Раздел: Общественно активная школа

Анализ работы школы как общественно активной

Автор: Наталья

 

Анализ работы ГБОУ ЛНР «Желтянская ООШ  І-ІІІ ступеней» как общественно-активной школы над проектом:

« Школа – центр развития сообщества» (2012-1017 гг.)

Цель: 

  • создание модели общественно-активной школы (ОАШ) - социокультурного центра микрорайона, города.
  • повышение гражданской активности через развитие общественно-активной школы как ресурсного центра поддержки гражданского образования и реализации гражданских инициатив.

 

    Задачи:

■ развитие партнёрских отношений школы и окружающего сообщества;

■ разработка механизма привлечения представителей сообщества к решению актуальных социальных проблем;

■ создание условий для развития гражданской активности на местном уровне;

■ создание устойчивой системы сетевого взаимодействия ОАШ - территории.

 

Основная идея:

изменение  системы деятельности образовательного учреждения в соответствии с целями и задачами  ОАШ.

 

   С целью определения сильных и слабых сторон деятельности ОАШ, оценивания сотрудничества с различными организациями и громадой в мае 2012 г. был проведен мониторинг качества деятельности школы.

         1 этап самооценивания проводился согласно Международным стандартам качества деятельности ОАШ по таким  направлениям: лидерство, волонтерство, патрнерство, социальная инклюзия, услуги, обучение на протяжении всей жизни, развитие громады, приобщение родителей, школьная культура.

Анализируя индикаторы стандартов, мы выяснили:

Общая  картина

          1

2

         3

         4

Лидерство

 

2,8

 

 

Партнерство

 

2,8

 

 

Социальная  инклюзия

 

2,6

 

 

Услуги

 

2,6

 

 

Волонтерство

 

2,6

 

 

Обучение на протяжении всей жизни

 

2,8

3

 

Развитие громады

 

2,6

3

 

Приобщение родителей

 

2,6

3

 

Школьная  культура

 

2,7

3

 

 

      На совете школы было принято решение продовжить работу ОАШ по таким направлениям «Лидерство» и «Волонтерство».

 2012-2013 уч.г.

       Работа  Желтянской  ОАШ   по направлениям  «Лидерство»  и  «Волонтерство»:

- организована просветительская работа среди учителей и учащихся об ОАШ,    

- познакомились с опытом работы общественно активных школ Украины,

- установлено сотрудничество с отделом ЛОИППО, который координирует работу и консультирует ОАШ в Луганской области,

-информировано население о направлениях работы и возможностях образовательных услуг школы.

-проведен опрос населения с.Желтое с целью изучения потребностей населения,

-начала свою работу «Школа лидера»,

- активизирована работа волонтерского отряда,

- директор школы и координатор ОАШ принимали участие в мероприятиях Луганского областного института последипломного образования ( форум «Современная школа отвечает на вызовы 21 столетия», семинаре «»Развитие школы как общественно активной», заседании  круглого стола «Технология внедрения первого этапа самооценивания по Международным стандартам деятельности ОАШ» и др.).

- проведены мероприятия в школе с участием членов громады с целью налаживания контактов.

             В 2013 г. были реализованы следующие  проекты:

  1. Экологический проект « Экологические проблемы Луганской области и пути их решения».
  2. Проект по ландшафтному дизайну «Цветущая Украина».
  3. Литературно-историческая экспедиция «Они прославили наш край».
  4. Социальный проект «Навстречу людям».
  5. Спортивный проект «Играем вместе».
  6. Социальный проект «Моральный поступок».

 

        В июне 2013 г. был проведен 2  этап самооценивания по Международным стандартам качества деятельности ОАШ по  направлениям «Лидерство», «Волонтерство».

Результаты  протокола:

Стандарты

1

(отсутствие развития)

2

(начальный уровень)

3

(сильная позиция)

4

(отличный результат)

Лидерство

 

 

3,2

 

Партнерство

 

 

3,4

 

Социальная инклюзия

 

2,4

 

 

Услуги

 

2,6

 

 

Волонтерство

 

 

3,2

 

Обучение на протяжении  всей жизни

 

 

3

 

Развитие громады

 

 

3

 

Приобщение родителей

 

 

3

 

Школьная культура

 

 

3

 

 

 

        Согласно данным  повысился уровень деятельности по направлениям «Лидерство» ( с 2,8 до 3,2 балла) и «Волонтерство» ( с 2,6 до 3,2 балла), а также работа по направлению «Партнерство» ( с 2,8 до 3,4 балла).

  Приоритетом в развитии ОАШ  остались «Лидерство»  и «Волонтерство».

 

     2013-2014 уч. г.

    Работа  Желтянской  ОАШ   по направлениям  «Лидерство»  и  «Волонтерство».

  • Продолжена работа «Школы лидера»,
  • Сотрудничество волонтерского отряда школы в волонтерами села, советом ветеранов,
  • Проведие акции «Милосердие» совместно с членами громады,
  • Продолжена работа над проектом «Навстречу людям»,
  • Запущен проект «Дизайн школьного двора»,
  • Проведен семинар-тренинг для учителей «Развитие общественной активности учащихся»,
  • Конференция для родителей «Использование методов и приемов образования, способствующих воспитанию толерантности и уважения к культурной и религиозной многополярности»,
  • Круглый стол «Составление плана совместной работы всех организаций села»,
  • Семинар для родителей «Экологическое воспитание в школе»,
  • Семинар для  членов громады «Основы финансовой грамотности»,
  • Участие в Международных акциях  «Международный день ОАШ», «Весенняя неделя добра», «Добро спасет мир», «День инвалида», «День толерантности», «День волонтера», «Внедрение  энергоэффективных стандартов в школе», «День Милосердия» и др..

        Новой формой деятельности ОАШ стало проведение:

- флешмобов «Мы за мир», «Мы за здоровый образ жизни», «От сердца к сердцу»,

- буклеты  «Молодежь выбирает демократию», «Доброта спасет мир», «Молодежь против курения»,  «Сбереги лес для потомков», «Будь природе другом», «Твои права и обязанности» и др.,

- проведение праздничного концерта для жителей села к 1 мая,

- сбор денежных средств  «От сердца к сердцу»,

- шефская работа с детским садиком «Малыш»,

-сотрудничество с протоиереем Александром,

- выпуск школьной газеты «2х2»,

- проведение  акции «Общение без границ»  в  Skype.

                   В мае 2014 г. был проведен 3  этап самооценивания по Международным стандартам качества деятельности ОАШ по  направлениям «Лидерство» (с 3,2 баллов до 3,6) , «Волонтерство» (с  3,2 баллов до 3,4).

Стандарты

1

(отсутствие развития)

2

(начальный уровень)

3

(сильная позиция)

4

(отличный результат)

Лидерство

 

 

3,4

 

Волонтерство

 

 

3,4

 

 

                 Приоритетом в развитии ОАШ  стали  «Лидерство»  и  «Работа с родителями», поскольку для образовательного учреждения самым важным является всестороннее развитие школьников, который происходит эффективнее при взаимодействии школы и семьи.

 

 2014-2015 г.

Направление  «Лидерство» 

Цель:  обеспечить развитие организаторских способностей детей путем приобщения их к управлению школьными делами, создание трудоспособных органов коллектива, наделенных реальными правами и обязанностями; развивать  гражданские качества в системе демократических отношений в коллективе.

Ожидаемые результаты:

-Учащиеся овладеют умением организовывать и планировать работу органов детского самоуправления, принимают участие в управлении школой.

-Лидеры самостоятельно составляют сценарии, проекты и реализуют их.

-Школьники работают совместно с другими органами самоуправления и общественными организациями.

-Дети ориентируются в информационном пространстве.

Направление  «Работа с родителями»

Цель: способствовать личностному развитию школьников путем гармоничного взаимодействия школы и семьи, обеспечение постоянного духовного  самоусовершенствования родителей и формирование их активной жизненной позиции.

         Работа  Желтянской  ОАШ   по направлениям  «Лидерство»  и  «Работа с родителями»:

Психолого-педагогическое просвещение 

( Диагностика психолого-педагогических потребностей родителей, детей, педагогов по  различным направлениям учебно-воспитательной работы; разработка системы подготовки и обучения родителй по вопросам образования и воспитания молодших школьников (приобщение  к определению целей обучения, выполнению домашних заданий, семейные чтения, контроль за успеваимостью и посещением учащимися школы);  формирование экологической культуры и мышления родителей и детей; формирование активной жизненной позиции и лидерских качеств у школьников и их родителей ( походы, экскурсии, турниры, сорквнования, оформление классных комнат)

Работа социального педагога и психолога

(Проведение индивидуальных педагогических бесед, разработка буклетов, рекомендаций «Здоровый образ жизни», «Профилактика вредных привычек», «Авторитет родителей» и др.)

 Работа координатора эксперимента

( Проведение мероприятий, круглых столов, лекций для родителей, детей  «Ученическое самоуправление и его роль в воспитании личности»,  « Развитие лидерских качеств как основа активизации и усовершенствования развития каждого человека»)

 

 Совместная деятельноть родителей, детей, педагогов

( Работа над проектами «Дизайн школьного двора», «Экологическая тропа», «Село мое, ты для меня единственное», проведение мероприятий , акций: «Милосердие», « Спешите делать добро», «Забота».

  Желтянская ОАШ участвовала в ежегодных благотворительных акциях:

«Международный день ОАШ», «Весенняя Неделя Добра», «Подари радость детям», о чем информировала общественность через СМИ.)

 

Взаимодействие с общественными организациями

(Встречи с местными органами самоуправления о перспективах развития громады, семинар для членов громады « Технология создания эффективного органичного сада», «Организация органичного земледелия  в личных  подсобных хозяйствах», встречи с органами управления образованием районного и регионального уровня, совместная работа с экологической организацией «Экологический патруль)

 

       В связи с переходом школы на  ВГОС, с учащимися и родителями проводились различные образовательные и воспитательные мероприятия для повышения  культуры общения в образовательном учреждении, семье, на улице.

В конце года  был проведен мониторинг деятельности школы по трем стандартам (лидерство, работа с родителями,  школьная культура). В ходе работы эксперты выяснили, что улучшились  показатели по данным стандартам.

Все подростки  и родители готовы помогать не только близким, но и нуждающимся людям. За свою помощь члены сообщества не ждут вознаграждений, а лишь похвалу, одобрение, так как им нравится результат сам по себе (92% опрошенных). Они оказывают  посильную помощь, убирают территорию возле школы, парка, могил погибшим воинам в Великой Отечественной войне, домов пенсионеров. 

Результаты мониторинга были  оглашены на педагогическом совете, родительском совете школы и принято решение продолжить работу школы по данным стандартам в 2015-2016 учебном  году.

 

      2015-2016г.

Приоритетом развития были выбраны «Технология управления» и «Работа с родителями».

Цель ОАШ:  Содействие личностному развитию  учащихся  путем гармоничного  объединения школы и семьи,  обеспечение постоянного духовного самосовершенствования и формирование  активной жизненной позиции родителей и членов сообщества.

           В этом году остро стоял вопрос по социальному обеспечению граждан, предоставлению пожилым людям материальной или физической помощи, поэтому в  этом  учебном году в школе продолжена работа волонтерского отряда, в который входят все учащиеся, учителя, а также многие  родители. Большинство школьников считают необходимым жить под девизом: «Один за всех и все за одного», оказывая  помощь пожилым людям, убирали территорию возле школы, парка, могил погибшим воинам в Великой Отечественной войне, домов пенсионеров.  Традиционным стало проведение акций: «Милосердие», « Спешите делать добро», «Забота».

          С интересом относятся школьники к деятельности органов ученического самоуправления, либо являются непосредственными участниками их деятельности. С целью формирования  активной жизненной позиции и лидерских качеств  учащихся в  этом году  продолжила свою работу «Школа  лидера».  

      Желтянская ОАШ участвовала в ежегодных благотворительных акциях:

«Международный день ОАШ» «Весенняя Неделя Добра» «Подари радость детям» к Дню защиты детей.  В рамках конкурса  фотографий «Один день из жизни ОАШ» наши фотографии  были размещены на страницах республиканской газеты «Педагогический экспресс».

     В рамках конкурса  творческих работ «Письмо друзьям» на страницах газеты «Педагогический экспресс» была размещена работа Удовенко Дианы как одна из лучших.

На протяжении всего периода  общественно-активная школа тесно работала с  отделом управления объектами образования НМЦРО: приняли участие в научно-практическом семинаре «Особенности разработки и реализация основных образовательных программ в соответствии с требованием ВГОС»; в  работе  творческой группы «Разработка инструментария для оценивания деятельности ОАШ»; принимали участие в образовательном форуме «Школа, семья, громада: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации ВГОС»; вносили изменения в «Методические рекомендации по проведению общественной экспертизы в образовательном учреждении»

Проводилась информационная, обучающая, агитационная  работа  с родителями: «Формирование активной жизненной позиции и психологическая зрелость», «Воспитание у детей чувства собственного достоинства и уважения к остальным»,  «Формирование навыков самообразования и самовоспитания», « Личность человека: интеллект,  темперамент, способности, характер», «Морально-психологический климат в семье и формирование личности ребенка»,  «Развитие лидерских способностей как основа активизации и совершенствования развития каждой личности», «Политические, социальные, культурологические, экологические проблемы  общества.  Пути их преодоления», «Социальная активность граждан как основа стабильного, высокого экономического и социального развития страны», «Роль активной личности в развитии общества».

       Продолжили  информирование сообщества  с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлекать родителей к совместной работе  с образовательным учреждением, общественными организациями.

       Организовывались встречи с сотрудниками  отдела  по жизнеобеспечению.

       Совместно с настоятелем церкви организованы  и проведены  мероприятия: «День святого Николая», «Праздник Пасхи».

Организована  конференция «Воспитание потенциала детской организации для формирования мировоззренческой позиции детей и подростков, их социальной активности».

         При тесном взаимодействии с родителями учащихся, членами сообщества в этом году  впервые была произведена общественная экспертиза. Общественная экспертиза показала, что  82% школьников являются  активными участниками деятельности школы и села. Подросткам нравится  принимать участие в школьных и сельских, районных  мероприятиях, конкурсах, акциях.

 

 2016 -2017г.

Для создания единого поля гражданского образования и воспитания  социально активными гражданами не только школьников, но и  родителей, местной общественности  в Желтянской ОАШ основными  направлениями  деятельности выбрали «Технология  управления» и «Работа с родителями».

 

Цель: способствовать развитию лидерских качеств ребёнка и формированию у него активной, ответственной жизненной и гражданской позиции, привлечение внимания к деятельности общественно- активной школы по развитию местных сообществ, развитие партнерских отношений, поддержка взаимодействия между ОАШ республики, информирование сообщества о текущей деятельности школы.

 

Одной  из главных задач  Желтянской ОАШ является приобщение родителей к сотрудничеству, к активному участию в жизни школы, сообщества. Установление и поддержка педагогической организации «дети-родители-учитель-сообщество» должны строиться на принципах уважения, доверия, ответственности и партнерства.

  1. Совместно с домом культуры проведены мероприятия: «День волонтера», «Спасибо бабушке и деду за трудовую их победу», «Бессмертный полк».
  2. Совместно с настоятелем церкви организовать и провести мероприятия: «День святого Николая», «Праздник Пасхи» и др.
  3. Организованы встречи с сотрудниками  отдела  по жизнеобеспечению.
  4. Налажено сотрудничество ОАШ:

- с отделом управления объектами образования НМЦРО в вопросе: «Школа, семья, громада: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации  ГОС»; «Повышение мотивации участников образовательного процесса в совместной общественно-полезной деятельности»,

- с отделом управления объектами образования НМЦРО - выступление на  республиканском форуме «Взаимодействие ОАШ и громады»,

- с образовательными  учреждениями  Славяносербского района  проведен районный  семинар для заместителей директоров школ «Установление отношений общественного партнерства между школой и семьей, сообществом,  другими учебными заведениями, общественными организациями»;

- с органами местной власти в вопросах: « Перспективы развития сообщества», «Взаимодействие родительского совета школы с органами местного самоуправления», круглый стол «Несите людям добро!».

-средствами массовой информации (распространение и внедрение результатов деятельности ОАШ  в практику). 

  1. Организовать совместные мероприятия для учащихся и родителей:

- Семинар-тренинг «Сохранение исторического, культурного и природного наследия Родины».

- Экологические акции: «Наша помощь птицам», «Мое дерево», «Прибери планету», «Вместо полиэтиленового  пакета хозяйственная сумка», «Сохрани энергию», «Желтые листья».

- Благотворительные акции: «Милосердие»,  «Память» (уборка территории вокруг памятников погибшим воинам),  «Один день из жизни ОАШ», «Весенняя неделя добра», «Подари радость детям».

-Мероприятия: «Папа и я – спортивная семья», «Дочки – матери»,  «День здоровья».

  1. Волонтерским отрядом «БЛАГОдарю» проводились: акция «Добро спасет мир», конкурс рисунков ко дню инвалидов  «Мы рядом», конкурсы плакатов «Молодежь выбирает здоровье», акции «Ветеран живет рядом», акция «С Новым годом, Ветеран»,  «Помоги ближнему»,  День благотворителей «Помощь придет к тем, кто в ней нуждается», День волонтеров,  Международный день инвалидов, распространение буклетов среди учащихся школы «Мы за здоровый образ жизни», «Сохраним лес для потомков», «Мы за мир!», «Будь другом природе».
  2. Лидерами ОАШ ежемесячно выпускается школьная газета «Желтянчик», проводятся экскурсии для посетителей школы «Память о них не померкнет», конференция «Бессмертная юность Краснодона», « День освобождения Славяносербщины», «День Святого Николая» и др.; совместно с заместителями директоров по воспитательной работе была заложены «Аллея ангелов», а первоклассниками и выпускниками - «Аллея мира»; распространяли буклеты  «Мир, который нужен всем», «Ты гражданином быть обязан»,   «Я и семья», «Азбука прав ребенка», «Помни везде и всегда: главное это-охрана труда!», «Искусство против наркомании»; флешмобы «Твори добро», «День ОАШ», «День великой радости», конкурсы «Один день из жизни ОАШ», «Письмо другу» и др.

 

В результате деятельности ОАШ  школьники:

  • Учатся ставить цели и находить ресурсы для их достижения; эффективно работать в команде и строить гармоничные партнёрские отношения с окружающими; брать на себя ответственность, проявлять инициативу и делать осознанный выбор; планировать свою деятельность;
  • Раскрепощаются, преодолевают страх перед сценой и публикой;
  • Развивают свои коммуникативные качества;
  • Формируют индивидуальный лидерский стиль.

В результате деятельности ОАШ  родители становятся  активными  участниками  управления образовательным учреждением.

 

 

Координатор ОАШ                                        Н.М. Струк

 

 

Поделитесь полезной информацией: