Раздел: 2.Организация результатов профессиональной деятельности

Перечень публикаций

Автор: Bairma

Текст

   ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

тудупова баирма аюровна

педагог-библиотекарь, маоу мсош №3

забайкальский край, п. могойтуй

       Содержание

  1. Электронная библиотека ШИБЦ как компонент цифровой образовательной среды.

2.Школьные библиотеки как информационные центры.

  1. АИС как условие создания единого информационного пространства

  «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.»

М. Булгаков

  1. Электронная библиотека ШИБЦ как компонент ЦОС.

Внедрение в работу школьных библиотек информационных технологий является необходимым этапом эволюции образовательных учреждений. Цифровые ресурсы, гаджеты, электронные формы учебников входят в обиход, и библиотека в этом процессе остается центром информационно-образовательной среды. «Современная школьная библиотека превращается в информационно-образовательный ресурсный центр. Этот центр аккумулирует вокруг себя всевозможные информационные потоки, а потом делегирует их по нужным направлениям учителям, ученикам, родителям. Цифровые технологии, используемые библиотекой, не только помогают ученикам разобраться в огромном объеме новой информации, а педагогам – эффективно перераспределить свое рабочее время для организации дифференцированного обучения. Они также позволяют осуществлять дистанционную работу для очных и очно-заочных форм обучения.» [1 ]

   ««Цифровая образовательная среда-это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» .[2]

Основные компоненты ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС: сайт школы, электронная почта, электронный журнал, система электронного документооборота, система дистанционного обучения для учащихся, электронная библиотека ШИБЦ. Чтобы библиотека стала инструментом модернизации общеобразовательной школы, необходимо систематическое и постоянное пополнение, формирование фонда библиотеки, электронной библиотеки.

    «Электронная библиотека - информационная система, включающая упорядоченный фонд первичных электронных документов, формируемых в соответствии с заданными критериями и комплекс программно-технологических средств, реализующих функции создания, использования, обработки и хранения этого фонда. Формирование школьной электронной библиотеки состоит из самого комплектования, каталогизации и, соответственно программного обеспечения для создания ШЭБ» (Методические рекомендации по созданию школьных электронных библиотек [3]

Существуют различные модели наполнения и содержания, технического оформления электронных библиотек.  «…Возможные модели электронной библиотеки школы: на основе сетевого взаимодействия ОУ; на основе единой образовательной электронной библиотеки в виде интернет-контента с обеспечением/разграничением доступа к его ресурсам; в качестве самостоятельного интеллектуального продукта библиотека школы-сайта школы.» [5]

Необходимыми условиями для разработки ШЭБ являются следующие: наличие в школе необходимой технической базы, в частности  достаточного количества компьютеров, подключенных к Интернету   или  к локальной сети школы; наличие собственных документов (учебных, методических, вспомогательных) имеющихся или разработанных в данной  школе, необходимых большому числу пользователей (учащихся или преподавателей) и в тоже время  недоступных через Интернет; наличие автоматизированной информационной системы библиотек(АИС).

  2.Школьные библиотеки как информационные центры.

В 2012г. В МОУ МСОШ №3 разрабатывается программа развития школьной библиотеки(ИБЦ) для реализации новых стандартов образования, а также в соответствии с ФЗ от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 18 1 «…в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые(электронные) обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам». [4] Фундаментом для решения основных направлений ИБЦ является формирование информационных ресурсов ИБЦ, который должен был состоять из:

-печатных образовательные ресурсов по всем предметам учебного плана в фонде; дополнительной литературы

-электронных информационно-образовательные ресурсов по всем предметам учебного плана в фонде (эл формы учебников);

-электронных учебных материалов и образовательных ресурсов Интернета (эл ресурсы свободного доступа)

-локальных ресурсов, создаваемых участниками образовательного процесса (БД метод разработок учителей)

-электронной подписки на педагогические журналы.

 Помимо основного фонда в фонде ИБЦ есть документы на электронных носителях (СD и DVD) -250 экз.  Со временем они утратили актуальность, т.к. диски к новым ПК не подходят. Соответственно, больше не пополняются. В 2016г. на год приобрели электронные учебники ООО «Азбука» за 9 класс всего несколько экз. Но эксперимент не удался, учащиеся предпочли бумажный вариант, также не у всех был соответствующий гаджет. Кстати, комплектование учебниками с 2017г ведется на портале Забеду централизованно, через автоматизированную систему заказа учебников(АИС) для образовательных организаций Забайкальского края. В это же время мы подписались на электронную версию   журналов издательского дом «Первое сентября». Через год подписались на издания МЦФЭР. В данный момент из-за финансовых проблем подписка не продлена.

Для информирования всех членов образовательной организации нужен   открытый доступ к этим ресурсам, а для этого нужна каталогизация для всех поступающих документов и создание условий для учителей, учащихся в получении этой информации через локальную сеть, Интернет. Для решения этой проблемы в 2015г. был создан сайт школьной библиотеки. В этой электронной библиотеке были отражены ссылки на образовательные ресурсы Интернета, на некоторые электронные библиотеки, на каталоги: электронных изданий(медиатеку), электронных учебников (имеющихся на тот момент), на каталог (список) СТР учащихся, на БД публикаций педагогов.

   В настоящее время информационные ресурсы ШИБЦ представляют собой разрозненные документы.  Электронная библиотека должна представлять собой упорядоченную коллекцию разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска.

  1. АИС как условие создания единого информационного пространства

 Такое положение устраивало до тех пор, пока речь не шла о единой информационной системе. В новых же условиях свою задачу мы видим в предоставлении новых, современных возможностей участникам образовательного процесса: обеспечение доступа к каталогу библиотеки, к медиаматериалам из локальной сети школы и сети Интернет. В МОУ МСОШ №3 изначально не было никакой программы АИС.  Был скопированный  МАРК -SQL. Но эта программ имеет недостатки-не обновляется, не имеет доступа к Интернету, поэтому другие участники образовательного процесса  не видят электронный каталог со своего места. Без наличия программного   обеспечения, дающего доступ всех членов школьного сообщества к общешкольным ресурсам не получается выстроить общее информационное пространство.

     Для всеобщей информатизации нужны АИС. Существуют различные платформы, программы АИС. Это и АИБС «ИРБИС» Школьная библиотека, 1С Школьная библиотека, АИС «Аверс: Библиотека».

   Программный продукт АИС «Аверс: Электронная школа»» представляет собой разные программы, которые  дополняет и поддерживает одна другую, и все они в той или иной степени взаимодействуют между собой, что позволяет создать единое информационное пространство  учебного заведения, города, региона.

   Программа АИС «Аверс» школьная библиотека позволяет автоматизировать процесс обработки и учета всех документов библиотечного фонда. Библиотека может оперативно реагировать на запросы читателей. Система штрихкодирования значительно сокращает время на занесение учетных записей и выдачу литературы читателям.

    Формирование цифровой образовательной среды это шаг к «Цифровой школе». И это должно выглядеть так- с единым, простым доступом  для всех членов учебного процесса, в том числе и для родителей. Должны быть доступны документы, связанные со школой; электронные формы учебников, электронные периодические издания, базы данных публикаций педагогов и учащихся (НПК), ссылки на  удаленные ресурсы, электронные каталоги на книги,  на  их электронные версии (полнотекстовые) ; электронные подписки с любого  устройства.

 Список литературы 

  1. Булавкина И.В. Создаем электронную библиотеку в школе// Школьная библиотека сегодня и завтра, 2013. - №5-С.30

2.Зачем школьной библиотеке электронные образовательные ресурсы? [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/zachem-biblioteke-v-shkole-elektronnye-obrazovatelnye-resursy/

3.Методические рекомендации по созданию школьных электронных библиотек/Информационный центр «Библиотека им. К.Д.Ушинского.ФГБУ «Российская академия образования» [Электронный ресурс]  - Моска,2017.- Режим доступа: http://fpu.edu.ru/files/contentfile/154/metodicheskie-rekomendacii-v-regiony-31-05-2017.pdf

4.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации», №273-ФЗ/ст.18. [Электронный ресурс] -Режим доступа:  https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/18/

5.Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Заметки  IT-специалиста. [Электронный ресурс] -Режим доступа:  http://it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/

 

Текст

Поделитесь полезной информацией: