В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес учащегося к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у ученика когнитивных (познавательных) функций, жизненно важных умений, навыков исследовательской деятельности.
Применение новых технологий Табашниковой О.Н. в образовательном процессе позволяет совершенствовать систему образования, в том числе более активно вовлекать учащихся в процесс учения. Реализация информационно-коммуникативных технологий в обучении делает данный процесс высокоэффективным, творческим.
Мотивация при изучении предметов начальной школы по традиционной методике и с использованием ИКТ
Методика |
Мотивация (%) |
||
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Традиционная |
39 |
39 |
39 |
Преподавание с применением ИКТ |
52 |
52 |
52 |
Для развития положительной мотивации к осуществлению учебной деятельности Ольга Николаевна:
- предоставляет свободы выбора: программы обучения, виды занятий, формы контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.
- Максимально снимает внешний контроль. Минимизирует применение наград и наказаний за результаты обучения.
- Задачи обучения исходят из запросов, интересов и устремлений ученика.
- Урок организует так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе - атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
- Применяет эффективные средства, способствующие познавательной мотивации – проблемное, исследовательское обучение.
- Формирует обобщенные методы работы с базовыми знаниями.
- Процесс обучения строит так, чтобы ребенок усваивал знания и умения через их применение.
На протяжении 2013-2016 учебных годов психологом школы регулярно проводились исследования мотивации к изучению предметов начальной школы.
Для исследования была использована следующая методика: методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.
Мотивация к изучению предметов русский язык, литературное чтение и математика с позиции ребенка (2016г.)
|
Рус- яз |
Лит. чт. |
Матем. |
||||||
выс |
сред |
низ |
выс |
сред |
низ |
выс |
сред |
низ |
|
Традиционная методика |
48 |
46 |
6 |
68 |
28 |
4 |
48 |
46 |
6 |
Преподавание с применением ИКТ |
58 |
42 |
- |
76 |
34 |
- |
58 |
42 |
- |
Анализ мотивации к изучению предметов показывает, что степень заинтересованности получения прочных знаний по предметам русский язык, и литературное чтение и математика повысилась.
Мотивация к изучению предметов русский язык с позиции родителей
|
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
высокий |
55 % |
60% |
64% |
средний |
35 % |
40% |
36% |
низкий |
10 % |
0 |
0 |
Анализ мотивации к изучению предмета показывает, что степень заинтересованности получения прочных знаний по предмету русский язык повысилась.
Мотивация к изучению предметов математика с позиции родителей
|
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
высокий |
55 % |
60% |
64% |
средний |
35 % |
40% |
36% |
низкий |
10 % |
0 |
0 |
Анализ мотивации к изучению предмета показывает, что степень заинтересованности получения прочных знаний по предмету математика повысилась.