Раздел: ДПП ПП «Теория и практика общего образования»

Словарь

Словарь психолого-педагогических понятий

ВОЗБУДИМОСТЬ – свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.
ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД (в воспитании) – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально- психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ – это комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста.
ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.
ВОСПИТАТЕЛЬ – работник образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности воспитанников; проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для их социально- психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся; проведение мероприятий, способствующих их развитию.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – особый вид
социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
ДИДАКТИКА (от греч. поучающий, относящийся к обучению) – отрасль педагогики, рассматривающая теорию образования и обучения. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека.
ЗНАНИЯ – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т. д.).
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (в воспитании) – это осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
МЕТОД ВОСПИТАНИЯ – это специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие “метод обучения” трактуется по-разному. Одни понимают его как “способ передачи обучаемым познаний”, другие как “все способы, приемы и действия учителя”, третьи как “совокупность координированных приемов преподавания” и т. д.
НАВЫК – сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
ОБРАЗОВАНИЕ (как результат) – процесс овладения определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития умственно-познавательной и творческой деятельности личности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
ОБРАЗОВАННОСТЬ – качество личности, характеризующее разносторонность ее знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагогов с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – окружение, совокупность социальных и педагогических условий, обусловливающих уровень общего развития и образованности личности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования и развития личности.
ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
ПЕДАГОГИКА – это наука, изучающая процессы развития, воспитания, обучения, образования и социализации людей всех возрастов и категорий; отрасли педагогики: история педагогики, дошкольная, социальная, специальная, возрастная, общая и др.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельности и обусловливаются целью применения. Приемы обучения часто трактуются как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
САМОВОСПИТАНИЕ – сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.
САМОКОНТРОЛЬ – сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ – метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека.
САМООБЛАДАНИЕ – волевое качество личности, которое характеризуется как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции; это власть человека над самим собой.
САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ – это те конкретные
воспитательные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, вечера, экскурсии и т. д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т. д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды наглядными и техническими средствами.
СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ – базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание образования и создающий основу для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на территории Республики Беларусь.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – внутреннее строение, компоненты педагогической деятельности: мотивы, цели действия, условия, которые влияют на выбор способов достижения целей и т. д.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма деятельности человека или коллектива по созданию качественно нового, ранее не существовавшего.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация.
ТЕХНОЛОГИЯ – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – это утвержденный Министерством образования Республики Беларусь документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ – все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний (хрестоматии, задачники и др.).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН – это утвержденный Министерством образования Республики Беларусь документ, который определяет состав учебных предметов, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.
УЧЕНИЕ – деятельность учащегося, направленная на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.
УЧИТЕЛЬ – педагогический работник, в задачи которого входит обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т. е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.

Поделитесь полезной информацией: