Моя записная книжка

Дистанционные курсы

Онлайн учеба

Дела вспомогательные, но очень полезные. Ученик может сделать в онлайне домашнее задание, а преподаватель — мгновенно проверить результат (не сводя его к сухим тестам), поощрить добрым словом, навести на правильный путь размышлений. Можно формировать индивидуальную программу, подтягивая упущенное, давая больше материалов по заинтересовавшим разделам. Больший компьютерный формализм сможет дать большую гибкость человеческим, межличностным отношениям, позволяя педагогу прослеживать «образовательную траекторию» каждого ученика за многие годы. Причём некоторые элементы таких классных комнат можно уже наблюдать не только за рубежом, но и в Нечерноземье.

http://blognauroke.blogspot.ru/

Креатив в вузах

Государственное высшее образование в США переживает не лучшие времена. За последние несколько лет финансирование системы Cal State было урезано на 40%. И официальный представитель офиса канцлера университета Майк Уленкамп (Mike Uhlenkamp) говорил журналистам о том, что онлайн-курсы позволят получить доступ к образовательным ресурсам большему числу студентов, в том числе и не имеющим возможности приезжать на лекции, сократят отсев и повысят успеваемость. Инфраструктуру для этого предоставляет не университет, а компания Pearson PLC.

А вот мировые расходы на образование. Их мы возьмём у либеральнейшей The Washington Post, которая — вместе с её аудиторией — склонна считать, что на образование тратится слишком мало, а на вооружение — слишком много. Итак, во сколько же она оценила нынешнее состояние планетарного рынка образования? А оценка эта видна из заголовка статьи — «Рынок глобального образования достиг $4,4 трлн и продолжает расти». Вот оно как — планетарные образовательные расходы втрое больше военных!

Обратим внимание: происходит трансформация традиционных университетов. Возникшие когда-то как самоуправляющиеся корпорации преподавателей (магистров и докторов) и студентов, они превратились в гигантские предприятия с многомиллиардными бюджетами и фондами (endowment), но не устояли перед натиском технологий и глобализации. Самое главное, то, что сохранялось при смене поколений преподавателей и студентов, — инфраструктуру — нынче поставляют не они! И в области преподавания, и при приёме экзаменов…

Онлайн обновляет образование

Государственное высшее образование в США переживает не лучшие времена. За последние несколько лет финансирование системы Cal State было урезано на 40%. И официальный представитель офиса канцлера университета Майк Уленкамп (Mike Uhlenkamp) говорил журналистам о том, что онлайн-курсы позволят получить доступ к образовательным ресурсам большему числу студентов, в том числе и не имеющим возможности приезжать на лекции, сократят отсев и повысят успеваемость. Инфраструктуру для этого предоставляет не университет, а компания Pearson PLC.

А вот мировые расходы на образование. Их мы возьмём у либеральнейшей The Washington Post, которая — вместе с её аудиторией — склонна считать, что на образование тратится слишком мало, а на вооружение — слишком много. Итак, во сколько же она оценила нынешнее состояние планетарного рынка образования? А оценка эта видна из заголовка статьи — «Рынок глобального образования достиг $4,4 трлн и продолжает расти». Вот оно как — планетарные образовательные расходы втрое больше военных!

Обратим внимание: происходит трансформация традиционных университетов. Возникшие когда-то как самоуправляющиеся корпорации преподавателей (магистров и докторов) и студентов, они превратились в гигантские предприятия с многомиллиардными бюджетами и фондами (endowment), но не устояли перед натиском технологий и глобализации. Самое главное, то, что сохранялось при смене поколений преподавателей и студентов, — инфраструктуру — нынче поставляют не они! И в области преподавания, и при приёме экзаменов…

Креатив

Точнее всего мотив превращения исследователя в предпринимателя выразил Элон Маск, создатель Space X и Tesla, физик по образованию: «Я был убеждён, что если не изучу экономику, мне придётся работать на кого-то, кто её изучил, и они будут знать всякие особенные вещи, которых я не знаю». Иными словами, отличники поняли, что хватит работать на натасканных троечников, и стали создавать свои компании, вербуя себе менеджеров и лоббистов из числа тех самых хитрецов.

Лидеры наций-компаний способны более разумно устраивать выборы, законотворчество, суд и наказание. Для бизнеса творческое, созидательное начало — не дотируемая прихоть, а необходимое условие существования; без инноваций он гибнет. Инстинкт быстрого, без бюрократии, просчитывания вариантов развития будущего и принятия решений способен изменить тот политический мейнстрим, который дискредитирует себя сейчас.
«Лучшее, что можно сделать, — это улучшать охват и масштаб сознания и добиваться более высокого прозрения, что, в свою очередь, позволит нам задавать всё более и более хорошие вопросы, — говорил тот же Элон Маск в недавнем интервью. — Очевидно, что Вселенная — это ответ, главное — задать правильный вопрос. Всё дело в вопросах».
Проанализировав путь выдающихся бизнесменов нового поколения, можно придти к выводу: деньги не меняют ботаников. Они выполняют роль ресурса, единицы измерения, чего угодно, но но фетиша. Это логично: набранным очкам в любом виде спорта никто не поклоняется; место в истории определяется величием достижений. Игра по-крупному начинается с жадности к переменам, с осознания силы взгляда учёного на мир и желания подкрутить что-то в его механизме. Тот, кем управляют эти страсти, и есть предприниматель будущего.

Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»

Встречи министров образования Европы проводятся раз в два года, и действительно, речь там идет уже не столько о Болонской конвенции, сколько о европейском пространстве высшего образования – каким образом его построить, согласовывая правила организации системы высшего образования в разных странах. На этот раз речь зашла, в том числе, и о необходимости наращивать возможности финансирования системы образования. Тема возникла в связи с решением правительства Великобритании о повышении с 2012 года платы за обучение в британских университетах для привлечения в высшую школу дополнительных ресурсов. По этому поводу на встрече развернулась большая дискуссия: а насколько такой «английский вариант» подходит и другим европейским странам? Не все участники встречи согласились, что этот способ привлечения ресурсов оптимален. В результате обсуждения для итогового документа была выработана формулировка об особой актуальности вопроса финансирования образования, соответственно и вопроса поиска источников финансовых ресурсов. Однако каждая страна вольна сама определять, где эти дополнительные источники она найдет. Либо это будет бюджет, либо средства граждан, либо работодателей.

– На бухарестской встрече еще раз особое значение уделили болонскому принципу «обучения в течение всей жизни». Пока Россия по реализации этого принципа значительно отстает. Но планы государства по созданию 25 млн. современных рабочих мест – а эксперты говорят, что это потребует налаживания системы именно повышения квалификации кадров, – могут дать неплохой импульс для выстраивания такой системы. Какой она должна быть? На чьи плечи в основном ляжет эта миссия переподготовки кадров: на вузы, или компании-работодатели, или ресурсные центры?
В этой сфере (я имею в виду болонский принцип «обучение в течение всей жизни») у нас не самая плохая ситуация. Россия находится на уровне таких стран, как Венгрия, Чехия, Словакия. Есть специальная методика Совета Европы по оценке уровня участия граждан в непрерывном образовании. Она основывается на суммарных данных численности граждан разных возрастных категорий (от 25 до 55 лет), получивших второе высшее образование через различные форматы: самостоятельно, через курсы повышения квалификации, включая внутрифирменную подготовку и т.п. Как показали последние исследования, в Европе этот сводный показатель уровня участия граждан в непрерывном образовании вырос. Как ни странно на первый взгляд, толчком для этого роста послужил кризис: когда масса предприятий оказалась в сложной ситуации, они стали перепрофилировать рабочие места и переобучать своих сотрудников. В России аналогичный показатель включенности граждан в непрерывное образование за последние годы также вырос – с 22 -23 процентов до сегодняшних 26-27 процентов. Не кардинально, но тем не менее. Оптимальный показатель для развития инновационной экономики – это порядка 40 процентов. И у нас есть разные сценарии, к какому году и каким образом мы сможем выйти для достижения этого целевого показателя развития непрерывного образования в стране.

– Несколько лет назад была озвучена цифра – примерно 5-7 млн. россиян необходимо проходить через систему переобучения и повышения квалификации ежегодно.

«В новом законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» мы шагнули к тому, чтобы сделать аккредитацию не формальной, а содержательной».
– У нас в чем проблема? Мы «западаем» не столько по показателю второго высшего образования – как раз второе высшее получает немало россиян.
А вот по самообразованию и дополнительному образованию – тут у нас показатели не столь высоки, как хотелось бы. Дополнительное образование связано в первую очередь с организацией системы внутрифирменной подготовки кадров. Многие работодатели говорят, что им пока проще принять на работу молодого человека, чему-то научить его непосредственно на рабочем месте, чем выстраивать систему переобучения или повышения квалификации «старых» кадров. Кстати, поэтому в России невысокий уровень молодежной безработицы ,по сравнению с европейскими странами.

Развитие образования в Европе

Высшая школа Европы: уроки кризиса
http://www.akvobr.ru/uroki_krizisa.html

С 2008 года Европейская ассоциация университетов (EUA) проводит регулярный страновой мониторинг изменений государственного финансирования учреждений высшего образования, а также воздействия экономического кризиса на национальные системы высшего образования стран Европы.
Разнонаправленные тренды

В 2013 году в мониторинге изменений госфинансирования учреждений высшего образования приняли участие 22 европейские страны.*
О сокращениях заработной платы и социальных льгот для преподавателей сообщили Хорватия, Греция, Ирландия, Италия и Нидерланды. Исключениями стали Франция и Польша – университеты этих стран получили дополнительные финансовые средства. Так, во Франции в секторе ВПО создана 1 тыс. новых рабочих мест, а в Польше ожидается увеличение заработной платы на 9 процентов после нескольких лет застоя.

В вузах Хорватии, Греции и Ирландии, помимо сокращения зарплаты преподавателей, произошло также уменьшение финансирования для поддержания и развития университетской инфраструктуры. А в Англии и Уэльсе подобное уменьшение капвложений из государственных источников за период с 2010 по 2013 годы сократилось весьма ощутимо – почти вдвое. Исключением стала Швеция, где произошло увеличение государственного финансирования системы ВПО.

Некоторые европейские страны, попавшие в трудное финансовое положение, избрали политику повышения платы за обучение в вузах. Так, в Испании студенческие сборы увеличились с 15 до 25 процентов (в зависимости от области); увеличить плату за обучение в 2013-2015 годах планирует Ирландия. Однако некоторые страны, несмотря на финансовые трудности, все-таки отказались от этого пути. Например, Чешская Республика, отменившая ранее анонсированные планы по увеличению студенческих сборов. Об уменьшении взносов со студентов заявила и Греция. В Германии повышенные студенческие сборы были формально утверждены на федеральном уровне. Но большинство земель отменило их в течение последних нескольких лет, остальные решили последовать этому примеру уже в ближайшем будущем.

«Сколько стоит» демография?

«Наблюдается сложная взаимосвязь между динамикой государственного финансировании ВПО и количеством учащегося населения», – делятся выводами исследователи ЕUA. Например, в Латвии с 2008 по 2011 годы наблюдалось резкое, более чем на 16 процентов, сокращение количества студентов – молодые люди просто оставляли высшее образование или искали его за границей. И в стране эту ситуацию рассматривают как весьма серьезную с точки зрения долгосрочного развития (в том числе развития высшей школы).

Особняком в данном контексте выглядит Великобритания: здесь при увеличении числа студентов (на 8 процентов) наблюдается, напротив, уменьшение госфинансирования высшей школы. Однако в данном случае за счет увеличения студенческих взносов происходит компенсация изменения структуры госфинансирования университетов.

Еще один подход в разрешении проблемы снижения количества студентов показывает Германия – запланированная отмена обязательной военной службы, как ожидается, приведет к увеличению количества молодых людей, поступающих в немецкие вузы. Таким образом, уменьшение количества учащихся, которое, в свою очередь, является следствием демографических и иных проблем в стране, становится поводом серьезного беспокойства для ответственного руководства. И главная причина такого беспокойства – нарастание рисков в восполнении и создании человеческого капитала (human capital) – этого национального богатства, значение которого каждая страна сегодня понимает все более отчетливо.

«Стратегический актив» Европы

Наблюдается еще одна тенденция: в странах, где государственная поддержка ВПО сокращается, университеты для поддержания своей деятельности все большее внимание обращают на каналы финансирования, отличные от «традиционных» государственных источников – различные фонды и программы, в том числе программы ЕUA. Но, как подчеркивают представители ассоциации, эти программы не предназначены для обеспечения замены национальных схем финансирования, которые должны остаться достаточно сильными, чтобы поддержать конкурентоспособность высшего образования Европы на мировом уровне.

По всей Европе – независимо от того, насколько уменьшилось государственное финансирование, – проявляется общая черта: расходы, связанные с обслуживанием и развитием вузовской инфраструктуры, сокращены – либо непосредственно государственными органами, либо в результате собственных решений университетов. И эта тенденция заставляет задуматься.

Стареющая инфраструктура и оборудование, как ни пытаться на них экономить сегодня, в будущем обязательно вызовут увеличение затрат для учреждений, дабы не столкнуться с ухудшением самой среды обучения. Поэтому университетские городки должны восприниматься в качестве стратегических активов.

В этом контексте вопросы эффективного финансирования – с точки зрения стратегических целей университетов и всей системы ВПО – становятся все более весомыми. Важно заново продумать и реализовать комплексную политику финансирования высшего образования.

Итак, подводя краткие итоги мониторинга, Европейская ассоциация университетов вновь заявляет, что финансирование учреждений высшего образования не должно восприниматься европейскими правительствами как расходы, а скорее как инвестиции в будущее Европы, способ помочь европейским странам выйти из экономического кризиса.

Оцениваем достижения обучаемых, представленные в веб-портфолио

  Как учитель может оценить работы обучаемого, представленные в веб-портфолио ученика?

Работы представленные в портфолио позволят оценить не только уровень усвоения материала, уровень развития творческих способностей ребенка, но и  динамику развития этих способностей.

Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся.

Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся. Наиболее известным подходом в зарубежной педагогике является подход, представленные в виде таксономии Б.С. Блума (США, 1956). Принято считать, что таксономия (греч. Taxis - расположение по порядку и  nomos - порядок) – это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

В первую очередь необходимо отметить, что таксономия целей Блума является удобным и понятным инструментом для качественного анализа достижений обучаемого, для изучения способности ребенка мыслить и творить. Данная таксономия отражает качественно иной подход к оценке динамики развития творческих способностей ребенка, выявлению уровня его мышления и особенностей познания. Использование данного подхода  основано на выделении цели, которые ученик должен достичь на данном уровне. Если данная цель достигнута, значит, ученик достиг данного уровня. Именно поэтому таксономия Блума может быть рекомендована учителю для того, чтобы правильно оценить успехи школьника, его достижения, творческие работы, рефераты, сочинения, эссе и прочие работы, собранные в портфолио.

В своей классификации Блум среди когнитивных целей выделяет 6 категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В таблице представлены уровни таксономии Блума, перечислены навыки,  формируемые на соответствующем уровне, примеры заданий, типология заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания, а также цели, которые ученик должен достичь на данном уровне.  Используя представленные в таблице рекомендации учитель достаточно просто сможет изучать и анализировать динамику развития творческих способностей ребенка,

ТаблицаУровни таксономии Бума.

Уровень

Навыки

Примеры заданий

Типология заданий

 

Достижение цели

1 – Знание

Повторение или распознавание информации.

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

Задания на воспроизведение нового материала

 

Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д.

2 – Понимание

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов.

Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому.

Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование.

 

Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики.
На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия.

3 – Использование

Применение в сходной ситуации.

 

Применить, проиллюстрировать, решить.

Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях.

Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет.

4 – Анализ

Определить части и структуру.

 

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.

Задания на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи.

 

Ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5 – Синтез

Соединить части по-новому.

 

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое.

Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей.
Это творческая переработка информации для создания нового целого.

6 – Оценка

Оценить значимость на основе критериев.

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.

 

Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия

 

Выделяя особенности представленной выше таксономии Блума следует отметить, что представленная иерархия целей идет от простейшего к наиболее сложному, причем предполагается, что в «основании пирамиды» находятся знания.