Коротко о главном

Мультимедийные обучающие системы объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудио и визуальном). Организация учебного процесса с использованием технологии мультимедиа позволяет осуществить передачу больших объемов информации, иллюстрацию излагаемого учебного материала видеоизобра­жением, анимационными роликами с аудиосопровождением.

Выделим основные возможности мультимедийных обучающих систем:

  • интерактивность работы с системой – обеспечивает обратную связь  и способствует организации совместной деятельности в схеме «учитель – ПК – ученик»;
  • визуализация учебной информации, что способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала;
  • компьютерная анимация – является одним из сильных средств привлечения внимания и эмоционального восприятия  информации;
  • моделирование различных явлений и процессов используется с целью обеспечения наглядности восприятия учебной информации;
  • использование гипертекстовой технологии упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальной траектории и темпа изучения материала;
  • многооконность представления информации обеспечивает возможность сравнения разной  информации, предъявляемой  в отдельных окнах на одном слайде;
  • аудиосопровождение информации представленной в текстовом или визуальном формате информации  повышает эффективность восприятия материала.
  • представление визуальной информации в цвете является мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, служит эффективным средством приема и переработки зрительной информации;
  • манипулирование информацией способствует организации повторения учебной информации.

К дидактическим преимуществам использования технологии мультимедиа в обучении следует отнести следующие возможности мультимедийных обучающих систем и комплексов:

  • моделирование сложных явлений и процессов, протекающих при высоких и низких температурах, в космическом пространстве;
  • имитация работы сложноорганизо­ванных систем и разнообразных объектов;
  • одновременное представление на экране компьютера учебной видеоинформации с аудиосопровожденим, резко повышающим эффективность восприятия комментариев к учебному материалу. Сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией дает возможность постепенно, шаг за шагом, разъяснять самые сложные яв­ления, работу объектов; обеспечивает наглядное представление различных процессов.

Повышение эффективности обучения  с использованием технологии мультимедиа достигается, прежде всего, за счет того, что педагог опирается на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу.

Дидактические возможности мультимедийных обучающих программ неразрывно связаны с гипертекстовой технологией.

Гипертекст (англ. hypertext – сверхтекст) позволяет объединить в гипертекстовой системе разнообразную информацию, которая может располагаться внутри самой системы, в разных файлах, папках и на разных компьютерах,  подключенных к локальной или глобальной сети.

Характерной особенностью гипертекста является возможность перехода и представления информации с помощью гиперссылок. Переход по гиперссылкам осуществляется с помощью щелчка мышкой в области активного окна, которое выделяется другим шрифтом, цветом, имеет вид символов, картинок и т.п. Одновременно на экране компьютера может быть любое количество гиперссылок и при нажатии на каждую из них появляется та или иная информация.

Гипертекстовая технология организации данных в обучающих системах облегчает навигацию, позволяет каждому ученику выбрать свою индивидуальную траекторию обучения,  последовательность ознакомления с информацией. В гиперссылках может быть представлена не только текстовая, графическая информация, но и аудио, видео информация.

Информационное взаимодействие ученика со электронным мультимедийным обучающим средством характеризуется следующими особенностями:

-         наличием интерактивного диалога, предполагающего, в отличие от диалогового взаимодействия, обмен текстовыми командами, реализацию  более развитых средств ведения диалога, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использо­ванием "ключевого" слова;

-          работой в режиме контроля - коррек­ции обучения;

-        осуществлением разного рода подсказок со стороны системы, рекомендаций по исправлению ошибок, акцентированием внимания ученика на допущенных ошибках и т.д. 

Взаимодействие учитель – ученик (ученики) в данном случае носит более активный, сложный и содержательный, по сравнению с традиционным обучением, характер. За учеником сох­раняется свобода выбора и возможность управления ходом учебно­го процесса, он может обратиться к учителю за консульта­цией в любой момент. В свою очередь учитель может конт­ролировать работу класса с помощью, например, базы данных, в которую собираются сведения о работе каждого ученика, результаты автоматизированного контроля знаний. При этом учитель имеет возможность  вносить  определенные кор­рективы в ход учебного процесса, подбирать уровень сложности учебного материала, тестовых заданий, упражнений, отслеживать учебную деятельность каждого обучаемого, делать рекомендации, вносить поправки и коррективы.