Раздел: ДПП ПП "Специалист в области физической культуры и спорта

Словарь психолого-педагогических понятий курса "Специалист в области физической культуры и спорта"

Автор: Константин Кочкин
Тэги: психолого-педагогические понятия, словарь

Аттестационные способности — умение распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно

Академические способности — способности к изучению соответствующей области наук (теории физической культуры, медико-биологического знания, психолого-педагогические).

Воспитание — специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее конечной целью формирование личности, нужной и полезной обществу.

Гетерорегуляция – это воздействие на спортсмена со стороны (тренер, психолог, врач).

Дидактические способности — способности передавать учебный материал, делая его доступным. Они заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым.

Интеллектуальные способности – это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

Компетенция — динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников.

Компетентность— целостная система личностного осмысления знаний, умений и принятых ценностей, направленных на применение этих компетенций.

Коммуникативный компонент — это умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими.

Коммуникативные способности — способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.

Методы обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение ими содержания образования, развитие умственных сил и способностей, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Методика обучения (греч. metodicos — движение вперед, путь к достижению) — совокупность методов или способов целесообразного проведения какой-либо работы.

Метод воспитания — путь достижения заданной цели воспитания. Это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки заданных качеств.

Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Общение – это процесс взаимодействия, имеющий своей целью намеренное влияя

Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Организаторские способности — умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач.

Психорегуляция  - система мероприятий, направленных на изменение у спортсмена психического состояния, необходимого для успешного осуществления деятельности или воздействие на поведение другого человека.

Психическая  саморегуляция – это воздействие спортсмена на самого себя с помощью слов, соответствующих мысленных образов, представлений и воображения

Психологическая подготовка спортсмена-  совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование и совершенствование у спортсмена свойств личности и психических качеств, которые обеспечивают успешное решение задач спортивной тренировки и надежное выступление в соревнованиях.

Профессиональная компетентность спортивного педагога — владение необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

Профессиональная речь– связь с речедвигательной координацией, т. е. с умением одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности и выразительности речи;

Профессиональная пригодность -  совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии

Профессиональная позиция — отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т. д.

Педагогическое воображение — способность предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая перспективы их развития.

Проблемное обучение — систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.

Проблемная задача — способ выполнения и результат, которые учащимся заранее не известны, но позволяют самостоятельно найти способ выполнения этой задачи.

Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т. д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности и поведения.

Самовоспитание спортивного педагога — активная целеустремленная деятельность по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанной потребностью отвечать социальным требованиям к уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, а также личной стратегии физического совершенствования.

Спортивный педагог — специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта.

Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Средства обучения — предметная поддержка учебно-познавательного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения.

Тактические знания – представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их пр Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.

Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях.

Технология обучения (с греч. techne — искусство, logos — учение) — совокупность научных методов, способов, приемов, форм и средств, реализуемая определенным образом и в определенной последовательности в интересах повышения эффективности дидактического процесса.

Урок — такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

Физическая подготовка спортсмена – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Поделитесь полезной информацией: