Раздел: Технологии мультимедиа и телекоммуникации как средств для реализации активных методов обучения информатике

Активные методы обучения

Основные формы обучения

    В соответствии с предложенной Е. Я Голант классификацией методов по уровню активности учащихся методы обучения под­разделяют на активные и пассивные. Активные методы предпо­лагают самостоятельную работу обучаемых, при пассивных мето­дах учащиеся только слушают и смотрят.

     Активизация учебной деятельности может быть рассмотре­на как деятельность педагога, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обу­чения, которые способствуют повышению интереса, самостоя­тельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом при­менении.

      Компьютер предоставляет учителю возможности для активно­го вовлечения в обучение всех учеников, способствует мобилиза­ции их творческих сил, создает условия для формирования ис­следовательских навыков. Учебный процесс следует организовать таким образом, чтобы обучаемый мог самостоятельно овладеть комплексом знаний, умений, навыков, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопреде­ляться в окружающем мире, ощутить свое собственное «я», на­учиться управлять собой и обстоятельствами, уметь самообучать­ся и самосовершенствоваться.

       Рассмотрим основные формы обучения с использованием активных методов.

Урок-дискуссия

Цель — рассмотрение большого количества обсуждаемых проблем и точек зрения, представляемых участниками заня­тия.

Алгоритм:

• обоснование выбора темы или вопроса;

• уточнение условий дискуссии;

• выделение основных моментов обсуждения проблемы;

• организация обсуждения проблемы — спора.


Урок - соревнование

Цель — обобщение знаний, проверка навыков и умений, развитие познавательного интереса и активности. Алгоритм:

• подготовительный этап;

• игра;

• подведение итогов.


Урок—деловая игра

Цель — поиск решения некоторой проблемы, которая смо­делирована участниками (каждому участнику отведена опреде­ленная роль).

Алгоритм:      

• знакомство с реальной ситуацией;

• построение имитационной модели;

• создание игровой проблемной ситуации;

• постановка перед командами главной задачи, уточнение их Роли в игре;

• вычленение необходимого теоретического материала;

• разрешение проблемы;

• реализация принятого решения;

• обсуждение полученных результатов, коррекция;

• анализ результатов.


Урок—ролевая игра

Цель — усвоение тактики нахождения эффективного решения (алгоритма) поставленной проблемы, стиля поведения. Алгоритм:

• ввод различных ролей (например, оппонент, логик, эксперт, пессимист, оптимист);

• решение ситуации согласно выбранной роли;

• подведение итогов.


Интегрированный урок

Цель — усиление межпредметных связей и мотивации. Алгоритм:

• постановка междисциплинарной проблемы;

• актуализация межпредметных связей;

• решение проблемы с позиций разных предметов;

• выводы.


Урок- консультация

Цель — ликвидация пробелов, обобщение материала, раз­витие умений. Алгоритм:

• формулировка вопросов;

• решение задач.


Коллективный тренинг

Цель — формирование культуры ведения научного спора, развитие способности аргументированного изложения точки зре­ния по проблеме, отстаивание своей позиции.

Алгоритм:

• постановка ученика в ситуацию, в которой учебное знание ориентировано на решение практико-ориентированных задач;

• имитация деятельности по определенному сценарию, вклю­чающему в себя описание структуры и назначение моделируемых процессов.

 

Урок- экскурсия

Цель — обогащение знаний, установление кросс-функцио­нальных связей, развитие творческих способностей. Алгоритм:

• восприятие особенностей объектов изучения, первичное осознание информации; . обобщение.

     

        Завершая краткий анализ форм обучения с использованием активных методов, рассмотрим, к чему приводит применение средств ИКТ в учебном процессе.

     Активизация деятельности обучаемого в процессе обучения с использованием возможностей средств ИКТ обеспечивается за счет применения следующих методов, форм, средств и приемов.

1. Улучшение наглядности за счет применения технологий мультимедиа и гипермедиа, позволяющих сочетать зрительную наглядность со слуховой, применять видео, анимацию. Исполь­зование средств компьютерной графики и анимации позволяет моделировать сложные явления и процессы (например, передачу информации в сетях), имитировать работу сложноорганизованных систем (например, работу процессора), осуществлять аудиосо-провождение учебной информации.

2. Обеспечение оперативной обратной связи в ходе интерак­тивного диалога между учителем, учеником и средством обучения; улучшение методов контроля и оценки знаний.

3. Повышение эффективности восприятия комментариев к учебному материалу, который параллельно демонстрируется на экране компьютера.

4. Моделирование, наблюдение, анализ и изучение моделей различных явлений и процессов, что способствует формированию У обучаемых умения принимать решения в экстремальных ситуа­циях; активизация творческих возможностей; развитие навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности, на­глядно-действенного, наглядно-образного и творческого мышле­ния; формирование информационной культуры.

5. Улучшение методов оценки знаний за счет автоматизации контроля, что позволяет получить более полную и объективную информацию о ходе процесса обучения, об уровне подготовлен­ности обучаемых, способствует развитию творческого мышления.

6. Реализация проблемного обучения в «интеллектуальных» обучающих программах, что позволяет осуществлять, во-первых, Моделирование проблемных ситуаций для выполнения трениро­вочных упражнений, развивающих и закрепляющих навыки ос­ваиваемой деятельности; во-вторых, последовательное наращивание умственных и психологических нагрузок, рефлексивное управление учебной деятельностью.

7. Создание условий для самостоятельного приобретения обучаемыми большей части знаний в процессе самостоятельного поиска, извлечения и систематизации информации, что позволяет учащимся удовлетворить потребности в свободе выбора, действий и поступков, формирует у обучаемых ответственность за результаты своего труда, развивает способности к творчеству способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого обучаемого, формирует психологическую, теоретическую и практическую готовность обучаемых к саморазвитию и самообразо­ванию [1].

(Детали)

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

We have Tungsten Carbide Inserts the shoulder milling Inserts capability WNMG Insert to produce affordable lathe inserts for you. Welcome VBMT Insert to wholesale our products. tungsten carbide cutting tools We welcome cutting tools wholesalers and apkt inserts end-users, new WCMT Inserts and DNMG Insert old carbide wear inserts DCMT Insert customers.
Картинки профиля пользователя abel james
abel james
15.04.2025, 1:13
The best thing about Paper io is the satisfaction of taking over large sections of the map. But beware—other players are always waiting to steal your space!
Картинки профиля пользователя quality herb
quality herb
21.07.2025, 5:30
Natural Plant Extract Manufacturers and develop the most effective and specificity botanical ingredients in china. plant extract herbal extract notoginseng extract
3 отзыв(ов)