы хоть ненадолго станем друг к другу ближе, наши души станут немного мягче, и, может, именно сегодня мы обретем маленькие крылья добрых дел, милосердия, любви, всепрощения, внимания к людям. Итак, слово высокой поэзии.

(Ученики читают стихи Светланы Копыловой на выбор).

Учитель: Я благодарю всех присутствующих за звучащие стихи  Светланы Копыловой, за внимание к слову, за светлые душевные проявления. Желаю вам новых интересных поэтических встреч

 

Родительское собрание. Разработка мероприятия для родителей

Разработка  мероприятия для родителей

Тема: Литературно-музыкальная композиция «Мы полетим туда, где крылья раздают бесплатно!»

Цель: ознакомить родителей с творчеством известной современной  исполнительницы авторской песни Светланы Копыловой,  обратить внимание взрослых на яркую личность первооткрывателя жанра «песни-притчи»; напомнить о  качествах человеческой личности: умении любить, прощать, проявлять милосердие и внимание к окружающим.

Оборудование: портреты Светланы Копыловой,  аудио- и видеоматериалы, представляющие ее творчество, сайт исполнительницы, презентация, экран, проектор.

Ход мероприятия:

Я еще не стала лучше, но к тому уже есть повод…

    С. Копылова

Учитель:  Почитатели творчества Булата Окуджавы, патриарха авторской песни,  часто говорят об удивительном союзе музыки и слова, который,  в сочетании с добротой и проникновенностью текстов создает удивительный феномен авторской песни. У известного автора-исполнителя Светланы Копыловой, к творчеству которой мы сегодня прикоснемся, отмечают еще более редкий дар: сочетать стихи, музыку, сюжетную канву текстов и глубокий христианский смысл. Ее песни-притчи — это не только совершенно новый жанр, но и возможность поразмышлять о вечных ценностях, затрагивающих сердца самых разных людей: добре, зле,  самопожертвовании, борьбе с пороками, покаянии, прощении, вечности…

Ученик: Песни Светланы Вадимовны Копыловой близки и понятны каждому, и многие узнают в них самих себя. Но главное, чему они нас учат – это вера. Ведь только вера в жизнь дает ответы на многие вопросы, которые она же перед нами и ставит. Творчество исполнительницы проникает в душу слушателя свежим дуновением, отрезвляющим, побуждающим к добру и состраданию, позволяя посмотреть на себя и на свою  жизнь с иной стороны. На протяжении трех часов (обычно столько длится ее выступление с перерывом)  вы забываете о времени и уходите с концерта с обновленной душой и желанием стать лучше.

Учитель: Познакомиться с ее песнями просто — стоит только зайти на ее официальный сайт в раздел «Дискография», где можно бесплатно скачать любую песню. Но живое исполнение, сопровождающееся двухгитарным аккомпонементом, а помогает Светлане гитарист Михаил Оленченко, ни с чем несравнимо. Сайт Светланы: www.svetlana-kopylova.ru .

Ученик: Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной для того, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством этой известной русской исполнительницы и совершенно  неизвестной нам. Давайте же заполним пустующую страницу.

Ученица: Родилась Светлана Вадимовна Копылова  22 февраля 1964 года в Иркутске в рабочей семье.                                                                                                                                          До 5 лет жила в рабочем поселке с тетей, бабушкой и прабабушкой. С 2 лет она пела песни В. Высоцкого, а в отрочестве стали проявляться и ее поэтические способности. Она всегда мечтала играть на фортепиано, но у ее семьи не было  возможности отдать маленькую Светлану в музыкальную школу.

Ученица:  После окончания восьмилетней школы  поступила в Иркутский авиационный техникум, где научилась играть на гитаре. Случайно попав на спектакль иркутского ТЮЗа, увлеклась театром, но в местное театральное училище не прошла по конкурсу.                                                                                                                               Через год, в 1983, она поступает в Московское театральное училище им. Б. В. Щукина на курс Евгения Рубеновича-Симонова.                                                                                                                                   После 2 курса начинает сниматься в кино. Первой ее работой стала роль Лены в фильме В. Рыбарева "Свидетель", у него же она снялась и в картине "Меня зовут Арлекино". Этот фильм принес Светлане международный успех.

 Ученица: В поездках по стране Светлана Копылова часто выступала с песнями собственного сочинения.    В 1987 окончила Щукинское театральное училище. Ее дипломной работой  стал спектакль "Любовь" по пьесе Л. Петрушевской в постановке В. Этуша.  В 1997 году вместе с сыном Димой сыграла в картине В. Абдрашитова "Время танцора". Сама Светлана о своих жизненных исканиях написала песню «Чем я только не была». Давайте ее послушаем

(Песня «Чем я только не была»)

Ученица: В своем напряженном графике жизни она нашла место для обучения на 2-годичных курсах Московского государственного лингвистического университета, что сыграло немалую роль в развитии ее поэтического таланта. После знакомства с композитором и поэтом В. Зуйковым, высоко оценившим ее поэзию, начала писать эстрадные песни.  Первой исполнительницей ее песен стала Кристина Орбакайте.

(Звучит песня «Где я пела» на слова Копыловой в исполнении                     К. Орбакайте)

Ученица: Светлана Вадимовна сотрудничает с композиторами В. Зуйковым, В. Малежиком, А. Укупником, И. Сарухановым и др. Автор-исполнитель собственных песен, ее называют первооткрывателем жанра "песен-притч". На этом поприще актриса удостоилась званий лауреата нескольких российских конкурсов авторов-исполнителей.

 Ученица:  Сама Светлана отзывается о себе так: «Я профессионально  не пою. У меня нет ни певческого, ни музыкального образования, к сожалению, а может быть, к счастью. Честно говоря, я стала петь сама поневоле. Никогда не думала, что меня когда-нибудь будут называть певицей. Я, наверное, и не привыкну никогда к этому слову. Автор-исполнитель — наиболее для меня подходящее определение. Но меня почему-то все норовят назвать певицей»

Ученица: Но все же свое время Кристина Орбакайте спела песню на ее стихи и музыку, Вячеслав Малежик — пять песен написал на ее стихи и исполняет их до сих пор, Игорь Саруханов, молодежные группы…

Ученица: Все течет, все изменяется... - Человек не может всю жизнь оставаться одним и тем же, он должен совершенствоваться. Если этого не происходит, тогда он деградирует. По крайней мере, в духовном плане, — поясняет Светлана.

Учитель: На данный момент в репертуаре исполнительницы преобладают серьезные смысложизненные песни: иногда возвышенные, а иногда ненавязчиво обличительные, раскрывающие самые разные качества человеческой души. Новый период в своем творчестве она связывает со знакомством со своим духовным отцом, протоиереем Артемием Владимировым. После этого она поняла, что писать как раньше уже просто не сможет. И появились песни-притчи, песни-баллады, просто песни, но такие, которые позволяют взглянуть на знакомые, часто встречающиеся происшествия другими глазами. Как вот, например, эта песня с непритязательным названием «Про кота»

(«Песня про кота»)

Ученик: Вернулась Светлана Копылова к эстрадной песне только один раз. «Звонит мне как-то Игорь Саруханов — нашел факс десятилетней давности с моими текстами. Понравился ему один текст, и он спросил, не написал ли кто-нибудь музыку на него. А я ведь от этого давно отошла, мне совсем стала неинтересна эстрадная песня. А еще он хотел, чтоб я попробовала написать песню на его готовую мелодию, но я стала отказываться, т.к. своих проектов много, времени мало, да и не получаются у меня уже светские песни, тем более ритмичные да мажорные, как он сказал, и вдруг слышу — у него младенчик плачет. Я спрашиваю: «У тебя кто-то родился?» — «Да. Дочка Любовь». И тут я вношу свое предложение. Единственная тема, за которую бы я взялась — это «Колыбельная», тем более что от лица папы этого, по-моему, никто не делал. Игорь загорелся и наутро прислал мне новую мелодию, на которую к вечеру был готов текст. Так появилась совместная песенка «Лялечка в конвертике». Оба остались очень довольны.

(Звучит песня И.Саруханова «Лялечка в конвертике»)

Учитель: Надо помнить, что по профессии Светлана Копылова — актриса, ее фильмография ее достаточно разнообразна. Но ее взгляды на артистическую деятельность поменялись, она говорит: «Роль должна быть сильной, она должна влиять на людей не менее сильно, чем мои песни. Иначе сниматься просто нет смысла». Поэтому  Светлана обращается к творчеству других писателей, произведения которых оставляют глубокий след в душах читателей. Все здесь присутствующие помнят новеллу О.Генри «Последний листок». Посмотрите, как облекла ее в свои стихи С. Копылова.

(Видеоролик «Последний листок»)

Ученик: Все же прошлая актерская деятельность помогает на сцене. Свои песни Светлана пропускает через  душу. Только тогда идет связь со зрителем, обратная связь, только тогда они по-настоящему воспринимают то, что она хотела сказать.  «На сцене надо отдавать себя без остатка, - говорит Светлана Вадимовна, - тогда будет и отдача. А иначе — фальшь, игра. Зрители это чувствуют. Моя задача — коснуться человека, может быть, живущего с какой-то озлобленностью, растопить его сердце, чтобы человек стал хоть на мгновение лучше»

Учитель: И сейчас настало время ближе познакомиться с поэтическим творчеством  Светланы Копыловой. Пусть сегодня в нашей импровизированной гостиной прозвучат стихи неординарной поэтессы и мы хоть ненадолго станем друг к другу ближе, наши души станут немного мягче, и, может, именно сегодня мы обретем маленькие крылья добрых дел, милосердия, любви, всепрощения, внимания к людям. Итак, слово высокой поэзии.

(Ученики читают стихи Светланы Копыловой на выбор).

Учитель: Я благодарю всех присутствующих за звучащие стихи  Светланы Копыловой, за внимание к слову, за светлые душевные проявления. Желаю вам новых интересных поэтических встреч

 

Родительское собрание. Стихотворения Светланы Копыловой

Окно

Лежали в больнице в палате одной                                                                                                      Два тяжко больных человека.                                                                                                      Один у окошка лежал, а другой -                                                                                                 У двери, где не было света.                                                                                                                 Один постоянно в окошко глядел,                                                                                      Другой – лишь на краску дверную,                                                                                              И тот, что у двери, узнать захотел                                                                                            Про жизнь за окошком другую.

С готовностью первый больной рассказал,                                                                                         Что видно ему из окошка:                                                                                                                    Там тихая речка, дощатый причал,                                                                                                            И ходит по берегу кошка.                                                                                                            По синему небу плывут облака,                                                                                      Причудливые, как зверушки,                                                                                                   Сидят на причале там два рыбака,                                                                                                   И с внуком гуляет старушка.

И так каждый день – то про сказочный лес                                                                       Рассказывал, то про влюбленных,                                                                                       Другой же сосед перестал даже есть,                                                                                              Считая себя обделенным.                                                                                                                       Он мучился злобой, и зависть росла,                                                                                        Его постепенно съедая,                                                                                                                Не мог он понять, почему же была                                                                                           Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,                                                                                                          Что не было сил разогнуться,                                                                                                                Он стал задыхаться и даже не мог                                                                                                         До кнопки своей дотянуться                                                                                                          У двери сосед мог на кнопку нажать                                                                                                      И вызвать сестру милосердья,                                                                                                              Но он не нажал, а остался лежать,                                                                                                             Глаза закрывая усердно.

Наутро сестра милосердья пришла                                                                                                Постель поменять за покойным,                                                                                                       Сосед попросил и она помогла                                                                                                         Занять эту самую койку.                                                                                                        Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,                                                                                                На шее задергалась вена:                                                                                                        Увидел он вместо того, что хотел -                                                                                              Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал                                                                                        Про тихую чистую речку,                                                                                                         Про сказочный лес, про дощатый причал                                                                                             И небо в кудрявых овечках…                                                                                                             - Ах, если б он видел, - сказала сестра, -                                                                                          Всю жизнь он слепым оставался.                                                                                                   – Зачем же тогда?.. – тут больной прошептал.                                                                                        – Да он вас утешить старался…

 

Брошенный камень

Была у молодого человека                                                                                                 Заветная и давняя мечта.                                                                                                                          Он с нею засыпал, смыкая веки,                                                                                                      И просыпался с нею он всегда.                                                                                                       Мечтал он накопить побольше денег                                                                                           И новенький купить автомобиль.                                                                                                           И вот однажды он на самом деле                                                                                        Заветную мечту осуществил.

Автомобиль блестящий и красивый                                                                              Бесшумно по дороге проезжал.                                                                                                            Как вдруг рукой мальчишеской ретивой                                                                                                В машину камень брошенный попал.                                                                                      Водитель видел этих негодяев:                                                                                                           Они ему махали перед тем.                                                                                                              И, сдав назад, он вдруг услышал: «Дядя!                                                                         Простите, дядя. я скажу зачем…

Мой брат упал, он в инвалидном кресле,                                                                                       Кювет глубок и не хватает сил…                                                                                                     А вы, как все, проехали бы, если                                                                                                   Я камнем вам в капот не запустил».                                                                               Водитель растерялся: «Вы давно тут?» -                                                                                «Мы выбраться не можем три часа,                                                                                                       А брат мой повредил серьезно ногу,                                                                                                       К тому же надвигается гроза…»

Он подошел к кювету и увидел -                                                                                                  И сердце сжалось, словно дало сбой -                                                                                                     В больших глазах мальчишки-инвалида                                                                                                     Таилась немальчишеская боль.                                                                                                     И вызволив ребенка в одночасье,                                                                                                        На мысли вдруг такой себя поймал,                                                                                             Что как сейчас он не был даже счастлив,                                                                                       Когда свою машину покупал.

Была у молодого человека                                                                                                 Заветная и давняя мечта.                                                                                                                       Он с нею засыпал, смыкая веки,                                                                                                           И просыпался с нею он всегда.                                                                                                            Но вмятину не стал чинить он, чтобы                                                                                           Урок с мальчишкой не был им забыт:                                                                                               Что если ты не хочешь слышать шепот, -                                                                                       В тебя однажды камень полетит.

 

Гвозди

Жил человек, гневливый до предела,                                                                                               Он молод был, и вот отец его                                                                                                    Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,                                                                             Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

Сначала столб пронизывали гвозди                                                                                           По нескольку десятков каждый день,                                                                                  Потом все меньше и однажды вовсе                                                                                                  Он молотком забора не задел.

Отец его заданье дал другое -                                                                                                          Когда он сможет снова гнев сдержать,                                                                                       За каждую победу над собою  -                                                                                                   По одному теперь их выдирать.

И вот настал тот день, когда в заборе                                                                                                  Он не нашел гвоздя ни одного,                                                                                                      И сын сказал, довольный сам собою:                                                                                 - Смотри, отец, я победил его!

Гнев побежден, и для отца важнее,                                                                                                    Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,                                                                                           И молвил он, что сказанное в гневе                                                                                            Гвоздей железных может быть острей.

И как забор уже не будет новым,                                                                                               Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,                                                                                        От грубого, презрительного слова                                                                                               Навеки остаются у людей.

Поделитесь полезной информацией: