Раздел: 1.Основной раздел

Кружок, факультатив

Автор: Bairma

1.Программа "Чтение с увлечением" 1-4 классы.

2.Спецкурс "Занимательная  ономастика и генеалогия"(6-7 курс) (см. продолж.)

3.Программа "Исследователь" для начальных классов(см. продолж.)

Программа кружка "Чтение с увлечением"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа№3»    

                                                 

                                                                            Утверждаю:

                                                                Заместитель директора по ВР

                                                                  _________________________

                                                                                  Дугаржапов А.Б.

                                                                     «___»________2012г

 

 

        Программа  кружка «Чтение с увлечением»

              

 

                                                                                                                                                   Автор:Тудупова Б.А                                                                                                                          

  Год разработки программы:2012

Возраст обучающихся:1-4 классы

 

 

       

 

 

 

 

п.Могойтуй,2012

 

                    Пояснительная записка

Из обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе:

  • Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

 

ФГОС провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», т. е ребенок должен научиться «учиться самостоятельно». На уроках основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Поэтому возрастает роль школьной библиотеки  в формировании информационно грамотного читателя, активного читателя. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.. Для того чтобы книга стала для детей другом, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению ,а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания.      Источником  нового знания для этой возрастной группы является чтение текста(информационного и художественного)

     Воспитать  активного  читателя только на уроках чтения невозможно. Поэтому  надо использовать возможности предоставляемые  новым стандартом по использовании внеурочной деятельности.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

      Основная особенность  программ в начальной школе является  программы по поощрению чтения и через участие в программах, направленных на содействие формированию  информационной  грамотности

На основе программы УМК «Учимся успешному чтению» входящей в серию публикаций под общим названием «Работаем по новым стандартам» разработана, адаптирована к условиям в нашей школе  программа  «Чтение с увлечением». Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года и разработана по каждому  классу со своей тематикой.

     Реализация программы осуществляется на уроках внеклассного чтения, занятиях кружка «Читайка» через чтение  с остановками лучших образцов детской литературы ,с привлечением родительской общественности.

     Цель и задача программы:

Основной  целью программы «Чтение с увлечение» является  формирование думающего, талантливого  и активного читателя , владеющего прочными навыками  чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книг в дальнейшем обучении и обладающего высоким уровнем интереса к чтению и предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.2. Формирование способности к полноценному восприятию литературного текста.3. Формирует умение выбирать книги в соответствии с личными предпочтениями, т.е. сформированы УУД у мл. школьников, личностных, регулятивных, познавательных. Они научатся понимать прочитанное, оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

     Методические особенности программы чтения.

      «Задачами организации учебного процесса в начальной школе являются: формирование представлений о возможностях книги как носителя информации и роли библиотек в ее систематизации и хранении; формирование первоначальных навыков и умений использования библиотечных инструментов для поиска и  выбора информации; обучение основам работы с текстом; формирование положительной мотивации к чтению, к использованию книг и информации в деятельности учащегося»(5)

      Программа «Чтение» построена на сочетание работы над текстом(произведением) и основам  информационной грамотности ( или ББЗ) с  применением ИКТ(презентация, аудио хрестоматия)

Формирование навыка чтения подразумевает  информационную грамотность учащихся. Особенность кружка (время)не позволяет  полноценного  поэтапного изучения курса информационной грамотности, поэтому в каждом тематическом блоке наряду с изучением произведения(текста) идет работа с источником, структурой книги, т.е, уделяется внимание  на  формирование информационной культуры в начальном звене. Работа ведется в системе, начиная с первого класса, позволяя ребенку постепенно накапливать и углублять знания о книге. С первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги. В объем знаний и навыков учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление.

Во втором или третьем классе для них проводится обязательное знание по структуре книги, в результате которого дети узнают основные элементы книги, учатся считывать информацию с титульного листа и уже по этим признакам выбирать литературу для чтения . Важно использовать наглядность, объяснять новые термины с помощью таблиц, карточек, ориентируясь на психологические особенности детей к наглядно-иллюстративному восприятию новой информации.

В объем знаний и навыков учащихся 2-3-х классов — умение выбирать и читать нужные книги, знание элементов книги (титульный лист, оглавление, иллюстрации), использование выставок, плакатов, альбомов как средств выбора книг для чтения. Учащимся 3-го класса даются также первые сведения о рекомендательных указателях, библиографических списках литературы в энциклопедии „Что такое? Кто такой?“. (массовые устные формы воспитания библиотечно-библиографической культуры, как игры-путешествия по книгам, игры-конкурсы (“Турнир смекалистых и любознательных”).

     Занятия с детьми проводится один раз в неделю в классе в рамках библиотечного часа, выделяемого  по предмету  «Литературное чтение»  или во внеурочное время, факультативно с несколькими учащимися.  Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа -32.

Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов.

     Формы, методы и технологии обучения.

     Система занятий по программе базируется на использовании  технологии продуктивного чтения обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников

Используется совокупность приемов, разнообразных методов и форм деятельности:беседа и обсуждение;выразительное чтение и рассказывание; игры:дидактические, ролевые и словесные,комплексное использование книг,мультимедийны презентаций, аудиохрестоматий; творческие задания литературного и изобразительного характера.

Применяется методика комментированного чтения(чтение с остановками). Особое значение в методике проведения занятий придается постановке вопросов, опорных ключевых слов.. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание ребенок не всегда способен самостоятельно.

Тематический план программы «Чтение с увлечением»

класс

Тема

уроки

Проектная деятельность

1 Радостное чтение

Тема:Не силой, а умом. (Волшебный мир сказок)

 

Правила пользования библ

-Элементы книги. знать основные элементы

Хорошее время читать

2 Увлекательное

чтение

Тема:Не хлебом единым жив человек(о семье ,о дружбе)

Тема:О братьях наших меньших

 

1.Структура книги. Умение выбирать книгу, опираясь на ее основные элементы.

2.Дневник чтения»Обучение механизмам чтения, приемам понимания прочитанного.

 

Книга на сцене.Кукольный театр.

3 Занимательноеное чтение

Тема:Береги природу( о природе, о вещах)

 

Тема:Не все то золото, что блестит

 

Художиники-иллюстраторы детских книг

-Подготовка читателя к самостоятельному  выбору книг.

Детское творчество:Пишем «Лесную газету»

Детское творчество: создаем свою книгу

4 Знакомые незнакомцы

Тема: Ученье свет –неучень тьма

Тема:Из истории отечества

 

Справочные издания-помощники в учебе.

Книга на уроке. Литературная герои на   карте

итого

 

34

Диплом суперчитателя

 

1 класс. В 1 классе на уроках внеклассного чтения закладываются основы читательской деятельности. Темы занятий разнообразны и объединены  общим названием «Радостное чтение».

2 класс. Тема «Увлекательное чтение». В основе программы по каждому классу лежит основная доминирующая тема, по которому   проводятся творческие и проектная деятельность и  одна дополнительная тема.

3 класс. Тема «Познавательное чтение».Чтение произведений Бианки, Сладкова. Творческая работа  «Пишем Лесную газету»

4 класс. Тема «Знакомые незнакомцы»      Знакомые произведения через призму  учебных предметов.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Р абота с Портфелем читателя .

Содержание учебного материала.

класс

Кол-во

тема

Содержание

Вид занятий

(форма, метод)

1класс

Радостное чтение

 

Тема.Лад в семье-покой в душе.

А.Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне;

Сказки в картинках/б\урок по сказкам В.Сутеева (Педсовет №5/2012.

Тема:Не силой, а умом.

А.С.Пушкин. Сказка о попе и его работнике Балде;

С.Минков. Сказка о глупости;

 

Читаем вместе: Чтение небольших произведений (с комментариями б-ря).. Знакомство с «Мурзилкой», «Читайкой»

 

Читаем дома. Работа с родителями .

 

Проект:                   Хорошее время читать(рек. Списки родителям.Беседы на родит. Собрании. Самодельные книжки(из чего состоит книга, как делают книгу)

2.Увлекательное чтение

 

Тема:Не хлебом единым жив человек

К.Паустовский. Теплый хлеб. Стальное колечко;

Е.Шварц. Сказка о потерянном времени.

Тема:Терпенье и труд все перетрут

С.Маршак. Сказка про двух лодырей;

В.Бианки. Мастер без топора;

Е.Пермяк. Город Мастеров;

 

 

Чтение  с остановками лучших образцов детской литературы.

Творческая работа в группах.

 

Проект: Книга на сцене.Кукольный театр.

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей

3 Познавательное чтение

 

Тема:Не все то золото, что блестит .

О.Уальд. Мальчик-звезда;

В.Гауф. Карлик-Нос;

Тема:Береги природу Урок –путешествие по произведениям Бианки

А.Сент_экзюпериМаленький принц

 

Книги писателей натуралистов. Знакомство с  зелеными журналами «Юный натуралист» и др.        (Кто рисует наши книг

Гл. Книга семейного лада из книи М.Ю Новицкой Родная земля

Беседа, обсуждение

Бианки,Сладков,Чарушин

 

 

Проект                  Пишем «Лесную газету»:

создание иллюстраций к своей любимой книге-практич. Занятие))

4 Знакомый незнакомец

 

Тема:Друга иметь – себя не жалеть

Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья;

Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот;

А.Милн. Вини-Пух и все-все-все.

Бурят-монгольские народные сказки и веселые повести Д.Гармаа

Тема: Ученье свет –неучень тьма

С.Лагерлеф. Чудесные приключения Нильса с дикими гусями

Мифы древней Греции(осозвездиях

Лагин Старик Хоттабыч

Л. Кэрролл. Алиса в стране Чудес

 

Знакомые произведения через призму  учебных предметов. Критич. Чтение

С.ЛагерлеФ. Путешествие Нильса как пособие по географии

 

Гл. Книга народной истории из Кн. М.Ю.Новицкой Родная земля

 

Проект: Книга на уроке

Список книг, нужных для подготовки к уроку..(

 

 

 

 

 

 

Технология продуктивного чтения обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

 

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

 

I этап. Работа с текстом до чтения.

 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

 

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

 

  1. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

 

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

 

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Диагностика

Прохорова, Хасьянова  Как измерить информационную компетентность выпускников начальной школы -ШБ №1/ 2010

Модель выпускника начальной школы:

В работе с учебниками умеет:

  • самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам его приложения;
  • умеет работать со словарями;
  • при изучении нового материала самостоятельно составляет план, схемы, таблицы, варианты опорных сигналов;
  • при контроле своей работы умеет обращаться к различным источникам информации.

Библиотечно-библиографические знания(ББЗ) и умения:

  • ориентируется в каталожной карточке;
  • пользуется справочной и энциклопедической литературой.

 

 

 Список использованной литературы:

-Антипова В.Б. Бибилотечные уроки.Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотек.Методическое пособие/В.Б.Антипова.-М.:Издательство «Глобус»,2009.-336с-(Уроки мастерства).с.142

-Заир-Бек С.И.,Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.-М.:Просвещение, 2011.-(Работаем по новому стандартам)

- Развитие читательской самостоятельности.-Начальная школа плюс до и после №11/2008

-Родительское собрание по детскому чтению:сборник материалов по разработке моделей и методик проведения.-М.:РШБА,2008

-СметанниковаН. Читаем! –Школа, где процветаеит грамотность.Сб.статей/сост.Н.Н.Сметанникова.-М.:Школьная библиотека,2005

-УМК «Учим успешному чтению»

-Учим успешному чтению.Рекомендации учителю:пособие для учителей ОУ.-М:Просвещение,2011

-Учимся успешному чтению.Портфель читателя. 1. класс.-М:Просвещение, 2011

- Учимся успешному чтению.Портфель читателя. 2.класс.-М:Просвещение, 2012

-Учимся успешному чтению.Портфель читателя. 3. класс.-М:Просвещение, 2012

-Учимся успешному чтению.Портфель  читателя. 4 класс.-М:Просвещение, 2012

Шевченко М Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы.-ШБ №5/2011 с. 43-50

 

Дополнительные материалы используемые на факультативных занятиях                                                                                -Журналы Читайка,Мурзилка.

-Образовательный ресурс «Аудиохрестоиатия.рф» голосами мастеров сцены/онлайн-библиотека аудиокниг

-Родная речь. 3-4 классы. (Читают артисты МХАТ) диск.

-Библиотечка  журнала «Читайка»(подписное издание)

-М.Ю.Новицкая Родная земля.-М.,Дрофа,20110

Поделитесь полезной информацией: