Дискуссия как метод активного обучения

             Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

   - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

   - метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;

   - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

       Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Важную роль в плане изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных отношений. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем.

      Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

      Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач

   - осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

   - выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

   - развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

   - развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

   - развитие умения работать в группе единомышленников;

   - способность продуцировать множество решений;

   - формирование навыка говорить кратко и по существу;

- развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

      Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других.

      Условия проведения дискуссии:

   - предметность дискуссии;

   - наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;

   - готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;

   - наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;

   - наличие возможности высказаться;

   - развернутая, корректная аргументация своей позиции;

   - наличие возможности задавать вопросы.

      Правила ведения и правила поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии М.В.Кларин называет следующие:

   - выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;

   - каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

   - в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

   - в ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.

      Роль и позиция ведущего дискуссий :

   - изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;

   - формулирует название дискуссии, определяет будущий регламент работы и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;

   - регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;

   - стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;

   - контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;

   - занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;

   - мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;

   - резюмирует и подводит итоги обсуждения.

       Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих [3].