Раздел: 1.Основной раздел

Рабочие программы

Автор: Bairma

Программа "Информационная грамотность"

                   Образовательная программа «Информационная грамотность»

                                      Пояснительная записка

 Направленность  образовательной программы–общеинтеллектуальное (развитие познавательных способностей) с использованием ИКТ средств во внеурочное время, рассчитанное на 20 ч.

   Основополагающей основой Образовательная программа «Информационная грамотность»яв-ся пособие Гендиной Н.И «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и ОУ», в котором изложена концепция формирования информационной культуры личности в библиотеках ОУ и методика обработки вторичных документов.

   В Федеральном образовательном  стандарте  начального общего образования  выделены такие  учебные умения младшего школьника,  как навыки работы с информацией.  Обучающиеся должны  «…осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять и … преобразовывать ее»*, «… формировать читательскую компетентность»*. Кроме того, программах по литературному чтению обращается внимание  на необходимость формировать «…читательский кругозор младших школьников  и обогащать нравственный опыт ребенка средствами художественного текста*».

Внеурочная жизнь обучающихся должна быть выстроена в соответствии с общей структурой познавательной деятельности учебного учреждения. Ребенку младшего школьного возраста гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности. необходимо формировать у обучающегося интерес к учению; самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель; определить основную и второстепенную информацию; уметь оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; отвечать на простые и сложные вопросы библиотекаря; самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книге; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему урока.


В соответствии с эти и составлены задания  образовательной программы  для младших классов  «Информационная грамотность» Поэтому программа «Информационная грамотность» включает все обязательные элементы традиционного урока, только с большим привлечением детей к диалогу и игровыми моментами.

Осознавая важность предоставления школьнику сведений  о составе  и особенностях ресурсной базы школьной библиотеки, необходимо также  научить ребенка алгоритму адресного, тематического и фактографического поиска, дать общее представление о книге, об ее элементах, структуре и типах книг.                                                                     Поэтому   Цель и задачи программы «Информационная грамотность»  - формирование  у школьников младших классов навыков независимого библиотечного пользователя , имея в виду что школьная должны помочь формировать у учащихся следующие умения:

-умение формулировать  свою информационную потребность;

-умение вести поиск информации, используя   различные виды источников;

-умение ориентироваться в локальных и сетевых электронных ресурсах для младшего школьника;

-умение ориентироваться в справочных и энциклопедических изданиях;

-умение осуществлять адресный, тематический и фактографический поиск.

 

Режим занятии- внеурочная 1 раз в неделю

                                        Тематический план

класс

Тема урока

Содержание

Форма проведения

кол-во часов

Виды самостоятельной работы учащихся

        

                    

                                

                                  

        

 

1класс

1.«Мы идем в б-ку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.»Сказки и краски»

 

 

 

3.«Кутерьма в стране зверья»

-Назначение б-ки и ее структура    

 Правила  обращение с книгой

Показ мультимед презентации

 

 -Посвящение в читатели

 

-Урок  о художниках

-иллюстраторах детских книг

 

 

Знакомство учащихся с творчеством Б.Житкова

-Показ мультимедийной презентации

-Просмотр мультфильма «Пудя»

 

Экскурсия

 

 

 

 

 

 

-утренник

 

 

 

Беседа-диалог

Виртуальная выставка

 

 

Урок-

путешествие по творчеству Б.Житкова

     1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

1

 

2класс

1-«Из истории  древних книг»

 

2-«Из чего состоит книжка»

 

 

 

 

 

3. «Клепа и компания»

 

-Происхождение книг

 

 

-Структура книги

 

 

 

 

 

 

 

-Газеты и журналы для детей

-Урок-путеществие

 

 

Урок-творчество

 

 

 

 

 

 

-Урок-знакомство

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

-Устный рассказ (по отдельным фрагментам              истории книги)

 

-Создание рукописной книги с использованием изученных элементов)/готов .шаблоны)

-

3кла

1-«Как найти нужную книгу?»

 

2.-Что такое аннотация

 

 

3.Словари

 

 

 

 

_Урок по адресному запросу

 

Представление об элементах  библиографического описания книги

 

 

-Знакомство со словарями

 

-Урок-игра

 

 

-Урок-творчество

 

 

 

 

-урок-игра                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1

 

 

2

 

 

 

 

2

-

 

 

 

_написать отзыв о прочитанной книге

 

 

-

4

1.»Я познаю мир информации

 

 

 

 

2.»Вселенная в алфавитном порядке»

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

2-«Картотеки в библиотеке»

 

 

3-«Компьютер наш помощник»

-Источники и виды информации.

 

 

 

 

 

-Как искать информацию в энциклопедиях

 

 

-Знакомство учащихся с понятием «справочная литература»

 

 

-Тематические картотеки и библиографическое описание

 

-поиск  информации  по интернету(словари и энциклопедии)

 

-Беседа о справочной литературе.

Показ мультимед презентации

 

самостоятельный поиск нужного материала

/Урок-игра

 

 

/продолжение

 

 

 

 

-урок-игра

 

 

 

Урок-пратикум

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Составления списка используемых информационных источников

Поделитесь полезной информацией: