Словарь психолого-педагогических понятий курса "Специалист в области физической культуры и спорта"
Аттестационные способности — умение распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно
Академические способности — способности к изучению соответствующей области наук (теории физической культуры, медико-биологического знания, психолого-педагогические).
Воспитание — специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее конечной целью формирование личности, нужной и полезной обществу.
Гетерорегуляция – это воздействие на спортсмена со стороны (тренер, психолог, врач).
Дидактические способности — способности передавать учебный материал, делая его доступным. Они заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым.
Интеллектуальные способности – это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.
Компетенция — динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников.
Компетентность— целостная система личностного осмысления знаний, умений и принятых ценностей, направленных на применение этих компетенций.
Коммуникативный компонент — это умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими.
Коммуникативные способности — способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.
Методы обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение ими содержания образования, развитие умственных сил и способностей, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Методика обучения (греч. metodicos — движение вперед, путь к достижению) — совокупность методов или способов целесообразного проведения какой-либо работы.
Метод воспитания — путь достижения заданной цели воспитания. Это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки заданных качеств.
Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Общение – это процесс взаимодействия, имеющий своей целью намеренное влияя
Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
Организаторские способности — умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач.
Психорегуляция - система мероприятий, направленных на изменение у спортсмена психического состояния, необходимого для успешного осуществления деятельности или воздействие на поведение другого человека.
Психическая саморегуляция – это воздействие спортсмена на самого себя с помощью слов, соответствующих мысленных образов, представлений и воображения
Психологическая подготовка спортсмена- совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование и совершенствование у спортсмена свойств личности и психических качеств, которые обеспечивают успешное решение задач спортивной тренировки и надежное выступление в соревнованиях.
Профессиональная компетентность спортивного педагога — владение необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Профессиональная речь– связь с речедвигательной координацией, т. е. с умением одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности и выразительности речи;
Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии
Профессиональная позиция — отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т. д.
Педагогическое воображение — способность предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая перспективы их развития.
Проблемное обучение — систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.
Проблемная задача — способ выполнения и результат, которые учащимся заранее не известны, но позволяют самостоятельно найти способ выполнения этой задачи.
Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т. д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности и поведения.
Самовоспитание спортивного педагога — активная целеустремленная деятельность по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанной потребностью отвечать социальным требованиям к уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, а также личной стратегии физического совершенствования.
Спортивный педагог — специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта.
Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.
Средства обучения — предметная поддержка учебно-познавательного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения.
Тактические знания – представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их пр Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.
Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях.
Технология обучения (с греч. techne — искусство, logos — учение) — совокупность научных методов, способов, приемов, форм и средств, реализуемая определенным образом и в определенной последовательности в интересах повышения эффективности дидактического процесса.
Урок — такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
Физическая подготовка спортсмена – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.
Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).