Раздел: Технологии мультимедиа и телекоммуникации как средств для реализации активных методов обучения информатике

Дискуссия как метод активного обучения

Дискуссия как метод активного обучения

             Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

   - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

   - метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;

   - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

       Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Важную роль в плане изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных отношений. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем.

      Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

      Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач

   - осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

   - выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

   - развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

   - развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

   - развитие умения работать в группе единомышленников;

   - способность продуцировать множество решений;

   - формирование навыка говорить кратко и по существу;

- развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

      Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других.

      Условия проведения дискуссии:

   - предметность дискуссии;

   - наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;

   - готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;

   - наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;

   - наличие возможности высказаться;

   - развернутая, корректная аргументация своей позиции;

   - наличие возможности задавать вопросы.

      Правила ведения и правила поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии М.В.Кларин называет следующие:

   - выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;

   - каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

   - в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

   - в ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.

      Роль и позиция ведущего дискуссий :

   - изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;

   - формулирует название дискуссии, определяет будущий регламент работы и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;

   - регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;

   - стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;

   - контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;

   - занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;

   - мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;

   - резюмирует и подводит итоги обсуждения.

       Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих [3].

(Детали)

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Our VBMT Insert company is dedicated high feed milling Insert to providing the best and newest designer CNC Carbide Inserts products drilling Inserts suppliers at a fraction of the cost.There are Carbide Turning Inserts many different types and sizes of the product, by milling Inserts factory age, class, the carbide Insert quotation choice of indexable drill bit differentiated, milling Inserts grooving Inserts manufacturers efficient carbide insert manufacturers manner, etc.
1 отзыв