Электронные мультимедийные обучающие средства

Материалы предназначены для руководителей и заместителей образовательных организаций. Включают теоретический блок, практические задания, рабочую тетрадь, вопросы для самопроверки, перечень литературы и дополнительные материалы по теме.

Модуль теоретический. Инновационные решения в образовании.

Модуль практический. Методика применения современных образовательных информационных технологий.

 

Понятия и определения предметной области

(Детали)

Информатизация – процесс широкого внедрения современных высокотехнологичных систем обработки и использования информации во всех сферах жизни общества, роста информационных ресурсов и накопления интеллектуального потенциала общества в цифровом формате.

(Детали)

Информатизация образования - новая область педагогического знания. Как новая область педагогического знания информатизация образования изучает вопросы методологии, технологии и практики создания и использования средств ИКТ в системах образования всех уровней.

(Детали)

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники. Это средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

Средствами информатизации и коммуникации образовательного назначения называют средства информационных и коммуникационных технологий, которые используются вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования[1].



[1]Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006,  сайт www.iiorao.ru.

(Детали)

Технология мультимедиа – это информационная технология, основанная на одновременном использовании в программных комплексах и системах различных средств представления информации, обеспечивающая применение совокупности приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с системой[1].



[1] Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006,  сайт www.iiorao.ru.

(Детали)

Гипермедиа  (англ. hipermedia – сверхсреда) означает одновременную реализацию в информационной системе текста, графики, звука, анимационных роликов и видеоинформации, т.е. технология гипермедиа – это сочетание гипертекстовой технологии и технологии мультимедиа. 

(Детали)

Виртуальный класс

Виртуальный класс – это онлайн обучающая среда. Среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы. Подобно тому, как в настоящей классной комнате, студент в виртуальном классе участвует в синхронном обсуждении, что означает, что преподаватель и студенты заходят в виртуальную учебную среду одновременно.

(Детали)

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое информатизация общества и информатизация образования?
  2. Перечислите цели и направления внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в образование?
  3. Каким образом осуществляется информационное взаимодействие на базе средств информационных и коммуникационных технологий?
  4. В чем состоит отличие между понятиями «средство обучения» и «технология обучения»?
  5. Перечислите дидактические возможности средств информационных и коммуникационных технологий. Почему эти возможности называют уникальными?
  6. Дайте определения технологии гипертекст, мультимедиа и гипермедиа?
  7. В чем заключается отличие между технологиями мультимедиа и гипермедиа?
  8. Перечислите основные возможности мультимедиа обучающих систем.
(Детали)

Презентация к лекции № 1

Презентация к лекции № 2

Коротко о главном

Мультимедийные обучающие системы объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудио и визуальном). Организация учебного процесса с использованием технологии мультимедиа позволяет осуществить передачу больших объемов информации, иллюстрацию излагаемого учебного материала видеоизобра­жением, анимационными роликами с аудиосопровождением.

Выделим основные возможности мультимедийных обучающих систем:

  • интерактивность работы с системой – обеспечивает обратную связь  и способствует организации совместной деятельности в схеме «учитель – ПК – ученик»;
  • визуализация учебной информации, что способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала;
  • компьютерная анимация – является одним из сильных средств привлечения внимания и эмоционального восприятия  информации;
  • моделирование различных явлений и процессов используется с целью обеспечения наглядности восприятия учебной информации;
  • использование гипертекстовой технологии упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальной траектории и темпа изучения материала;
  • многооконность представления информации обеспечивает возможность сравнения разной  информации, предъявляемой  в отдельных окнах на одном слайде;
  • аудиосопровождение информации представленной в текстовом или визуальном формате информации  повышает эффективность восприятия материала.
  • представление визуальной информации в цвете является мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, служит эффективным средством приема и переработки зрительной информации;
  • манипулирование информацией способствует организации повторения учебной информации.

К дидактическим преимуществам использования технологии мультимедиа в обучении следует отнести следующие возможности мультимедийных обучающих систем и комплексов:

  • моделирование сложных явлений и процессов, протекающих при высоких и низких температурах, в космическом пространстве;
  • имитация работы сложноорганизо­ванных систем и разнообразных объектов;
  • одновременное представление на экране компьютера учебной видеоинформации с аудиосопровожденим, резко повышающим эффективность восприятия комментариев к учебному материалу. Сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией дает возможность постепенно, шаг за шагом, разъяснять самые сложные яв­ления, работу объектов; обеспечивает наглядное представление различных процессов.

Повышение эффективности обучения  с использованием технологии мультимедиа достигается, прежде всего, за счет того, что педагог опирается на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу.

Дидактические возможности мультимедийных обучающих программ неразрывно связаны с гипертекстовой технологией.

Гипертекст (англ. hypertext – сверхтекст) позволяет объединить в гипертекстовой системе разнообразную информацию, которая может располагаться внутри самой системы, в разных файлах, папках и на разных компьютерах,  подключенных к локальной или глобальной сети.

Характерной особенностью гипертекста является возможность перехода и представления информации с помощью гиперссылок. Переход по гиперссылкам осуществляется с помощью щелчка мышкой в области активного окна, которое выделяется другим шрифтом, цветом, имеет вид символов, картинок и т.п. Одновременно на экране компьютера может быть любое количество гиперссылок и при нажатии на каждую из них появляется та или иная информация.

Гипертекстовая технология организации данных в обучающих системах облегчает навигацию, позволяет каждому ученику выбрать свою индивидуальную траекторию обучения,  последовательность ознакомления с информацией. В гиперссылках может быть представлена не только текстовая, графическая информация, но и аудио, видео информация.

Информационное взаимодействие ученика со электронным мультимедийным обучающим средством характеризуется следующими особенностями:

-         наличием интерактивного диалога, предполагающего, в отличие от диалогового взаимодействия, обмен текстовыми командами, реализацию  более развитых средств ведения диалога, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использо­ванием "ключевого" слова;

-          работой в режиме контроля - коррек­ции обучения;

-        осуществлением разного рода подсказок со стороны системы, рекомендаций по исправлению ошибок, акцентированием внимания ученика на допущенных ошибках и т.д. 

Взаимодействие учитель – ученик (ученики) в данном случае носит более активный, сложный и содержательный, по сравнению с традиционным обучением, характер. За учеником сох­раняется свобода выбора и возможность управления ходом учебно­го процесса, он может обратиться к учителю за консульта­цией в любой момент. В свою очередь учитель может конт­ролировать работу класса с помощью, например, базы данных, в которую собираются сведения о работе каждого ученика, результаты автоматизированного контроля знаний. При этом учитель имеет возможность  вносить  определенные кор­рективы в ход учебного процесса, подбирать уровень сложности учебного материала, тестовых заданий, упражнений, отслеживать учебную деятельность каждого обучаемого, делать рекомендации, вносить поправки и коррективы.

(Детали)

Игрофикация

 

Игрофикация использует вовлечение в игру там, где обычно для игры нет места. Многие эксперты назвали игрофикацию одним из самых важных трендов в индустрии информационных технологий. Игрофикация может применяться в любой отрасли и в любом месте для того, чтобы вовлечь людей и развлечь их, превращая пользователей в игроков.

Смотрите все публикации о геймификации образования

(Детали)

Мобильное обучение

Мобильное обучение – это возможность получать обучающие материалы на персональные устройства – КПК, смартфоны и мобильные телефоны. Специальные программы для мобильных устройств со ссылками на образовательные сайты делают доступным любой образовательный материал.

Смотрите все публикации о мобильном обучении 

(Детали)

Поделитесь полезной информацией: