Раздел: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕЙБОЛА

Автор: Николай Иванович Залозный
Тэги: 'profile'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕЙБОЛА СТАВЯТ ДЛЯ НАС ЗАДАЧИ ПО ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ИЗУЧЕНИЮ ДАННОГО ВИДА СПОРТА. ПО ПРОГРАММЕ ВОЛЕЙБОЛ НАЧИНАЮТ ИЗУЧАТЬ

В 5 КЛАССЕ.

 УЧИТЬ ЭЛЕМЕНТАМ ВОЛЕЙБОЛА НАЧИНАЕМ С 3-4 КЛАССА, ГДЕ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЕНО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА, БАСКЕТБОЛА, ФУТБОЛА. ТАК, В 4 КЛАССЕ НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ МОГУТ НАЧИНАТЬ ИГРАТЬ В ПИОНЕРБОЛ С ПОДАЧИ ОДНОЙ ИЛИ ДВУМЯ РУКАМИ УДАРОМ ПО МЯЧУ С 4-5 МЕТРОВ ОТ СЕТКИ. ИМ ЖЕ РАЗРЕШАЕМ ПРИНИМАТЬ МЯЧ ЛИБО СВЕРХУ, ЛИБО СНИЗУ ИСПОЛЬЗУЯ ДВА КАСАНИЯ И ЛОВЛЮ МЯЧА. ТАК ЖЕ РАЗРЕШАЕМ ВЫПОЛНЯТЬ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ ПЕРЕДАЧИ ПО-ВОЛЕЙБОЛЬНОМУ.

В НАЧАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДОВОЖУ ДО УМОВ ДЕТЕЙ, ЧТО ВОЛЕЙБОЛ – ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ И СЛОЖНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА В ОТЛИЧИЕ ОТ БАСКЕТБОЛА, ФУТБОЛА И ДРУГИХ ИГР, ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ МЯЧ, ПОВОДИТЬ ЕГО, ВЫПОЛНИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, А ЗДЕСЬ – СЕКУНДЫ НА ОСМЫСЛЕНИЕ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ, И ДОЛИ СЕКУНДЫ НА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ. ЗДЕСЬ, КАК НИГДЕ ВАЖЕН ДУХ КОЛЛЕКТИВИЗМА, СПЛОЧЕННОСТИ, ВЗАИМОВЫРУЧКИ, ВЗАИМОПОМОЩИ, А ТАКЖЕ ВЫСОКАЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАЖДОГО ИГРОКА, ЗНАНИЕ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ И ТОЧНОЕ ИХ ИСПОЛНЕНИЕ.

 5-6 КЛАССАХ УРОКИ ВОЛЕЙБОЛА СТРОЮ ТАК: В ВВОДНУЮ ЧАСТЬ ВКЛЮЧАЮ ОРУ ИЗ ГИМНАСТИКИ, ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ, АКРОБАТИКИ, А ТАКЖЕ УПРАЖНЕНИЯ НА БЫСТРОТУ, СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ ДЕЙСТВИЯ И МЫШЛЕНИЯ, КООРДИНАЦИЮ, ГИБКОСТЬ. ЧТО КАСАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ИГРЫ, ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ТО ИХ ВКЛЮЧАЮ, КАК, В ВВОДНУЮ, ТАК И В ОСНОВНУЮ ЧАСТИ УРОКА. МЕТОД «ОТ ПРОСТОГО - К СЛОЖНОМУ» НИКТО НЕ УПРАЗДНЯЛ, ПОЭТОМУ И ВЕЛИКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ. НАЧИНАЮ СО СТОЕК И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТА, ЧТО ПОВТОРЯЮ НА ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ УРОКАХ, ДОБИВАЯСЬ ЧЕТКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ПОДВОДЯЩИЕ ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧАМИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТИГАЕТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ КАК МИНИМУМ ОДНОГО МЯЧА НА ПАРУ УЧАЩИХСЯ. РАЗДЕЛЯЮ КЛАСС НА ПАРЫ И ФРОНТАЛЬНЫМ МЕТОДОМ, ИСПОЛЬЗУЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ИЗУЧАЕМ И ТРЕНИРУЕМ РАЗЛИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРИЕМОВ И ПЕРЕДАЧ МЯЧА. ТАКЖЕ ПРОДОЛЖАЕМ ИГРАТЬ В ПИОНЕРБОЛ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ ИЗУЧАЮТСЯ С 5 КЛАССА.

К ОКОНЧАНИЮ 6 КЛАССА 50-60% УЧАЩИХСЯ УЖЕ УМЕЮТ ВЫПОЛНЯТЬ 4-5 ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ПЕРЕДАЧ НАД СОБОЙ И В ПАРАХ БЕЗ ПОТЕРЬ, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯТЬ НИЖНЮЮ ПРЯМУЮ И НИЖНЮЮ БОКОВУЮ ПОДАЧИ С 4-6 МЕТРОВ.

В 7 КЛАССЕ НАЧИНАЮ ИЗУЧЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ПРЯМОЙ ПОДАЧИ. ОНА СИЛОВАЯ, ЗРЕЛИЩНАЯ, ИНТЕРЕСНАЯ, НО ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ДЕТЕЙ ОЧЕНЬ ЗАТРУДНИТЕЛЬНА, ПОЭТОМУ ЗДЕСЬ, НУЖЕН ОСОБЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИИ РЕБЕНКА, ИНАЧЕ ПОСЛЕ ПЕРВЫХ НЕУДАЧ ОН ВООБЩЕ ПЕРЕСТАНЕТ ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ ЕЕ ПОДАВАТЬ. НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ У НЕГО НЕ ПРОПАДАЛО ЖЕЛАНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬСЯ ПОДАВАТЬ. ОПЯТЬ ПОДВОЖУ ДЕТЕЙ НА 5-6 МЕТРОВЫЙ РУБЕЖ, ГДЕ ВАРИАТИВНОСТЬ ПОДАЧИ СУЩЕСТВЕННО ПОВЫШАЕТСЯ. РЕЗУЛЬТАТ ПРИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЕ НАСТУПАЕТ ЧЕРЕЗ 2-4 УРОКА. ЗДЕСЬ ЖЕ ДАЮ ПОНЯТИЯ «ЛИНИЯ НАПАДЕНИЯ» И «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ», ОБЪЯСНЯЮ ИХ РАЗЛИЧИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТОМ ИЛИ ИНОМ НОМЕРЕ.

В 8 КЛАССЕ НА НИЗКОЙ СЕТКЕ(190-200СМ), НАЧИНАЮ ПОЛНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С РАССКАЗА И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОКАЗА ВСЕГО ЭЛЕМЕНТА И ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЮ ПОСТАНОВКЕ НОГ И ДВИЖЕНИЮ РУК, ТАК КАК ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ПОЛНОСТЬЮ ОТВЛЕЧЕНО НЕПОСРЕДСТВЕННО УДАРУ ПО МЯЧУ РУКОЙ. ОЧЕНЬ ВАЖНО, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ДОНЕСТИ ДО ДЕТСКИХ УМОВ РОЛЬ СЕТКИ В ИГРЕ, ПОЭТОМУ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ, УДЕЛЯЮ НАПРЫГИВАНИЮ И СТОПОРЯЩЕЙ ПОСТАНОВКЕ НОГ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ВЫПРЫГИВАНИЕМ И КАСАНИЕМ ВЕРХНЕЙ КРОМКИ СЕТКИ. ПОКА НЕ ВЫПОЛНЕНЫ, НА ДОСТАТОЧНО ХОРОШЕМ УРОВНЕ, НАПРЫГИВАНИЕ И ИМИТАЦИЯ УДАРА, - МЯЧ МОЖНО В РУКИ НЕ БРАТЬ. ЗА НЕИМЕНИЕМ В ШКОЛЕ ТРЕНАЖЕРА «МЯЧ НА АМОРТИЗАТОРЕ», ИСПОЛЬЗУЮ ОБЫЧНУЮ СКАМЕЙКУ, СТАВЛЮ ЕЕ ВОЗЛЕ СЕТКИ, СТАНОВЛЮСЬ НА НЕЕ И НА ВЫТЯНУТОЙ В СТОРОНУ РУКЕ ДЕРЖУ МЯЧ, КОТОРЫЙ ПРЕДЛАГАЮ УДАРИТЬ ЧЕРЕЗ СЕТКУ РУКОЙ В ПРЫЖКЕ, ПОСТАРАВШИСЬ НЕ КОСНУТЬСЯ САМОЙ СЕТКИ.

В 8-9 КЛАССЕ НАЧИНАЮ ИЗУЧЕНИЕ БЛОКИРОВАНИЯ, ДОВОДЯ ДО ДЕТЕЙ ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ЭЛЕМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ВОЛЕЙБОЛЕ, ТАКЖЕ ПРОДОЛЖАЮ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАПАДАЮЩИЙ УДАР. ТУТ ЖЕ ИЗУЧАЕМ ТАКТИКУ ИГРЫ УГЛОМ ВПЕРЕД И УГЛОМ НАЗАД, А ТАКЖЕ ИГРУ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В КОМАНДЕ И В ИГРЕ.

В 10-11 КЛАССАХ СОВЕРШЕНСТВУЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДОБАВЛЯЕМ НОВЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. ЭТО И СИЛОВАЯ ВЕРХНЯЯ ПОДАЧА МЯЧА В ЗАДАННУЮ ЗОНУ, И ОНА ЖЕ В ПРЫЖКЕ, И ГРУППОВОЕ БЛОКИРОВАНИЕ, И АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ТИПА «ВОЛНА» И «КРЕСТ», НАПАДАЮЩИЙ УДАР С УКОРОЧЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ И ПРОСТРЕЛА, И ПЕРЕДАЧА ЗА ГОЛОВУ ПОД УДАР,

И ПЕРЕВОД МЯЧА ПО ЛИНИИ И ПО ДИАГОНАЛИ. ВСЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОХОДИТ НА УРОКАХ, А ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ - ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

ГЛАВНОЕ, ЗАСТАВИТЬ УЧАЩИХСЯ ПОВЕРИТЬ В СВОИ СИЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ И НЕ ОГОРЧАТЬСЯ НЕУДАЧАМ. ТАК, БОЯЗНЬ СЕТКИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ СТОПОРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА, ПОЭТОМУ ПРЕДЛАГАЮ НЕ СМОТРЕТЬ НА СЕТКУ И ВЫПОЛНИТЬ УДАР, ПУСТЬ ДАЖЕ С ОШИБКАМИ, НО ЧТОБЫ УЧАЩИЙСЯ ПОПАЛ ПО МЯЧУ В ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКЕ. ПОКА ЭТО НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНО И ЗАКРЕПЛЕНО, НЕТ СМЫСЛА ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬ ДАЛЬШЕ, ВЕДЬ В 10-11 КЛАССАХ СЕТКА УЖЕ ВЗРОСЛАЯ. ВООБЩЕ, МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ НЕ ДОУЧЕННЫЙ, НЕ ДОВЕДЕННЫЙ ДО КОНЦА ЭЛЕМЕНТ И ИДТИ ДАЛЬШЕ В ОБУЧЕНИИ. НЕ БУДЕТ НОРМАЛЬНОГО ИНТЕГРАТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА, ТАК КАК НЕ ВЫУЧЕННЫЙ И НЕ ЗАКРЕПЛЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАРУШИТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, А ЗНАЧИТ, БУДЕТ НАРУШЕНА САМА СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО ДОБИВАТЬСЯ КАЧЕСТВЕННОГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ, А ЭТО УЖЕ ГОВОРИТ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА, О ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, О ЕГО РЕНОМЕ, В КОНЦЕ КОНЦОВ.

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ СТИМУЛИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ПОЭТОМУ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОКАЗЫВАЮ САМ ИЛИ С ПОМОЩНИКАМИ ИЗ ЧИСЛА ЛУЧШИХ СПОРТСМЕНОВ КЛАССА. ВСЕ УЧАЩИЕСЯ 8-11 КЛАССОВ, КОТОРЫЕ ПОСЕЩАЮТ СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ, ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСМОТРЕТЬ НА ИГРУ ВЗРОСЛЫХ СПОРТСМЕНОВ, А ТАКЖЕ УЧАСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНЫХ ТРЕНИРОВКАХ. А В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ТАКОЙ СПАРРИНГ ИМЕЕТ ПОЧТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ, ТАК КАК У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК УЖЕ ЗАКРЕПЛЕН ИНТЕРЕС К БУДУЩИМ СОРЕВНОВАНИЯМ.

НАША ШКОЛА НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗЕРОМ И ПОБЕДИТЕЛЕМ РАЙОННЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ, ЧТО МОЖЕТ ГОВОРИТЬ О ПРАВИЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ПРЕПОДАВАНИЮ ЭТОГО ВИДА СПОРТА.

 

Поделитесь полезной информацией: