Текст
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
тудупова баирма аюровна
педагог-библиотекарь, маоу мсош №3
забайкальский край, п. могойтуй
Содержание
- Электронная библиотека ШИБЦ как компонент цифровой образовательной среды.
2.Школьные библиотеки как информационные центры.
- АИС как условие создания единого информационного пространства
«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.»
М. Булгаков
- Электронная библиотека ШИБЦ как компонент ЦОС.
Внедрение в работу школьных библиотек информационных технологий является необходимым этапом эволюции образовательных учреждений. Цифровые ресурсы, гаджеты, электронные формы учебников входят в обиход, и библиотека в этом процессе остается центром информационно-образовательной среды. «Современная школьная библиотека превращается в информационно-образовательный ресурсный центр. Этот центр аккумулирует вокруг себя всевозможные информационные потоки, а потом делегирует их по нужным направлениям учителям, ученикам, родителям. Цифровые технологии, используемые библиотекой, не только помогают ученикам разобраться в огромном объеме новой информации, а педагогам – эффективно перераспределить свое рабочее время для организации дифференцированного обучения. Они также позволяют осуществлять дистанционную работу для очных и очно-заочных форм обучения.» [1 ]
««Цифровая образовательная среда-это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» .[2]
Основные компоненты ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС: сайт школы, электронная почта, электронный журнал, система электронного документооборота, система дистанционного обучения для учащихся, электронная библиотека ШИБЦ. Чтобы библиотека стала инструментом модернизации общеобразовательной школы, необходимо систематическое и постоянное пополнение, формирование фонда библиотеки, электронной библиотеки.
«Электронная библиотека - информационная система, включающая упорядоченный фонд первичных электронных документов, формируемых в соответствии с заданными критериями и комплекс программно-технологических средств, реализующих функции создания, использования, обработки и хранения этого фонда. Формирование школьной электронной библиотеки состоит из самого комплектования, каталогизации и, соответственно программного обеспечения для создания ШЭБ» (Методические рекомендации по созданию школьных электронных библиотек [3]
Существуют различные модели наполнения и содержания, технического оформления электронных библиотек. «…Возможные модели электронной библиотеки школы: на основе сетевого взаимодействия ОУ; на основе единой образовательной электронной библиотеки в виде интернет-контента с обеспечением/разграничением доступа к его ресурсам; в качестве самостоятельного интеллектуального продукта библиотека школы-сайта школы.» [5]
Необходимыми условиями для разработки ШЭБ являются следующие: наличие в школе необходимой технической базы, в частности достаточного количества компьютеров, подключенных к Интернету или к локальной сети школы; наличие собственных документов (учебных, методических, вспомогательных) имеющихся или разработанных в данной школе, необходимых большому числу пользователей (учащихся или преподавателей) и в тоже время недоступных через Интернет; наличие автоматизированной информационной системы библиотек(АИС).
2.Школьные библиотеки как информационные центры.
В 2012г. В МОУ МСОШ №3 разрабатывается программа развития школьной библиотеки(ИБЦ) для реализации новых стандартов образования, а также в соответствии с ФЗ от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 18 1 «…в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые(электронные) обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам». [4] Фундаментом для решения основных направлений ИБЦ является формирование информационных ресурсов ИБЦ, который должен был состоять из:
-печатных образовательные ресурсов по всем предметам учебного плана в фонде; дополнительной литературы
-электронных информационно-образовательные ресурсов по всем предметам учебного плана в фонде (эл формы учебников);
-электронных учебных материалов и образовательных ресурсов Интернета (эл ресурсы свободного доступа)
-локальных ресурсов, создаваемых участниками образовательного процесса (БД метод разработок учителей)
-электронной подписки на педагогические журналы.
Помимо основного фонда в фонде ИБЦ есть документы на электронных носителях (СD и DVD) -250 экз. Со временем они утратили актуальность, т.к. диски к новым ПК не подходят. Соответственно, больше не пополняются. В 2016г. на год приобрели электронные учебники ООО «Азбука» за 9 класс всего несколько экз. Но эксперимент не удался, учащиеся предпочли бумажный вариант, также не у всех был соответствующий гаджет. Кстати, комплектование учебниками с 2017г ведется на портале Забеду централизованно, через автоматизированную систему заказа учебников(АИС) для образовательных организаций Забайкальского края. В это же время мы подписались на электронную версию журналов издательского дом «Первое сентября». Через год подписались на издания МЦФЭР. В данный момент из-за финансовых проблем подписка не продлена.
Для информирования всех членов образовательной организации нужен открытый доступ к этим ресурсам, а для этого нужна каталогизация для всех поступающих документов и создание условий для учителей, учащихся в получении этой информации через локальную сеть, Интернет. Для решения этой проблемы в 2015г. был создан сайт школьной библиотеки. В этой электронной библиотеке были отражены ссылки на образовательные ресурсы Интернета, на некоторые электронные библиотеки, на каталоги: электронных изданий(медиатеку), электронных учебников (имеющихся на тот момент), на каталог (список) СТР учащихся, на БД публикаций педагогов.
В настоящее время информационные ресурсы ШИБЦ представляют собой разрозненные документы. Электронная библиотека должна представлять собой упорядоченную коллекцию разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска.
- АИС как условие создания единого информационного пространства
Такое положение устраивало до тех пор, пока речь не шла о единой информационной системе. В новых же условиях свою задачу мы видим в предоставлении новых, современных возможностей участникам образовательного процесса: обеспечение доступа к каталогу библиотеки, к медиаматериалам из локальной сети школы и сети Интернет. В МОУ МСОШ №3 изначально не было никакой программы АИС. Был скопированный МАРК -SQL. Но эта программ имеет недостатки-не обновляется, не имеет доступа к Интернету, поэтому другие участники образовательного процесса не видят электронный каталог со своего места. Без наличия программного обеспечения, дающего доступ всех членов школьного сообщества к общешкольным ресурсам не получается выстроить общее информационное пространство.
Для всеобщей информатизации нужны АИС. Существуют различные платформы, программы АИС. Это и АИБС «ИРБИС» Школьная библиотека, 1С Школьная библиотека, АИС «Аверс: Библиотека».
Программный продукт АИС «Аверс: Электронная школа»» представляет собой разные программы, которые дополняет и поддерживает одна другую, и все они в той или иной степени взаимодействуют между собой, что позволяет создать единое информационное пространство учебного заведения, города, региона.
Программа АИС «Аверс» школьная библиотека позволяет автоматизировать процесс обработки и учета всех документов библиотечного фонда. Библиотека может оперативно реагировать на запросы читателей. Система штрихкодирования значительно сокращает время на занесение учетных записей и выдачу литературы читателям.
Формирование цифровой образовательной среды это шаг к «Цифровой школе». И это должно выглядеть так- с единым, простым доступом для всех членов учебного процесса, в том числе и для родителей. Должны быть доступны документы, связанные со школой; электронные формы учебников, электронные периодические издания, базы данных публикаций педагогов и учащихся (НПК), ссылки на удаленные ресурсы, электронные каталоги на книги, на их электронные версии (полнотекстовые) ; электронные подписки с любого устройства.
Список литературы
- Булавкина И.В. Создаем электронную библиотеку в школе// Школьная библиотека сегодня и завтра, 2013. - №5-С.30
2.Зачем школьной библиотеке электронные образовательные ресурсы? [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/zachem-biblioteke-v-shkole-elektronnye-obrazovatelnye-resursy/
3.Методические рекомендации по созданию школьных электронных библиотек/Информационный центр «Библиотека им. К.Д.Ушинского.ФГБУ «Российская академия образования» [Электронный ресурс] - Моска,2017.- Режим доступа: http://fpu.edu.ru/files/contentfile/154/metodicheskie-rekomendacii-v-regiony-31-05-2017.pdf
4.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации», №273-ФЗ/ст.18. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/18/
5.Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Заметки IT-специалиста. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/