Раздел: ДПП ПП "Специалист в области физической культуры и спорта"

Словарь психолого-педагогических понятий курса «Специалист в области физической культуры»

Автор: Глазырин Владислав
Тэги: словарь

Воспитание (в педагогическом значении) — целенаправленная организационная система воздействий на обучаемых в интересах формирования у них определенных мировоззренческих позиций, нравственных идеалов, норм и отношений, эстетического восприятия, высоких стремлений, а также потребностей к систематическому труду.

Педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Педагогическая техникаспортивного педагога включает понятия техники и культуры речи, общения; вербального и невербального общения; саморегуляции психических состояний; внешний вид.

Личностный и профессиональный рост спортивного педагога выражается в способности постоянного совершенствования личностных характеристик и профессиональных способностей. Совершенствование личности спортивного педагога осуществляется через тренинг психофизических свойств: памяти, внимания, мышления, эмоциональной устойчивости посредством формирования психофизической культуры — идеомоторной тренировки, аутогенной тренировки, саморегуляции организма, активного самовнушения и др.

Спортивный педагог — специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта. Выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях.

Эмпатия — умение педагога тонко чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, понимание душевно-эмоционального состояния ближнего, переживание этого состояния вместе с ним.

Дидактические игры — специально-организованная учебная деятельность учащихся, основанная на имитации и моделировании идеальной и реальной действительности и сочетающая в себе учебные и игровые элементы. Выделяются следующие типы дидактических игр: фрагментарные, целостно-тематические, комплексные.

Методика обучения (греч. metodicos — движение вперед, путь к достижению) — совокупность методов или способов целесообразного про-ведения какой-либо работы. Методика предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации при обучении конкретному предмету и не предполагает гарантированного достижения цели. Методика не претендует на высокий уровень инструментальности (проработанности и алгоритмизации конкретных действий).

Педагогические способности — предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности, основанная на приобретении комплекса знаний, умений и навыков и соответствующем развитии личностных свойств и качеств.

Профессиональная готовность к педагогической деятельности — необходимый уровень развития соответствующих умений и навыков. Выделяют психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а также научно-теоретическую и практическую подготовку педагога.

Средство воспитательного процесса — всё то, что использует субъект в процессе движения к цели.

Концепция самоуправления познавательной деятельностью — система целенаправленных взаимодействий знаний, умений и рациональной двигательной деятельности студентов, в совокупности обеспечивающих совершенствование духовных и телесных характеристик личности, ее социальных и индивидуальных качеств. Структура концепции самоуправления познавательной деятельностью — общие положения, ключевые идеи и понятийно-категориальный аппарат, теоретико-методологические основания, содержательно-процессуальное наполнение, условия эффективного функционирования процессов самоуправления познавательной деятельностью в сфере физической культуры.

Методы и приемы самовоспитания — самоанализ, самонаблюдение, самосравнение, самовнушение.

Педагогическое мастерство спортивного педагога — структура слагаемых следующих подсистем: знание предмета, педагогическая технология, педагогическое творчество, педагогические способности, педагогическая техника, педагогический стиль.

Самовоспитание спортивного педагога — организационная активная целеустремленная деятельность по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанной потребностью отвечать социальным требованиям к уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, а также личной стратегии физического совершенствования.

Структура педагогических способностей включает гностические (познавательные), организаторские, конструктивные, способность к предвидению, коммуникативные, экспрессивные, дидактические, перцептивные, авторитарные, мажорные, психомоторные, способность к концентрации и распределению внимания, способность к предвидению.

Поделитесь полезной информацией: