Программа кружка "Чтение с увлечением"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа№3»
Утверждаю:
Заместитель директора по ВР
_________________________
Дугаржапов А.Б.
«___»________2012г
Программа кружка «Чтение с увлечением»
Автор:Тудупова Б.А
Год разработки программы:2012
Возраст обучающихся:1-4 классы
п.Могойтуй,2012
Пояснительная записка
Из обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе:
- Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
ФГОС провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», т. е ребенок должен научиться «учиться самостоятельно». На уроках основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Поэтому возрастает роль школьной библиотеки в формировании информационно грамотного читателя, активного читателя. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.. Для того чтобы книга стала для детей другом, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению ,а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания. Источником нового знания для этой возрастной группы является чтение текста(информационного и художественного)
Воспитать активного читателя только на уроках чтения невозможно. Поэтому надо использовать возможности предоставляемые новым стандартом по использовании внеурочной деятельности.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Основная особенность программ в начальной школе является программы по поощрению чтения и через участие в программах, направленных на содействие формированию информационной грамотности
На основе программы УМК «Учимся успешному чтению» входящей в серию публикаций под общим названием «Работаем по новым стандартам» разработана, адаптирована к условиям в нашей школе программа «Чтение с увлечением». Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года и разработана по каждому классу со своей тематикой.
Реализация программы осуществляется на уроках внеклассного чтения, занятиях кружка «Читайка» через чтение с остановками лучших образцов детской литературы ,с привлечением родительской общественности.
Цель и задача программы:
Основной целью программы «Чтение с увлечение» является формирование думающего, талантливого и активного читателя , владеющего прочными навыками чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книг в дальнейшем обучении и обладающего высоким уровнем интереса к чтению и предполагает решение следующих задач:
- Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.2. Формирование способности к полноценному восприятию литературного текста.3. Формирует умение выбирать книги в соответствии с личными предпочтениями, т.е. сформированы УУД у мл. школьников, личностных, регулятивных, познавательных. Они научатся понимать прочитанное, оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Методические особенности программы чтения.
«Задачами организации учебного процесса в начальной школе являются: формирование представлений о возможностях книги как носителя информации и роли библиотек в ее систематизации и хранении; формирование первоначальных навыков и умений использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации; обучение основам работы с текстом; формирование положительной мотивации к чтению, к использованию книг и информации в деятельности учащегося»(5)
Программа «Чтение» построена на сочетание работы над текстом(произведением) и основам информационной грамотности ( или ББЗ) с применением ИКТ(презентация, аудио хрестоматия)
Формирование навыка чтения подразумевает информационную грамотность учащихся. Особенность кружка (время)не позволяет полноценного поэтапного изучения курса информационной грамотности, поэтому в каждом тематическом блоке наряду с изучением произведения(текста) идет работа с источником, структурой книги, т.е, уделяется внимание на формирование информационной культуры в начальном звене. Работа ведется в системе, начиная с первого класса, позволяя ребенку постепенно накапливать и углублять знания о книге. С первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги. В объем знаний и навыков учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление.
Во втором или третьем классе для них проводится обязательное знание по структуре книги, в результате которого дети узнают основные элементы книги, учатся считывать информацию с титульного листа и уже по этим признакам выбирать литературу для чтения . Важно использовать наглядность, объяснять новые термины с помощью таблиц, карточек, ориентируясь на психологические особенности детей к наглядно-иллюстративному восприятию новой информации.
В объем знаний и навыков учащихся 2-3-х классов — умение выбирать и читать нужные книги, знание элементов книги (титульный лист, оглавление, иллюстрации), использование выставок, плакатов, альбомов как средств выбора книг для чтения. Учащимся 3-го класса даются также первые сведения о рекомендательных указателях, библиографических списках литературы в энциклопедии „Что такое? Кто такой?“. (массовые устные формы воспитания библиотечно-библиографической культуры, как игры-путешествия по книгам, игры-конкурсы (“Турнир смекалистых и любознательных”).
Занятия с детьми проводится один раз в неделю в классе в рамках библиотечного часа, выделяемого по предмету «Литературное чтение» или во внеурочное время, факультативно с несколькими учащимися. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа -32.
Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов.
Формы, методы и технологии обучения.
Система занятий по программе базируется на использовании технологии продуктивного чтения обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников
Используется совокупность приемов, разнообразных методов и форм деятельности:беседа и обсуждение;выразительное чтение и рассказывание; игры:дидактические, ролевые и словесные,комплексное использование книг,мультимедийны презентаций, аудиохрестоматий; творческие задания литературного и изобразительного характера.
Применяется методика комментированного чтения(чтение с остановками). Особое значение в методике проведения занятий придается постановке вопросов, опорных ключевых слов.. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание ребенок не всегда способен самостоятельно.
Тематический план программы «Чтение с увлечением»
класс |
Тема |
уроки |
Проектная деятельность |
1 Радостное чтение |
Тема:Не силой, а умом. (Волшебный мир сказок)
|
Правила пользования библ -Элементы книги. знать основные элементы |
Хорошее время читать |
2 Увлекательное чтение |
Тема:Не хлебом единым жив человек(о семье ,о дружбе) Тема:О братьях наших меньших
|
1.Структура книги. Умение выбирать книгу, опираясь на ее основные элементы. 2.Дневник чтения»Обучение механизмам чтения, приемам понимания прочитанного.
|
Книга на сцене.Кукольный театр. |
3 Занимательноеное чтение |
Тема:Береги природу( о природе, о вещах)
Тема:Не все то золото, что блестит
|
Художиники-иллюстраторы детских книг -Подготовка читателя к самостоятельному выбору книг. |
Детское творчество:Пишем «Лесную газету» Детское творчество: создаем свою книгу |
4 Знакомые незнакомцы |
Тема: Ученье свет –неучень тьма Тема:Из истории отечества
|
Справочные издания-помощники в учебе. |
Книга на уроке. Литературная герои на карте |
итого |
|
34 |
Диплом суперчитателя |
1 класс. В 1 классе на уроках внеклассного чтения закладываются основы читательской деятельности. Темы занятий разнообразны и объединены общим названием «Радостное чтение».
2 класс. Тема «Увлекательное чтение». В основе программы по каждому классу лежит основная доминирующая тема, по которому проводятся творческие и проектная деятельность и одна дополнительная тема.
3 класс. Тема «Познавательное чтение».Чтение произведений Бианки, Сладкова. Творческая работа «Пишем Лесную газету»
4 класс. Тема «Знакомые незнакомцы» Знакомые произведения через призму учебных предметов.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Р абота с Портфелем читателя .
Содержание учебного материала.
класс |
Кол-во |
тема |
Содержание |
Вид занятий (форма, метод) |
1класс Радостное чтение |
|
Тема.Лад в семье-покой в душе. А.Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне; Сказки в картинках/б\урок по сказкам В.Сутеева (Педсовет №5/2012. Тема:Не силой, а умом. А.С.Пушкин. Сказка о попе и его работнике Балде; С.Минков. Сказка о глупости;
|
Читаем вместе: Чтение небольших произведений (с комментариями б-ря).. Знакомство с «Мурзилкой», «Читайкой»
Читаем дома. Работа с родителями . |
Проект: Хорошее время читать(рек. Списки родителям.Беседы на родит. Собрании. Самодельные книжки(из чего состоит книга, как делают книгу) |
2.Увлекательное чтение |
|
Тема:Не хлебом единым жив человек К.Паустовский. Теплый хлеб. Стальное колечко; Е.Шварц. Сказка о потерянном времени. Тема:Терпенье и труд все перетрут С.Маршак. Сказка про двух лодырей; В.Бианки. Мастер без топора; Е.Пермяк. Город Мастеров;
|
Чтение с остановками лучших образцов детской литературы. Творческая работа в группах. |
Проект: Книга на сцене.Кукольный театр. Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей |
3 Познавательное чтение |
|
Тема:Не все то золото, что блестит . О.Уальд. Мальчик-звезда; В.Гауф. Карлик-Нос; Тема:Береги природу Урок –путешествие по произведениям Бианки А.Сент_экзюпериМаленький принц
|
Книги писателей натуралистов. Знакомство с зелеными журналами «Юный натуралист» и др. (Кто рисует наши книг Гл. Книга семейного лада из книи М.Ю Новицкой Родная земля Беседа, обсуждение Бианки,Сладков,Чарушин |
Проект Пишем «Лесную газету»: создание иллюстраций к своей любимой книге-практич. Занятие)) |
4 Знакомый незнакомец |
|
Тема:Друга иметь – себя не жалеть Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья; Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот; А.Милн. Вини-Пух и все-все-все. Бурят-монгольские народные сказки и веселые повести Д.Гармаа Тема: Ученье свет –неучень тьма С.Лагерлеф. Чудесные приключения Нильса с дикими гусями Мифы древней Греции(осозвездиях Лагин Старик Хоттабыч Л. Кэрролл. Алиса в стране Чудес |
Знакомые произведения через призму учебных предметов. Критич. Чтение С.ЛагерлеФ. Путешествие Нильса как пособие по географии
Гл. Книга народной истории из Кн. М.Ю.Новицкой Родная земля |
Проект: Книга на уроке Список книг, нужных для подготовки к уроку..( |
|
|
|
|
|
Технология продуктивного чтения обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Диагностика
Прохорова, Хасьянова Как измерить информационную компетентность выпускников начальной школы -ШБ №1/ 2010
Модель выпускника начальной школы:
В работе с учебниками умеет:
- самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам его приложения;
- умеет работать со словарями;
- при изучении нового материала самостоятельно составляет план, схемы, таблицы, варианты опорных сигналов;
- при контроле своей работы умеет обращаться к различным источникам информации.
Библиотечно-библиографические знания(ББЗ) и умения:
- ориентируется в каталожной карточке;
- пользуется справочной и энциклопедической литературой.
Список использованной литературы:
-Антипова В.Б. Бибилотечные уроки.Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотек.Методическое пособие/В.Б.Антипова.-М.:Издательство «Глобус»,2009.-336с-(Уроки мастерства).с.142
-Заир-Бек С.И.,Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.-М.:Просвещение, 2011.-(Работаем по новому стандартам)
- Развитие читательской самостоятельности.-Начальная школа плюс до и после №11/2008
-Родительское собрание по детскому чтению:сборник материалов по разработке моделей и методик проведения.-М.:РШБА,2008
-СметанниковаН. Читаем! –Школа, где процветаеит грамотность.Сб.статей/сост.Н.Н.Сметанникова.-М.:Школьная библиотека,2005
-УМК «Учим успешному чтению»
-Учим успешному чтению.Рекомендации учителю:пособие для учителей ОУ.-М:Просвещение,2011
-Учимся успешному чтению.Портфель читателя. 1. класс.-М:Просвещение, 2011
- Учимся успешному чтению.Портфель читателя. 2.класс.-М:Просвещение, 2012
-Учимся успешному чтению.Портфель читателя. 3. класс.-М:Просвещение, 2012
-Учимся успешному чтению.Портфель читателя. 4 класс.-М:Просвещение, 2012
Шевченко М Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы.-ШБ №5/2011 с. 43-50
Дополнительные материалы используемые на факультативных занятиях -Журналы Читайка,Мурзилка.
-Образовательный ресурс «Аудиохрестоиатия.рф» голосами мастеров сцены/онлайн-библиотека аудиокниг
-Родная речь. 3-4 классы. (Читают артисты МХАТ) диск.
-Библиотечка журнала «Читайка»(подписное издание)
-М.Ю.Новицкая Родная земля.-М.,Дрофа,20110