Коротко о главном
Мультимедийные обучающие системы объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудио и визуальном). Организация учебного процесса с использованием технологии мультимедиа позволяет осуществить передачу больших объемов информации, иллюстрацию излагаемого учебного материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением.
Выделим основные возможности мультимедийных обучающих систем:
- интерактивность работы с системой – обеспечивает обратную связь и способствует организации совместной деятельности в схеме «учитель – ПК – ученик»;
- визуализация учебной информации, что способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала;
- компьютерная анимация – является одним из сильных средств привлечения внимания и эмоционального восприятия информации;
- моделирование различных явлений и процессов используется с целью обеспечения наглядности восприятия учебной информации;
- использование гипертекстовой технологии упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальной траектории и темпа изучения материала;
- многооконность представления информации обеспечивает возможность сравнения разной информации, предъявляемой в отдельных окнах на одном слайде;
- аудиосопровождение информации представленной в текстовом или визуальном формате информации повышает эффективность восприятия материала.
- представление визуальной информации в цвете является мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, служит эффективным средством приема и переработки зрительной информации;
- манипулирование информацией способствует организации повторения учебной информации.
К дидактическим преимуществам использования технологии мультимедиа в обучении следует отнести следующие возможности мультимедийных обучающих систем и комплексов:
- моделирование сложных явлений и процессов, протекающих при высоких и низких температурах, в космическом пространстве;
- имитация работы сложноорганизованных систем и разнообразных объектов;
- одновременное представление на экране компьютера учебной видеоинформации с аудиосопровожденим, резко повышающим эффективность восприятия комментариев к учебному материалу. Сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией дает возможность постепенно, шаг за шагом, разъяснять самые сложные явления, работу объектов; обеспечивает наглядное представление различных процессов.
Повышение эффективности обучения с использованием технологии мультимедиа достигается, прежде всего, за счет того, что педагог опирается на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу.
Дидактические возможности мультимедийных обучающих программ неразрывно связаны с гипертекстовой технологией.
Гипертекст (англ. hypertext – сверхтекст) позволяет объединить в гипертекстовой системе разнообразную информацию, которая может располагаться внутри самой системы, в разных файлах, папках и на разных компьютерах, подключенных к локальной или глобальной сети.
Характерной особенностью гипертекста является возможность перехода и представления информации с помощью гиперссылок. Переход по гиперссылкам осуществляется с помощью щелчка мышкой в области активного окна, которое выделяется другим шрифтом, цветом, имеет вид символов, картинок и т.п. Одновременно на экране компьютера может быть любое количество гиперссылок и при нажатии на каждую из них появляется та или иная информация.
Гипертекстовая технология организации данных в обучающих системах облегчает навигацию, позволяет каждому ученику выбрать свою индивидуальную траекторию обучения, последовательность ознакомления с информацией. В гиперссылках может быть представлена не только текстовая, графическая информация, но и аудио, видео информация.
Информационное взаимодействие ученика со электронным мультимедийным обучающим средством характеризуется следующими особенностями:
- наличием интерактивного диалога, предполагающего, в отличие от диалогового взаимодействия, обмен текстовыми командами, реализацию более развитых средств ведения диалога, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова;
- работой в режиме контроля - коррекции обучения;
- осуществлением разного рода подсказок со стороны системы, рекомендаций по исправлению ошибок, акцентированием внимания ученика на допущенных ошибках и т.д.
Взаимодействие учитель – ученик (ученики) в данном случае носит более активный, сложный и содержательный, по сравнению с традиционным обучением, характер. За учеником сохраняется свобода выбора и возможность управления ходом учебного процесса, он может обратиться к учителю за консультацией в любой момент. В свою очередь учитель может контролировать работу класса с помощью, например, базы данных, в которую собираются сведения о работе каждого ученика, результаты автоматизированного контроля знаний. При этом учитель имеет возможность вносить определенные коррективы в ход учебного процесса, подбирать уровень сложности учебного материала, тестовых заданий, упражнений, отслеживать учебную деятельность каждого обучаемого, делать рекомендации, вносить поправки и коррективы.