Урок, который ведет Ольга Николаевна - особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.
Главная цель - это психологическое здоровье каждого ребенка, формирование личностных качества ребенка, развитие его эмоционально-чувственной сферы.
Особый микроклимат урока способствует взаимодействию педагога с детьми, формирует у детей коммуникативные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.
Каждый день создается благоприятный психологический климат на уроке, который служит одним из показателей успешности его проведения. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем - позитивное воздействие школы на здоровье.
Урок считаюет учитель неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
Для успешного проведения урока, следовательно и психологический комфорт на уроке Ольга Николаевна старается: видеть в каждом ученике уникальную личность, создавать учащимся ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка, предоставлять возможности и помогать детям.
На протяжении 2013-2016 учебных годов психологом школы регулярно проводились исследования психологического климата учебного процесса на уроках, выявлялось отношение учащихся к учителю, отношение к предметам, мотивация к их изучению.
Для исследования были использованы следующие методики: методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.
По результатам исследования получены следующие данные:
Межличностные взаимодействия педагога с учащимися
Вопросы |
2013-2014 гг. |
2014-2015 гг. |
2015-2016 гг. |
1. Педагог умеет точно предсказать результаты моей работы. |
1 |
1 |
1 |
2. Мне трудно ладить с педагогом. |
0 |
0 |
0 |
3. Педагог — справедливый человек. |
1 |
1 |
1 |
4. Педагог умело помогает мне преодолевать трудности |
1 |
1 |
1 |
5. Педагогу явно не хватает чуткости. |
0 |
0 |
0 |
6. Мнение педагога для меня является важным. |
1 |
1 |
1 |
7. Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами |
1 |
1 |
1 |
8. Я вполне доволен педагогом. |
1 |
1 |
1 |
9. Педагог недостаточно требователен ко мне. |
0 |
0 |
0 |
10. Педагог всегда может дать разумный совет. |
1 |
1 |
1 |
11. Я полностью доверяю педагогу. |
1 |
1 |
1 |
12. Оценка педагога очень важна для меня. |
1 |
1 |
1 |
13. Педагог в основном работает по шаблону. |
0 |
0 |
0 |
14. Работать с педагогом — одно удовольствие. |
1 |
1 |
1 |
15. Педагог уделяет мне мало внимания. |
0 |
0 |
0 |
16. Педагог не учитывает моих индивидуальных особенностей. |
0 |
0 |
0 |
17. Педагог плохо чувствует мое настроение. |
0 |
0 |
0 |
18. Педагог всегда выслушивает мое мнение. |
1 |
1 |
1 |
19. У меня нет сомнений в правильности методов и средств, которые применяет педагог. |
1 |
1 |
1 |
20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом. |
0 |
0 |
0 |
21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки. |
0 |
0 |
0 |
22. Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны. |
1 |
1 |
1 |
23. Я хотел бы стать похожим на педагога |
1 |
1 |
1 |
24. У нас с педагогом сложились деловые отношения. |
1 |
1 |
1 |
Компонент |
2013-2014 гг. |
2014-2015 гг. |
2015-2016 гг. |
Когнитивный |
1 |
1 |
1 |
Эмоциональный |
1 |
1 |
1 |
Поведенческо-волевой |
1 |
1 |
1 |
Анализ показывает, что развитие когнитивного, эмоционального и поведенческо-волевого компонента высок, проблем в межличностном взаимодействии учителя с детьми не существует.
Межличностные отношения учителя и ученика с позиции ребенка
Отношения |
2013-2014 гг. |
2014-2015 гг. |
2015-2016 гг. |
Хорошие |
66,5% |
70% |
72% |
Плохие |
0% |
0% |
0% |
Нормальные |
33,5% |
30% |
28% |
Не знаю |
0% |
0% |
0% |
Анализ показывает, что межличностные отношения учителя и ученика с позиции ребенка: хорошие (от 66,5% в 2013-2014 уч.г. до 72% в 2015-2016 уч.год), нормальные (от 33,5% в 2013-2014 уч.г. до 28% в 2015-2016уч.год), плохого отношения - нет.
Требования учителя с позиции школьника
Критерии |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Справедливые требования |
93% |
94% |
95% |
Несправедливые требования |
7% |
6% |
5% |
Требования соответствуют возможности ученика |
94% |
96% |
97% |
Требования не соответствуют возможности ученика |
6% |
4% |
3% |
Анализ показывает, что требования учителя с позиции школьника справедливы и соответствуют возможности ученика.
Отношение к предметам начальной школы с позиции ребенка
|
2013-2014 гг. |
2014-2015 гг. |
2015-2016 гг. |
Нравится |
70% |
74% |
78% |
Интересный |
76% |
78% |
82% |
Полезный |
94% |
96% |
98% |
Графический анализ показывает, что предметы интересны, полезны и нравятся.
Удовлетворенность родителей работой педагога
Оценка |
2013-2014 гг. |
2014-2015 гг. |
2015-2016 гг. |
Высокий уровень удовлетворенности |
3,0 |
3,4 |
3,9 |
Средний уровень удовлетворенности |
1,0 |
0,6 |
0,1 |
Низкий уровень удовлетворенности |
0 |
0 |
0 |
Анализ мнения родителей свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности работой педагога.