Программа "Информационная грамотность"
Образовательная программа «Информационная грамотность»
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы–общеинтеллектуальное (развитие познавательных способностей) с использованием ИКТ средств во внеурочное время, рассчитанное на 20 ч.
Основополагающей основой Образовательная программа «Информационная грамотность»яв-ся пособие Гендиной Н.И «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и ОУ», в котором изложена концепция формирования информационной культуры личности в библиотеках ОУ и методика обработки вторичных документов.
В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования выделены такие учебные умения младшего школьника, как навыки работы с информацией. Обучающиеся должны «…осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять и … преобразовывать ее»*, «… формировать читательскую компетентность»*. Кроме того, программах по литературному чтению обращается внимание на необходимость формировать «…читательский кругозор младших школьников и обогащать нравственный опыт ребенка средствами художественного текста*».
Внеурочная жизнь обучающихся должна быть выстроена в соответствии с общей структурой познавательной деятельности учебного учреждения. Ребенку младшего школьного возраста гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности. необходимо формировать у обучающегося интерес к учению; самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель; определить основную и второстепенную информацию; уметь оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; отвечать на простые и сложные вопросы библиотекаря; самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книге; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему урока.
В соответствии с эти и составлены задания образовательной программы для младших классов «Информационная грамотность» Поэтому программа «Информационная грамотность» включает все обязательные элементы традиционного урока, только с большим привлечением детей к диалогу и игровыми моментами.
Осознавая важность предоставления школьнику сведений о составе и особенностях ресурсной базы школьной библиотеки, необходимо также научить ребенка алгоритму адресного, тематического и фактографического поиска, дать общее представление о книге, об ее элементах, структуре и типах книг. Поэтому Цель и задачи программы «Информационная грамотность» - формирование у школьников младших классов навыков независимого библиотечного пользователя , имея в виду что школьная должны помочь формировать у учащихся следующие умения:
-умение формулировать свою информационную потребность;
-умение вести поиск информации, используя различные виды источников;
-умение ориентироваться в локальных и сетевых электронных ресурсах для младшего школьника;
-умение ориентироваться в справочных и энциклопедических изданиях;
-умение осуществлять адресный, тематический и фактографический поиск.
Режим занятии- внеурочная 1 раз в неделю
Тематический план
класс |
Тема урока |
Содержание |
Форма проведения |
кол-во часов |
Виды самостоятельной работы учащихся |
|
|
|
|
|
|
1класс |
1.«Мы идем в б-ку»
2.»Сказки и краски»
3.«Кутерьма в стране зверья» |
-Назначение б-ки и ее структура Правила обращение с книгой Показ мультимед презентации
-Посвящение в читатели
-Урок о художниках -иллюстраторах детских книг
Знакомство учащихся с творчеством Б.Житкова -Показ мультимедийной презентации -Просмотр мультфильма «Пудя»
|
Экскурсия
-утренник
Беседа-диалог Виртуальная выставка
Урок- путешествие по творчеству Б.Житкова |
1
1
2
1 |
|
2класс |
1-«Из истории древних книг»
2-«Из чего состоит книжка»
3. «Клепа и компания» |
-Происхождение книг
-Структура книги
-Газеты и журналы для детей |
-Урок-путеществие
Урок-творчество
-Урок-знакомство |
3
2
1 |
-Устный рассказ (по отдельным фрагментам истории книги)
-Создание рукописной книги с использованием изученных элементов)/готов .шаблоны) - |
3кла |
1-«Как найти нужную книгу?»
2.-Что такое аннотация
3.Словари
|
_Урок по адресному запросу
Представление об элементах библиографического описания книги
-Знакомство со словарями
|
-Урок-игра
-Урок-творчество
-урок-игра |
1
2
2 |
-
_написать отзыв о прочитанной книге
- |
4 |
1.»Я познаю мир информации
2.»Вселенная в алфавитном порядке»
2-«Картотеки в библиотеке»
3-«Компьютер наш помощник» |
-Источники и виды информации.
-Как искать информацию в энциклопедиях
-Знакомство учащихся с понятием «справочная литература»
-Тематические картотеки и библиографическое описание
-поиск информации по интернету(словари и энциклопедии)
|
-Беседа о справочной литературе. Показ мультимед презентации
самостоятельный поиск нужного материала /Урок-игра
/продолжение
-урок-игра
Урок-пратикум |
1
2
2
2
2 |
-Составления списка используемых информационных источников |