Раздел: 2.Организация результатов профессиональной деятельности

Из опыта работы...

Автор: Bairma

библиотечный урок с ИКТ

«Что такое классификация или «куда поставить Т.Толстую» 

        /Библиотечный урок по роману Т.Толстой «КЫСЬ»        с использованием ИКТ/ 

      /ЧТО такое ББК,  ГДЕ находится ШИФР,  ПОЧЕМУ нужен КАТАЛОГ / методика РКМЧП/ 

 

                   План урока 

    

1-  Рассадить по группам по 5-4 уч-ся. Вступление  

2-Раздаются копии отрывка(на чтение не более 7 мин)(стадия вызова) 

3-Блиц-опрос. 

  1. – а)Объявляется о создании «Частной библиотеки им. Бенедикта», а каждая группа- хранитель одного шкафа фрагмента текста Т.Толстой (раздача шкафа)

    -б)Список новых поступлений(расстановка)(игровой момент) 

5.Видеоурок на интерактивной доске «Система расстановки библиотечных фондов» (кластер) 

6.Рефлексия(вопросы-викторины на доске).Наградить лучших медалями «им. Бенидикта»     

 

                            Ход урока 

    

                 /На экране портрет Т.Толстой Лит в школе №11\08  

  /Выход в Интернет –обзор по творчеству Т.Толстой 

             /   Понятие  «Классификация»- (-разряд, класс…от лат.)- система соподчиненных понятий какой-либо области знания(деятельности ), используемая как средство для установления связей между этими понятиями../ БЭС    

     

   1.Вступление 

Вспомните любимые книжки как они у вас дома на полочках стоят, стопочками лежат.. А вот если к вам гость придет и захочет он в вашей домашней библиотеке какую-то конкретную книгу самостоятельно найти. Сможет ли он? 

 А ведь и правда, домашние библиотеки бывают такими разными. Одну из них описала Т.Толстая в романе «Кысь», где главный герой, молодой человек по имени Бенидикт, был большим книгочеем. И когда он женился на милой его сердцу Оленьке, тесть подарил ему целый склад книг, где «вдоль стен все полки, полки, полки, а на полках-то все книги, книги, книги!  И большие и маленькие, и всякие». Одна беда, книги расставлены так, что нужную книгу очень сложно найти. И решил Бенидикт расставить их, так, как ему удобно. 

 

  1. Давайте почитаем, что об этом написано в романе(с.206-209) /Приложене №1 / Каждому слушателю раздаются готовые страницы с текстом. Условие: читать быстро, не вдумываясь. Необходимо получить лишь общее представление о тексте. (Интернет. Яндекс.Т.Толстая «Кысь». Глава «Хер»  

                      

3 Блиц-опрос:-                                                                                                           -  --Ваше первое впечатление(как читателя) выразить одним словом (какафония) 

   -ваше первое впечатление об этом отрывке- выразить двумя словами 

   -на первый взгляд(не вдумываясь), как сгруппированы книги в предложенном тексте -три слова 

 

  1. А теперь мы с вами поиграем./Частная библиотека им. Бенидикта. Волевым решением вы объявляетесь сотрудниками библиотеки им. Бенидикта 

  А)-  Разбиться на группы по 5 человек(сотрудники библиотеки). Каждая группа становится хранителем одного шкафа-отдела. Фрагменты-«шкафы» заранее размечены и их раздает ведущий. 

 

В группах происходит производственное совещание сотрудников библиотеки им. Бенидикта. Придумайте собственную расстановку книг по тому или иному принципу на ваше усмотрение Примечание: не обязательно рассматривать каждую книгу отдельно, обратите внимание на  Карандашиком отмечайте порядок расстановки. И придумайте название ваших отделов, с выдумкой, весело. Не забывайте  у нас игра. На подготовку не более 3 мин. Список ко мне 

 Каждый отдел(группа) должен рассказать о своем фонде, его особенностях, т.е представить себя коллегам. Как сгруппированы книги в вашем шкафу? На подготовку 2-3 мин 

\Я, как владелец библиотеки желаю знать, почему в отделах при расстановке книг обнаруживаются какие-то пробелы, непонятные переходы от одной темы или буквы  к другой. Объясните.\. 

                      

Б)- И вдруг срочное объявление. В библиотеку им. Бенидикта поступили новые книги согласно списку, который раздается во все «отделы» 

/Приложение №2/ 

Каждый «отдел» нашей библиотеки должен отобрать себе книги и обосновать свой выбор, поскольку вся литература поступила по одному экземпляру.  

\Отделы наши остались безымянными. Придется срочно придумывать названия и объяснять, почему такие, а не другие\ 

 

Еще остались «нерешенные»производственные» вопросы. Мы же не определили , как будет в целом называться система расстановки книг в библиотеке им. Бенидикта. У кого ББК, у кого УДК. А у нас как? (Дайте названия») 

 

А сейчас посмотрим  как же  по научному , на самом деле   расставляются книги /Видеоурок «Система расстановки библиотечных фондов»  

                  /фото Библиотека  

   -Слово «Библиотека»(греч. «библио»-книга, «тека»-хранилище».  Но чтобы ориентироваться в этом скоплении  книг надо все расставить, классифицировать. Люди издревле пытались систематизировать.    -Самая древнейшая библиотека -библиотека царя Ашшурбанипала /фото. Аванта+ Искусство т.1 с. 66 (статуя царя) или  Кашурникова с.47.  Содержалась библиотека в образцовом порядке .Книги размещены по разделам: грамматика, история, законы, обычаи, знания о природе, география , математика, религия , легенды и сказания  

  -  В Средние века книги в основном хранились в монастырях. Когда книг было немного, особо не задумывались о порядке и расстановке книг, а для учета было достаточно списков. Но с крупными библиотеками дело обстояло сложнее  Поэтому стали появляться первые пособия по обустройству библиотек.. Известно одно из них- «Книгозаконие», Франция ,13 век. / фото. Аванта + Искусство(собор)   или Кашурникова с.52. Начинается оно с рассказа о том, как  решили открыть «некий сад», где имеются «грядки»;  на каждой из них в определенной последовательности расположены «растения» одного рода. Ясно, что сад- это библиотека, грядки –литературные произведения, сгруппированные по темам. Состав каждой «грядки» определялся тематикой произведений и инвентарными номерами кодексов. 

    В Древней Руси книги в основном хранились в монастырях. Какой-либо расстановки книжного фонда не существовало. Был единый порядок записывать книги в «опись». При расстановка  применялась «крепостная»(неподвижная) расстановка книг. /фото. Аванта+Искусство  

       /фото. А.Покровская О работе в детских и школьных библиотеках». М,1918 год -Систематизация  в дореволюционной России  

                                                                                                                   

А вот как выглядит современная библиотека и расстановка  книг 

 /фото. Абонемент  

 

  - Каждая книга в библиотечном фонде имеет свое точное место хранения, которое обозначено специальными значками на титульном листе книги /фото книги. Показать шифр 

  Это шифр книги (местонахождение книги в библиотеке). Он состоит из индекса раздела(таблица ББК), в котором хранится книга(отдел), и авторские знаки- мест книги внутри раздела (полки) 

 

 /Фото. Абонемент.  / Пока ты ходил меж стеллажей, то обратил внимание на полочные разделители , на котором написаны цифры и названия отделов, например, 22-физика и математика,, 24-химия, 26-география и т.д.Понятно, что книги стоят по областям знаний и каждая область знаний в системе ББК имеет свое обозначение. Например /ДЭ АиФ с.20. Физика/  

 /фото. Таблица ББК  

 

    Эта классификация базируется на научной  систематизации знаний.(2..Естественные науки, 3.Техника ,4 Сельское, Лесное хозяйство,5. Медицина , 6/8  Общественные и Гуманитарные науки  

Ит.д. При делении на отделы, разделы используется целый ряд общепринятых логических принципов ( от общего к частному, от простого к сложному ) 

 

Таблица ББК была придумана советскими учеными и используется в основном публичными(массовыми), детскими(школьными) библиотеками. В научных библиотеках используется УДК(Универсальная десятичная классификация) созданная американским ученым Дьюи. 

/фото. ДЭ Аиф с.49.  .Как ты помнишь  на каждой книге есть шифр, по которому книга поставлена на свое место, а для того чтобы быстро увидеть весь фонд данной библиотек и найти нужную книгу  в библиотеках ведутся каталоги \фото. Каталожный ящик  

 

Каталог (опись)-перечень книг, находящихся в данной библиотеке. Единицей описания для библиотечных каталогов является «название» , которая списывается с титульного листа книги. Это называется «библиографическая запись» на каталожных карточках.                   

На каждую поступившую в  данную библиотеку книгу  заполняется 2 совершенно одинаковые  каталожные карточки /фото Кашурникова с.88                                                                   

                               

           

Почему два? Одна карточка отправляется в Алфавитный каталог. Алфавитный  каталог-перечень книг в порядке алфавита авторов или названий произведений(АК)Другая карточка отправляется в  СК (перечень книг по отраслям) При организации описаний в АК совершенно не воспринимается во внимание содержание книги. Книги самой разнообразной тематики оказываются рядом.  «Как вы думаете, как расставлены карточки в АК?» Правильно, по алфавиту авторов или названий книг без авторов.. Карточки-однофамильцы расставляются в алфавите их имен. Например: \фото Алфавит.  Каталог.  Туда же отправляем Т.Толстую «Кысь» 

   

 \ На каталожных карточках в левом верхнем углу опять видите шифр. Это шифр книги, а далее видите автора книги, заглавие книги и выходные данные, т.е. по сути эта та же обложка  книги, только  в уменьшенном варианте и весь наш фонд   уместился в одном или нескольких ящиках. 

Итак : Если нам известен автор книги, название или нужны другие произведения этого автора, то в алфавитном каталоге мы найдем эту книгу и соответственно- знаем на какой полке она находится.  Если же не знаем автора ,но знаем к какой области знания она относится, то обращаемся к СК(а там ты знаешь все области знания систематизированы по таблице ББК) 

Но бывает так, что тебе нужны книги по определенной тематике, но ты затрудняешься соотносить это к какой-либо определенной области знания , то в данном случае тебе поможет АПУ (алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу)  

 /фото    Которая отсылает к определенному разделу ББК(отделу) и там ты найдешь нужную книгу(аналогия с указателем в справочниках)                                                                          

    Сейчас на смену бумажным каталогам приходят электронные каталоги, которые через специальные компьютерные поисковые систему помогает  читателю осуществить поиск нужных источников. \ Выход в Интернет- Показ электронного каталога     Таким образом ,через Каталоги и картотеки раскрывается весь фонд библиотеки, как на ладони 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия 

А теперь ответьте: по какому принципу у Т.Толстой  и у вас были собраны книги, и как их надо было расставить ,чтобы было легко найти (выслушать мнение) (см.далее) 

 

(см.далее) 

-логика расстановки по ББК (по какому принципу)-по отраслям знаний 

 -Что такое классификация?=систематизация областей знания +расстановка в б-ке (связь м\у областью знания и расстановкой) 

- А для чего это нам надо? Для того чтобы найти и расставить 

-Что дает возможность вести поиск в каталоге (шифр книги и отдела) 

-Что такое АПУ( необязательно знать таблицу ББК). АПУ как предметный указатель в справочниках(отсылает к отделу ББК) 

-Принципы ББК –как и все научная  систематизация(от простого к сложному, логически связанна и т.д) 

 

 

        Мы теперь  выяснили - классификация не простая штука. Есть в нем своя логика и законы. Она должна быть унифицирована, понятна всем. Чтобы удобнее  было и расставить и найти книгу. 

       Теперь вы видите разницу в расстановке в библиотеке им. Бенидикта и расстановкой по таблице ББК.  Вы должны понять что и книга, и каталог и расположение(расстановка)книги в отделе это связанное между собой понятие. И если вы это поймете, то для вас поиск книги в библиотеке станет сущим пустяком.  /СИНКВЕЙН/ 

 

Давайте сделаем заключение нашего урока. Тема урока-  

                       Классификация-(бегущая строка) 

       (какая?)  Замечательная, удобная 

         Помогает (Что делать?)найти и расставить 

Текст

Поделитесь полезной информацией: