Развернутый ответ на вопрос: "Каков личностный портрет педагога физического воспитания?"
Развернутый ответ на вопрос: "Каков личностный портрет педагога физического воспитания?"
По мнению Б. Дж. Кретти, спортивный педагог должен быть открытым, общительным, эмоционально устойчивым человеком. Он должен обладать достаточно высоким интеллектом, иметь развитое чувство реальности, быть практичным и уверенным в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам предпринимать ответственные решения.
В процессе анализа результатов различных исследований подчеркивается, что представления об идеальной личности тренера существует как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает спортивный педагог, и от того, в каких он отношениях со своими воспитанниками, а также от того, как он передает свои знания. Отмечается, что способность тренера выполнять роль, которую ожидают от него воспитанники, в сочетании с его профессиональными знаниями может компенсировать некоторые его недостатки.
Спортивный педагог высокого класса обладает такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Он достаточно устойчив, активен, имеет твердый характер и определенность взглядов [Кретти, с. 149].
Тренер высокого класса характеризуется особым типом поведения — гибким, иногда авторитарным. Быстрое восприятие нового, стремление к творчеству, активное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование — характерные черты спортивного педагога высокого класса. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля, является нежелательным, т. к. способствует снижению результатов педагогического процесса и говорит о неспособности педагога принимать правильные решения в сложных ситуациях.
Индивидуальные свойства личности спортивного педагога оцениваются по следующим качествам:
- - идейно-политические качества (патриотизм, интернационализм, целеустремленность, принципиальность);
- - нравственные качества (коллективизм, чувство долга, ответственность, спортивная честь, скромность, гуманизм, доброта, порядочность, самокритичность, трудолюбие);
- - эмоционально-волевые качества (активность, мужество, настойчивость, самостоятельность, инициативность, решительность, уверенность, смелость, самообладание, выдержка, воля к победе);
- - поведение в коллективе (общительность, доброжелательность, требовательность к другим, самолюбие, самокритичность, уважительность, оптимальная эмоциональность, отношение к успехам и неудачам, умение владеть собой, рассудительность, отзывчивость);
- - отношение к работе (увлеченность, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, творческое отношение к делу);
- - личностно-профессиональные качества (спортивное мастерство, педагогическое мастерство, наблюдательность, интуиция, педагогический такт, умение распределять внимание, педагогическое воображение, абстрактное мышление, любознательность, дидактические умения, построение взаимоотношений со спортсменами, умение прогнозировать, моделировать, авторитетность).
В зависимости от того, в какой мере эти или прямо противоположные качества присущи спортивному педагогу, можно сделать вывод об индивидуальных свойствах его личности, о его характере [Корх, с. 87].
Выделяют целый ряд личностных характеристик спортивного тренера, необходимых в его профессиональной деятельности. Среди них энергичность, поддержка; ясность требований; поощрение к активному участию учащихся в процессе тренировки. Кроме этого, сдержанность, образное мышление; поощрение к обмену мнениями; доброжелательность, душевная теплота. Исходя из этого, высказывается предположение о том, что идеальный тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален [Дергач, Исаев, с. 92].
Деятельность учителя физической культуры во многом определяется его способностями, которые делятся на следующие группы:
Педагогическое воображение— способность предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая перспективы их развития.
Аттестационные способности — умение распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушение дисциплины, следить за собственным поведением.
Двигательные способности отражают прежде всего умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников.
Дидактические способности — способности передавать учебный материал, делая его доступным. Они заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым.
Академические способности — способности к изучению соответствующей области наук (теории физической культуры, медикобиологического знания, психолого-педагогические).
Перцептивные способности — талант проникать во внутренний мир ученика. Это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния.
Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики.
Организаторские способности — умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач.
Авторитарные способности — умение непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета.
Коммуникативные способности — способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.