Раздел: Портфолио достижений

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ "ЗА БУГРОМ"

Автор: sob

Как построена система обучения в других странах?

Мой выбор пал на Израиль, и это не случайно. Во-первых, их структура, подход и система обучения очень эффективна, признана во всем мире. Во-вторых, и это не секрет, многого они достигли за счет массового переезда туда бывших наших, включая и педагогов. В-третьих, там постоянно проживают мои одноклассники и однокурсники по Университету, которые трудятся на ниве просвещения. часть из них преподают в ВУЗах, а часть - в школах. Я с ними постоянно общаюсь. Дополнительно при написании данной статьи пользовался Интернетом, чтобы информация была более объективной.


Итак начну...


Полный курс школьного обучения длится 12 лет и разделен на три ступени: начальная (1—6-й классы), младшая (7—9-й классы) и старшая школа (10—12-й классы).

Средние школы по своему профилю могут быть общеобразовательными, профессионально - технологическими и сельскохозяйственными. Оканчивают школу обычно в восемнадцатилетнем возрасте на двенадцатом году обучения.

Система оценок

В средней школе существует цифровая оценка в масштабе либо 10-0 или 100-0.
При получении школьного выпускного аттестата (Bagrut) учащиеся могут экзаменоваться на различных уровнях: 1, 2 и 3- пониженные уровни; 4 и 5 - повышенные уровни.
Высшим баллом является 10 или 100.
В вузах существует цифровая оценка в масштабе 100-0.
Высшая оценка 100, низшая 0.
Проходная оценка 60, 55 или 50.

В начальной школе Израиля малыши учатся с 6 лет . За 6 лет они проходят программу, которую наши школьники изучают за 3-4 года. В первое время израильские ученики практически не получают домашних заданий. Оценка знаний — по 100-балльной шкале, но в младших классах отметок нет, чтобы не травмировать детскую психику. Несмотря на это, к малышам относятся абсолютно как к взрослым — обсуждают с ними наравне даже политику. С 7-го класса обучение постепенно начинает усложняться. 

«Я училась в израильской школе, — рассказывает Аня Зицер. — Теперь учусь в российской. В Израиле дисциплина менее строгая, чем в России. Ученики не должны вставать, когда входит учитель. В младших классах ребята сидят не рядами, глядя друг другу в затылок, а по 4—5 человек за отдельными круглыми столами. Так им проще сосредоточиться, а учителю проще им помогать.

7-9-й классы — это промежуточное звено между начальной и средней школой. Есть ряд обязательных предметов — история, иврит, математика, Танах (изучение Торы) и предмет, который называется “понимание прочитанного”. Это не просто чтение и тупая зубрежка литературы - это ее осмысление. В девятом классе, после сдачи экзаменов, школьники выбирают себе направление, по которому будут учиться дальше: естественные дисциплины или театральное искусство, сельское хозяйство или астрология и много чего ещё. Ученики могут сами выбрать сложность изучения того или иного предмета – от “тройки” до “пятерки”. Главное - по общим итогам набрать как минимум 21 единицу. 35—40 единиц считается хорошим результатом. Естественно, чем выше набранный балл, тем больше шансов быть зачисленным в хороший вуз.

У всех израильских школьников есть общий синоним слова “ужас” — “хашад” (подозрение). Если на экзамене преподавателю почудилось, что вы списываете, он рисует на полях вашей работы эту страшную метку. Если же вы с кем-то совещались, это слово расползается по экзаменационным листам всего класса! Хашад равен незачету. Поэтому списывать будет только псих: благодарные одноклассники могут убить за такую “услугу”.

“Я училась в израильской школе 3 года. И настолько привыкла к этому табу на списывание, что, когда вернулась в Россию, отучиться не смогла, — рассказывает Женя Малкина. — Я в университете всегда честно поднимала руку и говорила: “Извините, я не готова”. Однокурсники смеялись. Но заставить себя списывать я так и не смогла”.

Система среднего образования построена на идее: школьник может сконцентрироваться на том, что ему больше нравится и лучше дается. Базовых знаний по остальным дисциплинам достаточно для получения любого образования в дальнейшем (профессионального или университетского). А если у молодого человека возникает потребность дополнить пропуски в школьном курсе – есть вечерние школы, которые помогут это сделать. 

В 11-м и 12-м классах школьники сдают госэкзамены, результаты заносятся в аттестат зрелости. Эта работа обычно намного сложнее, чем предстоящий вступительный экзамен в вузы. Поэтому школьники говорят: “Если сдал и получил шестьдесят баллов, на вступительных получишь девяносто”. С первого раза на аттестат зрелости сдают далеко не все, а некоторые даже пересдают его после армии. Экзамен можно пересдавать бессчетное число раз, но не ранее чем через 10 месяцев после предыдущей попытки.

Ещё одно важное испытание в жизни израильского учащегося - психометрия - вступительный экзамен в вузы. Если школьник решил дальше грызть гранит науки, он рассылает в несколько вузов заявления с просьбой рассмотреть результаты его психометрии. Вместе с каждым таким запросом надо отправить квитанцию на 400 шекелей (около 100 долларов) “за беспокойство” и разрешение от Министерства образование на сдачу психометрии.

Психометрию абитуриенты пишут приблизительно раз в 10 месяцев. Сдавать ее можно много раз, с промежутком в несколько месяцев. В экзамен входит три раздела: логика, точные и гуманитарные науки. Эти разделы делятся на 8 подчастей (например, в точные науки входят физика, алгебра и геометрия). Проверяют в каждой работе только шесть частей из восьми, какие — заранее неизвестно – это своего рода лотерея. Психометрия выявляет не столько знания, сколько умение сконцентрироваться и быстро решить поставленную задачу . Например, вот такую: “На просеке длиной 20 метров через каждые полметра растет дерево. Сколько деревьев всего растет на этой просеке?” Правильный ответ - 41. По словам выпускницы израильской школы, “это же правило пяти пальцев: пять пальцев — четыре промежутка”. Получив психометрию, приемная комиссия сравнивает результат со своим проходным баллом, смотрит на аттестат заявителя и среднее арифметическое школьных оценок. Психометрия – это экзамен на способность применить полученные в школе знания по всем предметам. Сюда же включаются задачи по логике, теории вероятностей. Отзывы сдававших психометрию (с форума): «Большая часть логики – расположения, опыты и правда/ложь. Тексты и дополнение предложений рассчитаны в основном на проверку внимательности и скорости работы – без особо сложных логических построений. Темы текстов: наука (исследование Луны), социология (развитие религиозных норм по Максу Веберу) и история/медицина (развитие модели мозга от Платона до Галена). Уровень – популярный». 

Подготовка к вузу в Израиле … 
В одиннадцатом и двенадцатом классах студенты сдают официальные государственные экзамены, результаты которых заносят в аттестат зрелости. Как правило, им предоставляют возможность выбора дисциплин, по которым они будут экзаменоваться. Кроме того, учащиеся сами определяют уровень сложности той или иной дисциплины по пятибалльной шкале. Так, ученик, одаренный в математике, может изучать и сдавать этот предмет на уровне пяти единиц. Если ему не дается, например, химия, он вправе изучать ее на уровне двух единиц. Естественно, что чем выше набранный балл, тем больше шансов быть зачисленным в университет или другое высшее учебное заведение. Минимальное количество единиц, необходимое для получения аттестата зрелости, двадцать одна. 
В зависимости от направленности дальнейшего образования студент в старших классах выбирает физико-математический уклон, технологический, биологический или литературный. Усвоив любую специализированную программу, студент должен сдать экзамены на аттестат зрелости. Отметки по дисциплинам выставляют по 100-балльной шкале, что позволяет более точно и правильно оценить знания. В результате к окончанию школы студенты обычно уже знают, в какой области они хотят работать, и, не тратя время на углубленное изучение ненужных им в дальнейшем дисциплин, готовятся к поступлению в университет по выбранной специальности.
Именно благодаря хорошему среднему образованию сегодня в Израиле почти сто пятьдесят пять тысяч студентов обучаются в колледжах и университетах.

Желающих поступить учиться в израильском ВУЗе очень много, но это не совсем просто. Для поступления надо набрать определённое количество баллов, пройдя психометрический тест, на котором проверяются не столь формальный уровень знаний, как способность абитуриентов логически мыслить, уметь концентрироваться и быстро находить правильные ответы.


Неуниверситетский уровень высшего образования реализуется в профессиональных учебных заведениях, какими являются учительские колледжи, технические колледжи и средние медицинские колледжи, которые предлагают широкий диапазон курсов и программ различного уровня и продолжительности подготовки, ведущих к получению профессиональных свидетельств и дипломов.

Учебные программы первой ступени университетского уровня, которые обычно продолжаются 3 года, завершаются получением академической степени Бакалавра(Bachelor'sdegree)по гуманитарным, коммерческим и естественным дисциплинам. Исключением являются учебные программы по архитектуре, стоматологии, инженерным дисциплинам, праву, медицине, фармации, физиотерапии и ветеринарии, которые рассчитаны на 4-5 лет обучения. Степени Бакалавра в области гуманитарных наук, права, естественных наук, искусства, музыки и образования присуждаются университетами и колледжами. В тех университетах, где существуют программы, ведущие к получению специальности учителя, студенты различных факультетов могут получать дополнительную специальность в области педагогики, приступив к занятиям по таким программам с третьего курса. После одного года дополнительного обучения они, наряду с основной степенью Бакалавра, получают Свидетельство учителя, дающее им право работать в школе.

Высшее образование данного уровня реализуется в университетах, высших учебных заведениях не университетского типа и на учебных курсах в региональных колледжах, за которые в академическом плане несут ответственность университеты.

Для поступления на программы, ведущие к получению второй университетской степени,- степени Магистра (Master's degree),необходимо обладать степенью бакалавра, которая получена в признанном университете, причем средняя оценка должна быть 75-80 баллов. На некоторых факультетах средняя оценка может быть изменена в ту или иную сторону. По отдельным специальностям требуется сдача вступительных экзаменов и прохождение собеседования.

Программы, ведущие к получению степени Магистра в гуманитарных и социальных дисциплинах, рассчитаны на обучение в течение 2-х лет. Существуют два типа подготовки на этом уровне: учебный план А, который включает, выполнение определенной программы обучения (coursework) и написание диссертации (thesis). Выпускник после завершения обучения по данному плану получает право на продолжение обучения на докторском уровне. Учебный план В включает более расширенную программу обучения (coursework), чем план А, но не предусматривает написания диссертации и не дает права на продолжение обучения на докторском уровне. Существуют механизмы, которые позволяют студентам осуществлять переход с одной программы на другие.

Третья университетская ступень представляет собой самый высокий уровень академической подготовки. Докторские программы рассчитаны, как минимум, на два года самостоятельной исследовательской работы после получения степени магистра. Для поступления на докторские программы подготовки необходимо, чтобы средний балл за магистерскую программу был 80 и более, а оценка за магистерскую работу должна быть не ниже 90 баллов. В порядке исключения, на докторские программы подготовки могут быть приняты обладатели степени Бакалавра со средней оценкой в 90 баллов по основным дисциплинам и 80 баллов по другим предметам. Если студент показывает высокие успехи в подготовке, то первый и второй годы магистерской программы могут быть совмещены, а после этого студент может непосредственно приступить к осуществлению докторской программы подготовки.

Для поступления на университетские программы первой ступени, (во все университеты кроме Отрытого университета) необходимо иметь школьный выпускной аттестат с минимальной оценкой 20-25 кредитов. Для поступления на все программы, ведущие к получению первой университетской степени, необходимо пройти Психометрический испытательный тест и иметь минимальный школьный балл, величина которого устанавливается каждым вузом, факультетом или кафедрой.

При приеме по ряду специальностей действует система, ограничивающая набор по таким специальностям как медицина: национальная квота делится среди вузов; стоматология; ветеринарная медицина; по некоторым инженерным специальностям; управлению; психологии.
 
 
Примечание. В США тоже 12-летнее образование. Интересным представляется то, как у них решена проблема ПОЛНЫХ(битком набитых) портфелей, рюкзаков и пр. Школьники в ранцах носят только 2-4 тетради, ручки. Каждый школьник получает к началу учебного года БЕСПЛАТНО 2 комплекта учебников. Один комплект следует держать дома, другой - в школе.

На мой взгляд весьма продуманная система. Особенно мне нравится психометрический экзамен, который сдают абитуриенты 1 раз для поступления в любой ВУЗ. И "умная" система оценок  10 и 100 бальная. Обратите внимание на то, как у них ОТУЧАЮТ от списывания - заразы, которая пронизывает ВСЕ НАШЕ  ОБРАЗОВАНИЕ! И еще в Израиле практически нет  ПРОПУСКОВ и ОПОЗДАНИЙ на занятия!

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Познавательно, спасибо. А как насчет того, что сейчас издают решебники, в Интернете можно найти ответы на все задания по всем предметам!  Дети перестали учиться!

Мне понравилась система образования Израиля. Улыбаюсь Особенно предмет "понимание прочитанного", очень нужная вещь.

Спасибо, очень полезно! Во всем объемном тексте мой взгляд  выхватил то, чего, как мне кажется,  недостает пока нашей системе образования - развития логического мышления школьников. Очень хочется, чтобы школы включали в свои учебные планы предмет "Логика" (я не имею в виду элементы алгебры логики, изучаемые в курсе информатики). Где-то это есть в качестве внеурочных занятий для младших школьников. Думаю такие занятия приносят большую пользу для дальнейшего обучения в основной и средней школах.

Картинки профиля пользователя natalia shutova
natalia shutova
10.02.2016, 9:41

Улыбаюсь

Over 10 years of experience in the research and manufacturing of CNC Carbide Inserts cutting tungsten carbide Inserts VBMT Insert tool products, We had tungsten carbide Inserts established the best internal management SCGT Insert tungsten brazing inserts systems. CCGT Insert We are carbide insert canada engaged to provide top-quality cutting tool parting and grooving Inserts insert solutions to our valued CCMT Insert customers, tungsten carbide cutting tools both local and international.
5 отзыв(ов)