Тема 1. Электронные мультимедийные обучающие средства

На данной странице представлены справочные, методические материалы в электронном виде для повышения квалификации по теме " Электронные мультимедийные обучающие средства".

В том числе:

курс лекций, презентации лекций, видеоролики с записью вебинаров,

вопросы и задания для самоконтроля, темы и вопросы для обсуждения на форумах,

рабочая тетрадь с подробными методическими рекомендации для каждого практического занятия,

список литературы,

ссылки на дополнительные материалы по изучаемой тематике, в том числе: образовательные сайты и информационные ресурсы, презентации, видеоролики.

Презентация к лекции № 1

Презентация к лекции № 2.

Рабочая тетрадь для заполнения слушателеми курсов

Полезные рекомендации

Основные понятия и определения

Информатизация – процесс широкого внедрения современных высокотехнологичных систем обработки и использования информации во всех сферах жизни общества, роста информационных ресурсов и накопления интеллектуального потенциала общества в цифровом формате.

Информатизация образования - новая область педагогического знания. Как новая область педагогического знания информатизация образования изучает вопросы методологии, технологии и практики создания и использования средств ИКТ в системах образования всех уровней.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники. Это средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

Средствами информатизации и коммуникации образовательного назначения называют средства информационных и коммуникационных технологий, которые используются вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования[1].



[1]Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006,  сайт www.iiorao.ru.

Технология мультимедиа – это информационная технология, основанная на одновременном использовании в программных комплексах и системах различных средств представления информации, обеспечивающая применение совокупности приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с системой[1].



[1] Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006,  сайт www.iiorao.ru.

Гипермедиа  (англ. hipermedia – сверхсреда) означает одновременную реализацию в информационной системе текста, графики, звука, анимационных роликов и видеоинформации, т.е. технология гипермедиа – это сочетание гипертекстовой технологии и технологии мультимедиа. 

(Детали)

Коротко о главном

Мультимедийные обучающие системы объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудио и визуальном). Организация учебного процесса с использованием технологии мультимедиа позволяет осуществить передачу больших объемов информации, иллюстрацию излагаемого учебного материала видеоизобра­жением, анимационными роликами с аудиосопровождением.

Выделим основные возможности мультимедийных обучающих систем:

  • интерактивность работы с системой – обеспечивает обратную связь  и способствует организации совместной деятельности в схеме «учитель – ПК – ученик»;
  • визуализация учебной информации, что способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала;
  • компьютерная анимация – является одним из сильных средств привлечения внимания и эмоционального восприятия  информации;
  • моделирование различных явлений и процессов используется с целью обеспечения наглядности восприятия учебной информации;
  • использование гипертекстовой технологии упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальной траектории и темпа изучения материала;
  • многооконность представления информации обеспечивает возможность сравнения разной  информации, предъявляемой  в отдельных окнах на одном слайде;
  • аудиосопровождение информации представленной в текстовом или визуальном формате информации  повышает эффективность восприятия материала.
  • представление визуальной информации в цвете является мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, служит эффективным средством приема и переработки зрительной информации;
  • манипулирование информацией способствует организации повторения учебной информации.

К дидактическим преимуществам использования технологии мультимедиа в обучении следует отнести следующие возможности мультимедийных обучающих систем и комплексов:

  • моделирование сложных явлений и процессов, протекающих при высоких и низких температурах, в космическом пространстве;
  • имитация работы сложноорганизо­ванных систем и разнообразных объектов;
  • одновременное представление на экране компьютера учебной видеоинформации с аудиосопровожденим, резко повышающим эффективность восприятия комментариев к учебному материалу. Сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией дает возможность постепенно, шаг за шагом, разъяснять самые сложные яв­ления, работу объектов; обеспечивает наглядное представление различных процессов.

Повышение эффективности обучения  с использованием технологии мультимедиа достигается, прежде всего, за счет того, что педагог опирается на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу.

Дидактические возможности мультимедийных обучающих программ неразрывно связаны с гипертекстовой технологией.

Гипертекст (англ. hypertext – сверхтекст) позволяет объединить в гипертекстовой системе разнообразную информацию, которая может располагаться внутри самой системы, в разных файлах, папках и на разных компьютерах,  подключенных к локальной или глобальной сети.

Характерной особенностью гипертекста является возможность перехода и представления информации с помощью гиперссылок. Переход по гиперссылкам осуществляется с помощью щелчка мышкой в области активного окна, которое выделяется другим шрифтом, цветом, имеет вид символов, картинок и т.п. Одновременно на экране компьютера может быть любое количество гиперссылок и при нажатии на каждую из них появляется та или иная информация.

Гипертекстовая технология организации данных в обучающих системах облегчает навигацию, позволяет каждому ученику выбрать свою индивидуальную траекторию обучения,  последовательность ознакомления с информацией. В гиперссылках может быть представлена не только текстовая, графическая информация, но и аудио, видео информация.

Информационное взаимодействие ученика со электронным мультимедийным обучающим средством характеризуется следующими особенностями:

-         наличием интерактивного диалога, предполагающего, в отличие от диалогового взаимодействия, обмен текстовыми командами, реализацию  более развитых средств ведения диалога, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использо­ванием "ключевого" слова;

-          работой в режиме контроля - коррек­ции обучения;

-        осуществлением разного рода подсказок со стороны системы, рекомендаций по исправлению ошибок, акцентированием внимания ученика на допущенных ошибках и т.д. 

Взаимодействие учитель – ученик (ученики) в данном случае носит более активный, сложный и содержательный, по сравнению с традиционным обучением, характер. За учеником сох­раняется свобода выбора и возможность управления ходом учебно­го процесса, он может обратиться к учителю за консульта­цией в любой момент. В свою очередь учитель может конт­ролировать работу класса с помощью, например, базы данных, в которую собираются сведения о работе каждого ученика, результаты автоматизированного контроля знаний. При этом учитель имеет возможность  вносить  определенные кор­рективы в ход учебного процесса, подбирать уровень сложности учебного материала, тестовых заданий, упражнений, отслеживать учебную деятельность каждого обучаемого, делать рекомендации, вносить поправки и коррективы.

(Детали)

Виртуальный класс – это онлайн обучающая среда. Среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы. Подобно тому, как в настоящей классной комнате, студент в виртуальном классе участвует в синхронном обсуждении, что означает, что преподаватель и студенты заходят в виртуальную учебную среду одновременно.

(Детали)

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Картинки профиля пользователя Annata Evan
Annata Evan
16.08.2023, 5:58
Multimedia instruction refers to learning environments that include both words and images with the goal of encouraging learning, connections such as illustrated textbooks, narrated slideshow presentations, online narrated animations, and educational computer games.
Картинки профиля пользователя Bekean Loinse
Bekean Loinse
28.08.2023, 5:37
ICT tools, as you mentioned, encompass both hardware and software elements that are built upon microprocessor and connections game computer technology. These tools enable the transmission, exchange, storage, and processing of information, allowing for the creation of digital learning resources and enhancing the accessibility of information through local and global computer networks.
Картинки профиля пользователя Priyanka Sharma
Priyanka Sharma
07.02.2024, 11:14
Who doesn't care to spend a wild day in Goa and engage in different sexual activities? On the off chance that you stay in Goa or you are arranging an excursion to Goa and need to enjoy unheard of intimate Call Girls in Goa services
Картинки профиля пользователя Priyanka Sharma
Priyanka Sharma
08.02.2024, 10:07
Our Goa Escorts Service are great, all around showed who will condense you from the moment you meet them. They dress faultlessly and you can even pick their outfits before they get in contact at your game plan.
4 отзыв(ов)