Эссе "Личностный портрет педагога дополнительного образования"
«Личностный портрет педагога дополнительного образования»
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу дополнительного образования, является любовь к детям, своей профессии и интерес к внутреннему миру ребенка, позитивная направленность на воспитательную деятельность и творчество в педагогическом процессе, наличие специальных знаний в той области, в которой он обучает детей, широкая эрудиция и высокоразвитый интеллект, высокая нравственность и чувство моральной ответственности, а также толерантность - открытость к принятию позиции другого. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями являются общительность и искренность, доброжелательность и чуткость, гибкость мышления и поведения, развитое воображение, артистизм и чувство юмора.
Главные и второстепенные качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Педагог дополнительного образования должен не только иметь, но и совершенствовать свои личностные качества такие как: уверенность в себе, терпеливость и чувство такта, самокритичность и эмоциональную уравновешенность.
Особую роль в процессе профессионального саморазвития играет инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.
Исследования показывают, что педагоги, успешно оптимизирующие индивидуально-методическую систему и учебно-воспитательный процесс в целом, овладевают такими личностными качествами, как:
- творческий стиль мышления и педагогической деятельности;
- вариативность и мобильность мышления;
- конкретность и системность мышления при умении выделить главное;
- эмпатийность – способность к сопереживанию;
- чувство меры в принятии решений и в действиях, чувство такта;
- креативность (способность к творчеству);
- перцептивность (способность к восприятию нового);
- толерантность - терпимость к инакомыслию;
- рефлексивность;
- контактность в общении, коммуникативность и диалогичность.