библиотечный урок с ИКТ
«Что такое классификация или «куда поставить Т.Толстую»
/Библиотечный урок по роману Т.Толстой «КЫСЬ» с использованием ИКТ/
/ЧТО такое ББК, ГДЕ находится ШИФР, ПОЧЕМУ нужен КАТАЛОГ / методика РКМЧП/
План урока
1- Рассадить по группам по 5-4 уч-ся. Вступление
2-Раздаются копии отрывка(на чтение не более 7 мин)(стадия вызова)
3-Блиц-опрос.
- – а)Объявляется о создании «Частной библиотеки им. Бенедикта», а каждая группа- хранитель одного шкафа фрагмента текста Т.Толстой (раздача шкафа)
-б)Список новых поступлений(расстановка)(игровой момент)
5.Видеоурок на интерактивной доске «Система расстановки библиотечных фондов» (кластер)
6.Рефлексия(вопросы-викторины на доске).Наградить лучших медалями «им. Бенидикта»
Ход урока
/На экране портрет Т.Толстой Лит в школе №11\08
/Выход в Интернет –обзор по творчеству Т.Толстой
/ Понятие «Классификация»- (-разряд, класс…от лат.)- система соподчиненных понятий какой-либо области знания(деятельности ), используемая как средство для установления связей между этими понятиями../ БЭС
1.Вступление
Вспомните любимые книжки как они у вас дома на полочках стоят, стопочками лежат.. А вот если к вам гость придет и захочет он в вашей домашней библиотеке какую-то конкретную книгу самостоятельно найти. Сможет ли он?
А ведь и правда, домашние библиотеки бывают такими разными. Одну из них описала Т.Толстая в романе «Кысь», где главный герой, молодой человек по имени Бенидикт, был большим книгочеем. И когда он женился на милой его сердцу Оленьке, тесть подарил ему целый склад книг, где «вдоль стен все полки, полки, полки, а на полках-то все книги, книги, книги! И большие и маленькие, и всякие». Одна беда, книги расставлены так, что нужную книгу очень сложно найти. И решил Бенидикт расставить их, так, как ему удобно.
- Давайте почитаем, что об этом написано в романе(с.206-209) /Приложене №1 / Каждому слушателю раздаются готовые страницы с текстом. Условие: читать быстро, не вдумываясь. Необходимо получить лишь общее представление о тексте. (Интернет. Яндекс.Т.Толстая «Кысь». Глава «Хер»
3 Блиц-опрос:- - --Ваше первое впечатление(как читателя) выразить одним словом (какафония)
-ваше первое впечатление об этом отрывке- выразить двумя словами
-на первый взгляд(не вдумываясь), как сгруппированы книги в предложенном тексте -три слова
- А теперь мы с вами поиграем./Частная библиотека им. Бенидикта. Волевым решением вы объявляетесь сотрудниками библиотеки им. Бенидикта
А)- Разбиться на группы по 5 человек(сотрудники библиотеки). Каждая группа становится хранителем одного шкафа-отдела. Фрагменты-«шкафы» заранее размечены и их раздает ведущий.
В группах происходит производственное совещание сотрудников библиотеки им. Бенидикта. Придумайте собственную расстановку книг по тому или иному принципу на ваше усмотрение Примечание: не обязательно рассматривать каждую книгу отдельно, обратите внимание на Карандашиком отмечайте порядок расстановки. И придумайте название ваших отделов, с выдумкой, весело. Не забывайте у нас игра. На подготовку не более 3 мин. Список ко мне
Каждый отдел(группа) должен рассказать о своем фонде, его особенностях, т.е представить себя коллегам. Как сгруппированы книги в вашем шкафу? На подготовку 2-3 мин
\Я, как владелец библиотеки желаю знать, почему в отделах при расстановке книг обнаруживаются какие-то пробелы, непонятные переходы от одной темы или буквы к другой. Объясните.\.
Б)- И вдруг срочное объявление. В библиотеку им. Бенидикта поступили новые книги согласно списку, который раздается во все «отделы»
/Приложение №2/
Каждый «отдел» нашей библиотеки должен отобрать себе книги и обосновать свой выбор, поскольку вся литература поступила по одному экземпляру.
\Отделы наши остались безымянными. Придется срочно придумывать названия и объяснять, почему такие, а не другие\
Еще остались «нерешенные»производственные» вопросы. Мы же не определили , как будет в целом называться система расстановки книг в библиотеке им. Бенидикта. У кого ББК, у кого УДК. А у нас как? (Дайте названия»)
А сейчас посмотрим как же по научному , на самом деле расставляются книги /Видеоурок «Система расстановки библиотечных фондов»
/фото Библиотека
-Слово «Библиотека»(греч. «библио»-книга, «тека»-хранилище». Но чтобы ориентироваться в этом скоплении книг надо все расставить, классифицировать. Люди издревле пытались систематизировать. -Самая древнейшая библиотека -библиотека царя Ашшурбанипала /фото. Аванта+ Искусство т.1 с. 66 (статуя царя) или Кашурникова с.47. Содержалась библиотека в образцовом порядке .Книги размещены по разделам: грамматика, история, законы, обычаи, знания о природе, география , математика, религия , легенды и сказания
- В Средние века книги в основном хранились в монастырях. Когда книг было немного, особо не задумывались о порядке и расстановке книг, а для учета было достаточно списков. Но с крупными библиотеками дело обстояло сложнее Поэтому стали появляться первые пособия по обустройству библиотек.. Известно одно из них- «Книгозаконие», Франция ,13 век. / фото. Аванта + Искусство(собор) или Кашурникова с.52. Начинается оно с рассказа о том, как решили открыть «некий сад», где имеются «грядки»; на каждой из них в определенной последовательности расположены «растения» одного рода. Ясно, что сад- это библиотека, грядки –литературные произведения, сгруппированные по темам. Состав каждой «грядки» определялся тематикой произведений и инвентарными номерами кодексов.
В Древней Руси книги в основном хранились в монастырях. Какой-либо расстановки книжного фонда не существовало. Был единый порядок записывать книги в «опись». При расстановка применялась «крепостная»(неподвижная) расстановка книг. /фото. Аванта+Искусство
/фото. А.Покровская О работе в детских и школьных библиотеках». М,1918 год -Систематизация в дореволюционной России
А вот как выглядит современная библиотека и расстановка книг
/фото. Абонемент
- Каждая книга в библиотечном фонде имеет свое точное место хранения, которое обозначено специальными значками на титульном листе книги /фото книги. Показать шифр
Это шифр книги (местонахождение книги в библиотеке). Он состоит из индекса раздела(таблица ББК), в котором хранится книга(отдел), и авторские знаки- мест книги внутри раздела (полки)
/Фото. Абонемент. / Пока ты ходил меж стеллажей, то обратил внимание на полочные разделители , на котором написаны цифры и названия отделов, например, 22-физика и математика,, 24-химия, 26-география и т.д.Понятно, что книги стоят по областям знаний и каждая область знаний в системе ББК имеет свое обозначение. Например /ДЭ АиФ с.20. Физика/
/фото. Таблица ББК
Эта классификация базируется на научной систематизации знаний.(2..Естественные науки, 3.Техника ,4 Сельское, Лесное хозяйство,5. Медицина , 6/8 Общественные и Гуманитарные науки
Ит.д. При делении на отделы, разделы используется целый ряд общепринятых логических принципов ( от общего к частному, от простого к сложному )
Таблица ББК была придумана советскими учеными и используется в основном публичными(массовыми), детскими(школьными) библиотеками. В научных библиотеках используется УДК(Универсальная десятичная классификация) созданная американским ученым Дьюи.
/фото. ДЭ Аиф с.49. .Как ты помнишь на каждой книге есть шифр, по которому книга поставлена на свое место, а для того чтобы быстро увидеть весь фонд данной библиотек и найти нужную книгу в библиотеках ведутся каталоги \фото. Каталожный ящик
Каталог (опись)-перечень книг, находящихся в данной библиотеке. Единицей описания для библиотечных каталогов является «название» , которая списывается с титульного листа книги. Это называется «библиографическая запись» на каталожных карточках.
На каждую поступившую в данную библиотеку книгу заполняется 2 совершенно одинаковые каталожные карточки /фото Кашурникова с.88
Почему два? Одна карточка отправляется в Алфавитный каталог. Алфавитный каталог-перечень книг в порядке алфавита авторов или названий произведений(АК)Другая карточка отправляется в СК (перечень книг по отраслям) При организации описаний в АК совершенно не воспринимается во внимание содержание книги. Книги самой разнообразной тематики оказываются рядом. «Как вы думаете, как расставлены карточки в АК?» Правильно, по алфавиту авторов или названий книг без авторов.. Карточки-однофамильцы расставляются в алфавите их имен. Например: \фото Алфавит. Каталог. Туда же отправляем Т.Толстую «Кысь»
\ На каталожных карточках в левом верхнем углу опять видите шифр. Это шифр книги, а далее видите автора книги, заглавие книги и выходные данные, т.е. по сути эта та же обложка книги, только в уменьшенном варианте и весь наш фонд уместился в одном или нескольких ящиках.
Итак : Если нам известен автор книги, название или нужны другие произведения этого автора, то в алфавитном каталоге мы найдем эту книгу и соответственно- знаем на какой полке она находится. Если же не знаем автора ,но знаем к какой области знания она относится, то обращаемся к СК(а там ты знаешь все области знания систематизированы по таблице ББК)
Но бывает так, что тебе нужны книги по определенной тематике, но ты затрудняешься соотносить это к какой-либо определенной области знания , то в данном случае тебе поможет АПУ (алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу)
/фото Которая отсылает к определенному разделу ББК(отделу) и там ты найдешь нужную книгу(аналогия с указателем в справочниках)
Сейчас на смену бумажным каталогам приходят электронные каталоги, которые через специальные компьютерные поисковые систему помогает читателю осуществить поиск нужных источников. \ Выход в Интернет- Показ электронного каталога Таким образом ,через Каталоги и картотеки раскрывается весь фонд библиотеки, как на ладони
Рефлексия
А теперь ответьте: по какому принципу у Т.Толстой и у вас были собраны книги, и как их надо было расставить ,чтобы было легко найти (выслушать мнение) (см.далее)
(см.далее)
-логика расстановки по ББК (по какому принципу)-по отраслям знаний
-Что такое классификация?=систематизация областей знания +расстановка в б-ке (связь м\у областью знания и расстановкой)
- А для чего это нам надо? Для того чтобы найти и расставить
-Что дает возможность вести поиск в каталоге (шифр книги и отдела)
-Что такое АПУ( необязательно знать таблицу ББК). АПУ как предметный указатель в справочниках(отсылает к отделу ББК)
-Принципы ББК –как и все научная систематизация(от простого к сложному, логически связанна и т.д)
Мы теперь выяснили - классификация не простая штука. Есть в нем своя логика и законы. Она должна быть унифицирована, понятна всем. Чтобы удобнее было и расставить и найти книгу.
Теперь вы видите разницу в расстановке в библиотеке им. Бенидикта и расстановкой по таблице ББК. Вы должны понять что и книга, и каталог и расположение(расстановка)книги в отделе это связанное между собой понятие. И если вы это поймете, то для вас поиск книги в библиотеке станет сущим пустяком. /СИНКВЕЙН/
Давайте сделаем заключение нашего урока. Тема урока-
Классификация-(бегущая строка)
(какая?) Замечательная, удобная
Помогает (Что делать?)найти и расставить