Страницы | Юный олимпионик

Страницы:

Памятка "Как писать отзыв"

Памятка "Как писать отзыв"

Памятка  от Олимпионика "Как писать отзыв"

Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением.

Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям.

 Это интересно!

«Отзыв» - от слова «ЗОВ». Это отклик души, сердца и мысли на прочитанное. В отзыве ценится непосредственность чувств, переживаний, самостоятельность суждений, обоснованность наблюдений и выводов, индивидуальность стиля.

Прочитайте книгу (рассказ), подумайте над вопросами:

  1. Как произошла твоя встреча с этой книгой (автором)? Расскажи об этом, если считаешь это интересным
  2. Что ты знаешь об авторе книги?
  3. О чём эта книга? Какова тема и основная мысль произведения? Где и в какое время происходили события, описанные в книге? Перескажи сюжет так, чтобы было понятно тем, кто читал этой книги
  4. Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Что тебе запомнилось, что показалось необычным? Назови (прочти) самый яркий эпизод?
  5. Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?
  6. Понравилась ли книга? Чем?
  7. Кто из героев особенно понравился? Почему?
  8. С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?
  9. Есть ли среди героев книги кто-то похожий на тебя? Или на твоего друга или знакомого? Чем вы (они) похожи?
  10.  Каким языком написана книга, что показалось необычным?
  11. Чему научила тебя эта книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?
  12. Под какое настроение эту книгу лучше всего читать?
  13. Где тебе удобнее всего было читать? Почему?
  14. Рассказывал ли ты кому-нибудь об этой книге? Кому?
  15. О чем бы ты хотел спросить автора или его героев?
  16. Подумай, в какой форме ты будешь писать свой отзыв: письмо автору, письмо в издательство, статья в газету или журнал, просто сочинение

Рекомендации в последовательности и содержании отзыва.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:

1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.  

 2. Тезис - мнение читателя о книге и доказательства справедливости этого тезиса.  

3. Вывод - общая оценка книги.

 

Рассмотрим данные пункты более подробно.  

1. Запишите имя автора и название произведения. Далее можно написать в какое время происходили события, описанные в книге, что вы знаете об этом историческом периоде из книг и кинофильмов. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования.  

 2. В главной части отзыва нужно выразить свое мнение о прочитанном произведении. Можно написать свое отношение к книге, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились. Практически во всех отзывах дается характеристика одного или нескольких героев. Рассказывает о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанной книги вас взволновали. Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или из жизни.  

3. В отзыве обязательно нужно дать оценку книге. Возможно, написать свои пожелания или советы другим ребятам, рассказать, о чем вы размышляли после прочтения книги, чему она вас научила. Может быть, вы хотите перечитать эту книгу ещё раз - напишете почему. В конце можно написать своё мнение о языке книги и привести в пример понравившийся отрывок.

 

Пример отзыва

о книге «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого

   В 1936 году известный русский писатель А.Н. Толстой написал свою сказку о деревянном человечке «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая стала любимым произведением детей. В своем предисловии к сказке он говорит, что основой ему послужила итальянская сказка «Пиноккио или Похождения деревянной куклы». Буратино с итальянского языка переводится как деревянная кукла. Образ этого веселого и забавного человечка с длинным носом придумал итальянский писатель К. Коллоди. Толстой не просто пересказал итальянскую сказку, он придумал различные приключения для Буратино и его друзей. Написанная история происходит в одном итальянском городе. Об этом можно судить по именам героев – Карло, Пьеро, Джузеппе, а также по используемой денежной единице - гульдене.
   В основе сюжета этой сказочной повести лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, котом Базилио и лисой Алисой – борьба добра со злом, за овладение золотым ключиком. Этот ключ для Карабаса Барабаса является символом богатства и власти над бедняками. Для Буратино, папы Карло, Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик - символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли.
   Еще эта сказка о дружбе. Друзей у Буратино много: это и Мальвина, пытающаяся привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённый в девочку, с голубыми волосами, и другие герои. Когда Буратино не обнаруживает своих друзей в пещере, он начинает понимать, как они важны для него и идет им на выручку. Буратино пережил много приключений с самого первого дня своего появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он понял: «Надо спасти товарищей - вот и всё». Он вызывает наше восхищение, но это не мешает нам смеяться над его забавными проделками. Этот деревянный длинноносый мальчишка - хороший товарищ и верный друг, имеющий свои слабости и недостатки.
   Карабас Барабас, продавец пиявок Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио олицетворяют в произведении злые силы. Толстой высмеивает их на протяжении всей сказки. Мы смеёмся вместе с ним, вспоминая, например, как свирепый Карабас Барабас, засунув свою бороду в карман, чихает без остановки, из-за чего на кухне всё дребезжит и качается.
   Сюжет сказки развивается стремительно. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует считать злодеем. Удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу симпатию. Возможно, поэтому вся сказка - от начала до конца - читается на одном дыхании, весело и легко.
   По сказке создан замечательный фильм. Алексей Толстой так гениально ее написал, что многие фразы без изменений вошли в него.

 

 

 

Развиваем речь

Развиваем речь

 На сегодняшний день, очень важно не только то, что Мы говорим, но и то, как Мы это говорим. Однако, не стоит заблуждаться в том, что если мы научились интонационно богато и грамотно разговаривать, то нам не обязательно владеть полностью риторикой речи.

           
Есть очень простая методика развития в себе риторики, доступной абсолютно любому из Нас. Основана она на Нашей замечательной способности - привычке.

О МЕТОДИКЕ:

Этап 1:
 Появилась мысль, Мы начинаем ее развивать. Но... развивать эту мысль нужно обязательно на бумаге. В процессе написания Вас должен интересовать один вопрос :"Как написать так, чтобы понятно было всем?" Как только готов первый набросок, читаем его два раза. Первый раз так, как Мы привыкли читать(здесь как правило поиск и исправление грамматики). Второй раз, выразительно, следя за своей интонацией(как будто от этого зависит Ваша карьера). Прочитав второй раз, Вы сразу же заметите, что именно написано не так, как хотелось бы донести. Исправляем Наш текст под выразительное и интонационное произношение Нашего наброска. Народной мудрость гласит: "Хорошая мысля, приходит на посля". И действительно, в процессе исправления текста, в Нашей голове, как правило, сформируются более идеальные, более понятные и главное "полные" мысли.  При этом заполняются и пробелы(то, о чем мы подумали, но не записали). Закончив набросок, мы снова его читаем два раза. На этот раз обязательно вслух(достаточно даже шёпотом). Снова корректируем то, что не нравится. И так продолжаем до тех пор, пока суть нашей мысли не будет законченной и понятной. Желательно, чтобы написанное нам самим понравилось(как правило - первый признак того, что написанное и есть то, что Вы хотели сказать). Главное на данном этапе, чтобы написанная мысль понравилась именно НАМ!

Этап 2:
 Теперь, этап по сложнее. Пословица гласит:"Краткость, сестра таланта". Поэтому, необходимо наш набросок немного уменьшить. Для этого, читаем Нашу "писанину" опять же два раза, но на этот раз: один раз быстро, другой раз медленно (здесь, последовательность не важна). Закончив чтение, как правило, Мы должны заметить, что есть в тексте что-то лишнее, или что-то возможно повторяется, или просто, есть лишние слова. Корректируем. Читаем сперва быстро, потом выразительно, с интонацией. Если задача выполнена, или текст после первого этапа не требуется в доработке, приступаем к следующему этапу.

Этап 3:
Находим любое устройство аудио фиксации - диктофоны, плеера с функцией записи, или "комп" с микрофоном. Наша задача: сделать запись подготовленного и изложенного на бумаге текста так, чтобы после последующего прослушивания записи, Нас хотя бы не тошнило ;). Лучший вариант, когда после прослушивания, Вы удивитесь своим достижениям. Еще более лучший вариант, когда при повторном прослушивании Вы снова удивляетесь себе.

Чем чаще Вы будете практиковать эту методику, тем быстрее выработаете в себе много полезного:

1. Ваши мысли не будут так запутаны и хаотичны, как были ранее.
2. Ваш голос станет более интонационно богатым.
3. Ваш разум будет формировать мысли более точно и более быстрее.
4. Ваш язык, больше не будет Вашим врагом.

Разминка для любознательных

Разминка для любознательных

Разминка
Юные Олимпионики, это всего лишь начало. Проверим, всё ли хорошо у вас с логикой, смекалкой и юмором...

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность,    
чем грозная необходимость.    
Августин Аврелий

 

  1.  Эту загадку ученик 1-го класса решает за пять минут, старшеклассник – за 15 минут, студент – за час, профессор - не решит никогда. А за какое время вы ее решите?

ОДТЧПШСВДД
 
2.Делаем слова
 
 Слова состоят из букв, это каждому ясно. Нужно только, чтобы буквы стояли в определенном порядке. Иначе получается не слова, а какая-то каша. Вот и у нас буквы разбежались, кто куда, и вместо знакомых всем слов получились какие-то тарабарские.
Давай-ка попробуем поставить все буквы на свои места.
 
 р
з
т
а
а
р
д
о
з
а
л
в
д
к
а
т
п
л
е
а
п
ы
в
р
о
о
д
р
б
о
 
 
3.Загадки-шутки

Чем кончается день и ночь?
Что стоит посредине земли?
Чем кончается лето и начинается осень?
Что находится в начале книги?
Что мы слышим в начале урока?
Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?
За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?
Как из сорной травы сделать лебедя?
Во что превратятся глаголы берет, запрет, мёл, шлём, если букву Е заменить в них буквой Ё (и наоборот)?
В названии какого европейского государства стоит три я ?
Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо?

Синквейны. Что это?

Синквейны. Что это?

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов, о которых и пойдет речь ниже.

                                

Традиционный

Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:

Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.

Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.

Обратный

Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.

Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:

Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор

Зеркальный

Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Пример от того же Ариэля Дороро:

Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом

Синквейн-бабочка

Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.

И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:

В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу

Корона синквейнов

Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.

Пример от Алены Тимаковой:

Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…

Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.

Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…

Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.

Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…

                                         

Гирлянда синквейнов

Наикрасивейшая вариация  состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.

Пример от Юлии Зайцевой:

Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,

Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.

Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ

Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой

Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“

Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.

Дидактический

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

4 результата(ов)