Раздел: 1.Основной раздел

Методические разработки

Автор: Bairma

Текст

    ФГОС провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», т. е ребенок должен научиться «учиться самостоятельно». На уроках основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Поэтому возрастает роль школьной библиотеки  в формировании информационно грамотного читателя и  активного читателя.

    В связи с этим возрастает роль библиотеки как транслятора информации -важно научить ребенка пользоваться СБА библиотеки, находить самостоятельно информацию. Поэтому, библиотека не может проводить случайные ББЗ как раньше, а должна проводить  систематические и систематизированные курсы - программы по информационной грамотности,   с учетом новых реалий, тем более по новому стандарту вторая половина дня должна быть насыщена разного рода внеурочной деятельностью.

              Готовых программ применимых к школьной библиотеке нет, есть  работа Гендиной Н.И,профессора Кемеровского института «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях».-М.:,2002г,но она немножко не вписывается в рамки новых требований. Поэтому возникла потребность в создании рабочих программ с применением новых технологий. Основой является  дистанционный курс лекций  Громовой О.   «Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке» пед.университета  «Первое сентября.              

   Для начальных  классов  разработана программа  «Чтение с увлечением» для чтения лучших образцов детской литературы  и программа  «Исследователь»  для обучения проектным и исследовательским навыкам учащихся начальных классов, реализуемых во внеурочное время.

 В результате претворения в библиотечную практику  программы по информационной грамотности, предполагается, что дети научатся(ФГОС):

-рационально использовать различные способы поиска  в справочных источниках и в сети Интернет;

- навыкам смыслового  чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии  с целями и задачами;

 -овладеют  логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

-научатся  самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

 

                      Программа « Исследователь» / обучение  проектным и исследовательским навыкам учащихся начальных классов.

                                        Пояснительная записка

ФГОС .ст.22. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны  создаваться условия, обеспечивающие возможность: работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-иследовательской деятельности..»

        Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая  наличие основных этапов научного исследования. Исследовательская деятельность позволяет школьникам овладеть на более высоком уровне приемам и навыкам интеллектуальной деятельности. Для более успешного освоения исследовательских  умений и навыков учащихся начальных классов можно проводить исследовательские тренинги(обучение) во внеурочное время.                                                                                                       Цель и задачи обучения. Цель занятий-развитие у обучающихся  регулятивных(планирование, организация, анализ результатов), информационных(работа с различными источниками информации, нахождение  и переработка информации) и коммуникативных (участие в дискуссии в ходе защиты проекта, умение формулировать свою точку зрения)умений. В основу взята программа Невейкиной Н., учителя нач. классов г. Омска., содержащих комплекс программ для учащихся 2 , 3 и 4 классов .                                                                                                                      Формы и методы организации обучения. В ходе обучения(тренинга) используются исследовательские задания по учебному курсу «Окружающий мир».Выполнение заданий предполагает обязательное использование справочной литературы.

Содержание программы для обучающихся 2 –х классов «Учимся находить, понимать и предъявлять информацию»

Тема занятия

Кол-во часов

         содержание

 

Вводные задания

6

Что такое сообщение?  Методы поиска информации. Входная диагностика «Умею ли я готовить сообщения?» «Чему я буду учиться?»(Целеполагание)

 

«Учусь ориентироваться в книге»

6

Отличия деловой речи от картинной. Подбор книг по заданной теме. Нахождение текста по содержанию. Диагностика. Самооценка

 

«Учусь работать с текстом. Читаю и понимаю текст»

12

Предъявление готовых сообщений. «Чему я буду учиться»(учиться понимать прочитанное.Выявление темы текста и определение его главной мысли. Нахождение  и значение непонятных слов. Выделение опорных слов в тексте. Диагностика. Самооценка.

 

«Учусь работать с текстом. Учусь предъявлять текст»

7

Предъявление готовых сообщений. «Чему я буду учиться»(составлять текст сообщения и предъявлять составленное сообщение).Составление плана текста. Выбор из текста части по заданной теме и главной мысли. Обучение пересказу текста

 

Итоговые занятия

2

Подготовка и предъявление самостоятельно подготовленных сообщений :»Чему я научился»(итоговая диагностика)

 

Итоговая конференция

1

Разработка программы конференции. Подготовка докладов. Проведение конференции с приглашением родителей, учителей и учащихся начальной школы.

 

 

 

 

 

 

  • Содержание программы для обучающихся 3 -4классов: «Учимся делать проектные работы» для 3 класса и «Учимся исследовать» для 4 класса

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

 

Вводные занятия

 

Исследование(методы исследования).Входная диагностика исследовательских знаний и умений «Я исследователь», « Чему я буду учиться?»(целеполагание)

 

«Проблема исследования»

 

Постановка проблемы.

Формулирование основных вопросов, ответ на которые необходимо найти.

Выдвижение гипотезы исследования

 

 

Планирование И.

2

Составление плана исследования(последовательность,

 

Поиск информации

2

Изучение теории, связанной с выбранной темой. Способы получения информации для исследования

 

Методы исследования

7

Подбор методик и практическое овладение ими(наблюдение, опыт, эксперимент, анкетирование)

 

Подбор материала

2

Сбор собственного материала, его анализ и обобщение

 

Презентация материала

2

Подготовка и предъявление (доклада)результатов своего исследования с помощью мультимедийной презентации

 

Заключительное занятие

1

Итоговая диагностика исследовательских знаний и умений «Чему я научился?»

 

Итоговая конференция

3

Завершающим этапом исследовательской работы является публичное представление и коллективное обсуждение через проведение ежегодных (внутришкольных)Ломоносовских чтений в ноябре

 

           

 

Примерный план доклада по результатам исследования:

  1. Актуальность изучаемой темы(Что побудило к изучению данной темы?.Чем привлекает тема исследования?)

2.Цели исследования(Для чего проводилось исследование?)

3.Задачи исследования(Какие сделаны шаги для достижения целей исследования?)

4.Гипотеза исследования(какое предположение проверялось?)

5.Методы и средства исследования(Какими способами. Как добывал знания?)

6.План исследования(в каком порядке проводил исследование)

7.Результаты исследования(Какие результаты получил)

  1. Выводы(какие выводы сделаны по итогам исследования)
  2. Перспективы(Что можно в дальнейшем исследовать по этой теме)

 

                          Анкета «Мое исследование»

  Уважаемые обучающиеся! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1.С чего началось ваше исследование?

2.Какая возникла проблема?

3.На какие вопросы вы начали искать ответы?

4.Какая возникла гипотеза?

5.Какие методы вы выбрали для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проверить гипотезы?

  1. В какой последовательности работали с источником информации?

7.Как собирали материал? Фиксировали? Какими источниками пользовались?

8.Как готовились к докладу?

       Спасибо за участие в анкетировании!

 

                 Анкета «Мои исследовательские планы»

Уважаемые обучающиеся! Ответьте , пожалуйста, на вопросы.

1.Какую тему вы выберете для нового исследования?

2.С чего начнете свою работу?

3.На какие вопросы будете искать ответы?

  1. Есть ли у вас уже какие-то гипотезы?
  2. Какими методами воспользуетесь, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
  3. В какой последовательности вы будете использовать источники информации? С какими источниками информации предпочтете работать в первую очередь? Во вторую?
  4. Как будете фиксировать полученный результат?
  5. Как будете готовиться к предъявлению своей работы?

   Спасибо за   участие  в анкетировании!

 

  Алгоритм подготовки обучающимися индивидуальных проектов:

  1. Мотивационный этап(цель-выявление и развитие познавательных интересов ребенка)

2.Определение проблемы(в соответствии с интересами ученика, проектом начатым на уроке, или проблемной ситуации урока) и вытекающими из нее темы и задач проекта.

  1. Выдвижение гипотез решения проблемы
  2. Обсуждение методов исследования(наблюдение, поиск в литературе, экскурсия, опрос и др.)
  3. Определение форм предъявления результатов(презентация, газета, стенд, плакат, реферат др)
  4. Сбор и систематизация данных.
  5. Подведение итогов, их оформление и презентация.

8.Выводы по результатам исследования

 

  Литература.

1.Б елобородова О. Программа внеурочной деятельности школьника.-Справочник классного руководителя №9/2011

2.Воровщиков С. Логические пятиминутки для младших школьников.-Управление начальной школой №10/2011

  1. Сатари В. Актуальные аспекты диагностики одаренности.-Управление начальной школой №10/2011

 

                      Программа «Чтение с увлечением»

   В Федеральном образовательном  стандарте  начального общего образования  выделены такие  учебные умения младшего школьника,  как навыки работы с информацией.  Обучающиеся должны  «…осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять и … преобразовывать ее»*, «… формировать читательскую компетентность»*. Кроме того, программах по литературному чтению обращается внимание  на необходимость формировать «…читательский кругозор младших школьников  и обогащать нравственный опыт ребенка средствами художественного текста*».

   Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.. Для того чтобы книга стала для детей другом, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению ,а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания. Источником  нового знания для этой возрастной группы является чтение текста(информационного и художественного)    

       Воспитать  активного  читателя только на уроках чтения невозможно. Поэтому  надо использовать возможности предоставляемые новым  стандартом по использовании внеурочной деятельности. 

    Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

   На основе на основе  программы УМК «Учимся успешному чтению» входящей в серию публикаций под общим названием «Работаем по новым стандартам» разработана, адаптирована  программа  «Чтение с увлечением» Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года и разработана по классам со своей тематикой.

        Реализация программы осуществляется во внеурочное время через чтение  с остановками лучших образцов детской литературы.

       Цель и задача программы.

   Основной  целью программы «Чтение с увлечение» является  формирование думающего, талантливого  и активного читателя , владеющего прочными навыками  чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книг в дальнейшем обучении и обладающего высоким уровнем интереса к чтению и предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.2. Формирование способности к полноценному восприятию литературного текста.3. Формирует умение выбирать книги в соответствии с личными предпочтениями.

      Методические особенности изучения предмет.

         Занятия с детьми проводится один раз в неделю в классе в рамках библиотечного часа, выделяемого  по предмету  «Литературное чтение»  или во внеурочное время, факультативно с несколькими учащимися.  Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа -32.

Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов.

    Формы, методы и технологии обучения.

        Система занятий по программе базируется на использовании  технологии продуктивного чтения обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников

   Используется совокупность приемов, разнообразных методов и форм деятельности: беседа и обсуждение; выразительное чтение и рассказывание; игры: дидактические , ролевые и словесные ,комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, аудиохрестоматий  ; творческие задания литературного и изобразительного характера. 

   Применяется методика комментированного чтения(чтение с остановками). Особое значение в методике проведения занятий придается постановке вопросов, опорных ключевых слов.. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание ребенок не всегда способен самостоятельно.    

 

 

Тематический план.

класс

Тема,раздел

Кол-во

Проектная деятельность

1 Радостное чтение

Тема.Лад в семье-покой в душе.

Тема:Не силой, а умом.

 

Хорошее время читать

2 Увлекательное

чтение

Тема:Не хлебом единым жив человек

Тема:Терпенье и труд все перетрут

 

Книга на сцене.Кукольный театр.

3 Занимательное чтение

Тема:Береги природу

Тема:Не все то золото, что блестит

 

Пишем «Лесную газету»

4 Знакомые незнакомцы

Тема: Ученье свет –неученье тьма

Тема:Друга иметь – себя не жалеть

 

Книга на уроке

итого

 

32

Диплом суперчитателя

 

  1 класс. В 1 классе на уроках внеклассного чтения закладываются основы читательской деятельности. Темы занятий разнообразны и объединены  общим названием «Радостное чтение».  

 2 класс. Тема «Увлекательное чтение». В основе программы по каждому классу лежит основная доминирующая тема, по которому   проводятся творческие и проектная деятельность и  одна дополнительная тема.

 3 класс. Тема «Занимательное чтение».Чтение произведений Бианки, Сладкова. Творческая работа  «Пишем Лесную газету»

4 класс. Тема «Знакомые незнакомцы»      Знакомые произведения через призму  учебных предметов.

       Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:

  - Работа с Портфелем читателя с1 по 4 класс.                                                                   

                                                                                                                                        Содержание учебного материала.

класс

Кол-во

тема

Содержание

Вид занятий(форма, метод)

1класс

Радостное чтение

 

Тема.Лад в семье-покой в душе.

А.Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне;

Тема:Не силой, а умом.

А.С.Пушкин. Сказка о попе и его работнике Балде;  

С.Минков. Сказка о глупости;

Читаем вместе: Чтение небольших произведений (с комментариями б-ря).. Знакомство с «Мурзилкой», «Читайкой»

Читаем дома. Работа с родителями .

        

Проект:                   Мы читаем всей семьей./Заполняем Портфель читателя

Настольная игра в ж.»Читайка»

2.Увлекательное чтение

 

 Тема:Не хлебом единым жив человек

 К.Паустовский. Теплый хлеб. Стальное колечко;

  Е.Шварц. Сказка о потерянном времени.

Тема:Терпенье и труд все перетрут

      С.Маршак. Сказка про двух лодырей;

  В.Бианки. Мастер без топора;

   Е.Пермяк. Город Мастеров;

 

Чтение  с остановками лучших образцов детской литературы.

Творческая работа в группах.

Проект: Книга на сцене.Кукольный театр.

Викторины, конкурсыкроссворды по книгам детских писателе

Настольная игра в ж.»Читайка»

3 Познавательное чтение

 

Тема:Не все то золото, что блестит .

    О.Уальд. Мальчик-звезда;

    В.Гауф. Карлик-Нос;

 Тема:Береги природу

А.Сент_экзюпериМаленький принц

 

Книги писателей натуралистов. Знакомство с  зелеными журналами «Юный натуралист» и др.        

Беседа, обсуждение книг                                       Бианки,Сладков,Чарушин                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

   Проект                  Пишем «Лесную газету»:

Настольная игра в ж.»Читайка»

4 Знакомый незнакомец

 

Тема:Друга иметь – себя не жалеть

   А.Алейников Велькино детство(ПС Библиотека в школе № / 2011

 Бурят-монгольские народные сказки и веселые повести Д.Гармаа

Тема: Ученье свет –неучень тьма

С.Лагерлеф. Чудесные приключения Нильса с дикими гусями

-Лагин  Старик  Хоттабыч

Л. Кэрролл. Алиса в стране Чудес

     

    Знакомые произведения через призму  учебных предметов

С.Лагерлеф Путешествие Нильса как пособие по географии

          Проект: Книга на уроке:     -За страницами любимых книг(игра

Настольная игра в ж.»Читайка»

   Дополнительные материалы используемые на факультативных занятиях:                                                                                                     1)Журналы Читайка,Мурзилка.

2) Образовательный ресурс «Аудиохрестоматия. рф» голосами мастеров сцены/онлайн-библиотека аудиокниг

3)Родная речь. 3-4 классы. (Читают артисты МХАТ) диск.

4) Библиотечка  журнала «Читайка»(подписное издание)

5) Хрестоматия  в №№ Школьной библиотеке первого сентября

     Литература:

1)Н.Сметанникова Читаем! –Школа, где процветает грамотность.Сб.статей/сост.Н.Н.Сметанникова.-М.:Школьная библиотека,2005

2)Родительское собрание по детскому чтению:сборник материалов по разработке моделей и методик проведения.-М.:РШБА,2008

3)Начальная школа плюс до и после №11/2008(Тема № Развитие читательской самостоятельности)

4) Граник  Г.Г. «Как учить работать с книгой» в  библиотечке ж.  «Семейное чтение»

5) Хрестоматия. ПС Библиотека в школе

6) УМК «Учим успешному чтению»

-Учим успешному чтению.Рекомендации учителю:пособие для учителей ОУ.-М:Просвещение,2011

-Учимся успешному чтению.Портфель читателя. 1. класс.-М:Просвещение, 2011

 

 

 

(опытно-экспериментальная работа. (Стенд МСШ №3) на Районном  общеобразовательном форуме 4.02.2012г п. Могойтуй

 

 Муниципальное образовательное учреждение                                            Могойтуйская общеобразовательная школа №3

 

 

     Разработка  библиотечных программ  по информационной грамотности для младших школьников  по новым стандартам .

 

 

 

 

 

                                                                                Тудупова Б.А. зав.

                                                                                 библиотекой МСШ №3

           

   

 

 

 

                                п. Могойтуй, 2012г.

 

 

Поделитесь полезной информацией: