Чьё имя останется в веках?

Возможности технологии "Проектная задача" для формирования образовательного результата

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «ЧЬЁ ИМЯ ОСТАНЕТСЯ В ВЕКАХ?»

В III в. до н.э. египетский царь Птоломей приказал построить на небольшом острове Фарос в Средиземном море высокий маяк. Руководить работами поручили Сострату из Кипра. Маяк должен был не только указывать путь плывущим в столицу Египта кораблям, но и увековечить имя самого правителя. Поэтому Птоломей приказал высечь у подножия маяка мраморную табличку со своим именем. Сострат же понимал, что сооружение, которое он возводит, простоит многие века и посчитал незаслуженным, что потомки будут восхвалять царя, который отдал приказ о постройке, а не его, настоящего творца «чуда света». Но нельзя и нарушить приказ Птоломея. И все-таки Сострату удалось увековечить свое имя в мраморной надписи на маяке. Как он это сделал? Из 7 чудес света Древнего мира до наших дней сохранились лишь пирамиды в Гизе. От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость. В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия, Франция, Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone».

Давайте попробуем создать рекламные буклеты для путешественника XXI века. А для того, чтобы буклет вышел рекламным, надо познакомиться с интересными фактами, дополнительной литературой, интернет-источниками.

За работу!

(Детали)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Этап 1.

Для начала, узнайте Фаросский маяк  среди других 7 чудес света

       

1.

2.

3.

4.

 

Опишите ход своих рассуждений и укажите ответ, к которому вы пришли.

(Детали)

Этап 2.

Тогда вам легче будет найти  город, в котором он построен.

Этот город был основан в 332 году до н. э. Александром Македонским. В отличие от более раннего греческого города в Египте — Навкратиса, он была лишен полисной организации. Это был регулярный город, который строился по плану архитектора Дейнократа. Город был не только столицей птолемеевского Египта, но и одним из важнейших центров эллинистического мира. Достопримечательностями этого города являлись  стодесятиметровый маяк и библиотека.

Попытайся  определить название города.

Найдите  и обозначьте  на карте этот город.

(Детали)

Этап 3.

Справились?

Отлично! Теперь давайте узнаем когда был построен Фаросский маяк.

В Александрийской библиотеке был найден папирусный свиток, в которой было написано следующее: «Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 г. до н. э.. На его строительство должно было уйти 20 лет, а завершён он был на 49 году от основания Александрии Египетской во времена правления Птолемея II, царя Египта.»

Посчитайте, сколько лет назад был построен Фаросский маяк.

Укажите на ленте времени дату завершения строительства Фаросского маяка

Свое решение оформите с полными пояснениями.

(Детали)

Этап 4.

Предназначение Фаросского маяка

Александрийский маяк находился на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром. Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Найдите  и обозначьте  на карте города Александрии Египетской Фаросский маяк

(Детали)

Сформулируйте в таблице для чего был предназначен Фаросский маяк

1.

 

2.

 

3.

 

(Детали)

Этап 5.

Строительство Фаросского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро. Из каких источников правитель Египта нашёл средства для строительства Фаросского маяка?

Свой ответ запишите в таблицу:

1.

 

2.

 

3.

 

 

(Детали)

Этап 6

Причины выбора места для строительства маяка,  а так же из каких источников можно взять средства для возведения одного из чудес света вы уже знаете.  Теперь приступаем к самому важному: составьте список строительных материалов, применяемых в Древнем мире и инструкцию правил безопасности.

Список строительных материалов:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

 

Инструкция по правилам безопасности при организации строительных работ:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

 

(Детали)

Этап 7

Электрики на тот момент человечество еще не знало, и для сигналов мореплавателям на самой вершине Александрийского маяка разжигали гигантский костер. Его свет усиливался, отражаясь в отполированных бронзовых пластинах, и был виден до 100 километров в округе. Древние легенды гласили, что сияние, идущее от Фаросского маяка, было способно сжечь вражеские суда еще до приближения к берегу.

А какое слово в русском языке от него произошло?

(Детали)

Этап 8

Ну вот мы уже и у цели

Сострат Книдский очень гордился своим детищем. Ему претила мысль, что потомки не узнают имени создателя Александрийского маяка. Поэтому на стене первого яруса инженер высек надпись: «Сострат из Книдии, сын Декстифана, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Но верноподданный боялся гнева египетского правителя, обычно присваивающего все заслуги себе…

Как Сострат Книдский сохранил для потомков своё имя и выполнил приказ правителя Египта? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите интересные факты о Фаросском маяке, которыми вы хотели бы разместить в рекламном буклете.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

(Детали)

Сценарий проведения образовательного события «Чьё имя останется в веках?»

14.00 – 14.05 Ведущий читает текст проектной задачи. Раздаются задания и справочные материалы

14.05 – 14.35 Выполнение отдельных заданий в группах. Организатор отслеживает работу в группах

14.35 – 14.40 Учащиеся подписывают работы и сдают их организаторам

14.40 – 15.20 Просмотр видеофильма «Семь чудес света: Александрийский маяк» https://www.youtube.com/watch?v=shTkHH6NLXI

15.20 – 16.00 Работа по подготовке и оформлению презентации рекламы на ватмане

16.00 – 16.10 Рефлексия, ответы на вопросы анкеты http://vagu-m-v.narod.ru/load/ankety/dlja_uchenikov/ocenivanie_gruppovoj_raboty/153-1-0-637

(Детали)

Инструкция для учеников

Дорогие ребята!

Одно из старейших туристическое агентство Д.Кука обратилось к нам, чтобы подготовить рекламный буклет для пятиклассников, желающих посетить Фаросский маяк, который по информации в СМИ планируют восстановить. Для вас проектной задачей является создать самый интересный рекламный туристический буклет об одном из чудес света.

1.Для того, чтобы создать интересный проект рекламного буклета, вам надо в группе, состоящей из 6 человек распределить  обязанности:

- историк

- архитектор

- географ

- экономист

- художники

2. Выполните задания, полученные в файловом пакете. Работайте дружно и помогайте друг другу.

ВАЖНО! Оценивается работы группы, а не индивидуально

3.Вложите листы с выполненными заданиями в файловый пакет и сдайте экспертам для проверки

4. Прочитайте заключение экспертов и, если нужно, то исправьте ошибки

5.Приступайте к созданию рекламного буклета. В вашем распоряжении ноутбуки. Буклет надо создать в программе Microsoft Publisher (имеется на ноутбуках), используя один из шаблонов.

6.Подготовьтесь к компьютерной публичной презентации вашего буклета. Обсудите кто будет представлять результаты работы над проектной задачей.

7.Презентация проектной задачи. Внимательно прослушайте выступления других команд. Приветствуются вопросы по содержанию выступления других команд.

8.Обсуждение презентации проектной задачи. Заполнение анкеты

(Детали)

Дневник открытий

Решение задачи могло помочь вам расширить и углубить свои представления о жизни в Древнем мире. В  чем заключаются ваши открытия?

Заполните дневник открытий

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

(Детали)

Оценивание групповой работы

Анкета  http://vagu-m-v.narod.ru/load/ankety/dlja_uchenikov/ocenivanie_gruppovoj_raboty/153-1-0-637

Результаты гугл-формы очень легко обрабатываются и наглядно показаны итоги работы над проектной задачей в виде диаграмм.

(Детали)

Место проектной задачи в учебном плане: внеклассное мероприятие в рамках предметной недели  по истории Древнего мира в 5 классе

В ходе решения  проектной задачи,    у  обучающихся  формируются   следующие универсальные учебные действия:

1. Познавательные УУД:

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

2. Регулятивные УУД:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать выполненную работу – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности).

3. Коммуникативные УУД:

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

(Детали)

Поделитесь полезной информацией: