Основные формы обучения

    В соответствии с предложенной Е. Я Голант классификацией методов по уровню активности учащихся методы обучения под­разделяют на активные и пассивные. Активные методы предпо­лагают самостоятельную работу обучаемых, при пассивных мето­дах учащиеся только слушают и смотрят.

     Активизация учебной деятельности может быть рассмотре­на как деятельность педагога, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обу­чения, которые способствуют повышению интереса, самостоя­тельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом при­менении.

      Компьютер предоставляет учителю возможности для активно­го вовлечения в обучение всех учеников, способствует мобилиза­ции их творческих сил, создает условия для формирования ис­следовательских навыков. Учебный процесс следует организовать таким образом, чтобы обучаемый мог самостоятельно овладеть комплексом знаний, умений, навыков, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопреде­ляться в окружающем мире, ощутить свое собственное «я», на­учиться управлять собой и обстоятельствами, уметь самообучать­ся и самосовершенствоваться.

       Рассмотрим основные формы обучения с использованием активных методов.

Урок-дискуссия

Цель — рассмотрение большого количества обсуждаемых проблем и точек зрения, представляемых участниками заня­тия.

Алгоритм:

• обоснование выбора темы или вопроса;

• уточнение условий дискуссии;

• выделение основных моментов обсуждения проблемы;

• организация обсуждения проблемы — спора.


Урок - соревнование

Цель — обобщение знаний, проверка навыков и умений, развитие познавательного интереса и активности. Алгоритм:

• подготовительный этап;

• игра;

• подведение итогов.


Урок—деловая игра

Цель — поиск решения некоторой проблемы, которая смо­делирована участниками (каждому участнику отведена опреде­ленная роль).

Алгоритм:      

• знакомство с реальной ситуацией;

• построение имитационной модели;

• создание игровой проблемной ситуации;

• постановка перед командами главной задачи, уточнение их Роли в игре;

• вычленение необходимого теоретического материала;

• разрешение проблемы;

• реализация принятого решения;

• обсуждение полученных результатов, коррекция;

• анализ результатов.


Урок—ролевая игра

Цель — усвоение тактики нахождения эффективного решения (алгоритма) поставленной проблемы, стиля поведения. Алгоритм:

• ввод различных ролей (например, оппонент, логик, эксперт, пессимист, оптимист);

• решение ситуации согласно выбранной роли;

• подведение итогов.


Интегрированный урок

Цель — усиление межпредметных связей и мотивации. Алгоритм:

• постановка междисциплинарной проблемы;

• актуализация межпредметных связей;

• решение проблемы с позиций разных предметов;

• выводы.


Урок- консультация

Цель — ликвидация пробелов, обобщение материала, раз­витие умений. Алгоритм:

• формулировка вопросов;

• решение задач.


Коллективный тренинг

Цель — формирование культуры ведения научного спора, развитие способности аргументированного изложения точки зре­ния по проблеме, отстаивание своей позиции.

Алгоритм:

• постановка ученика в ситуацию, в которой учебное знание ориентировано на решение практико-ориентированных задач;

• имитация деятельности по определенному сценарию, вклю­чающему в себя описание структуры и назначение моделируемых процессов.

 

Урок- экскурсия

Цель — обогащение знаний, установление кросс-функцио­нальных связей, развитие творческих способностей. Алгоритм:

• восприятие особенностей объектов изучения, первичное осознание информации; . обобщение.

     

        Завершая краткий анализ форм обучения с использованием активных методов, рассмотрим, к чему приводит применение средств ИКТ в учебном процессе.

     Активизация деятельности обучаемого в процессе обучения с использованием возможностей средств ИКТ обеспечивается за счет применения следующих методов, форм, средств и приемов.

1. Улучшение наглядности за счет применения технологий мультимедиа и гипермедиа, позволяющих сочетать зрительную наглядность со слуховой, применять видео, анимацию. Исполь­зование средств компьютерной графики и анимации позволяет моделировать сложные явления и процессы (например, передачу информации в сетях), имитировать работу сложноорганизованных систем (например, работу процессора), осуществлять аудиосо-провождение учебной информации.

2. Обеспечение оперативной обратной связи в ходе интерак­тивного диалога между учителем, учеником и средством обучения; улучшение методов контроля и оценки знаний.

3. Повышение эффективности восприятия комментариев к учебному материалу, который параллельно демонстрируется на экране компьютера.

4. Моделирование, наблюдение, анализ и изучение моделей различных явлений и процессов, что способствует формированию У обучаемых умения принимать решения в экстремальных ситуа­циях; активизация творческих возможностей; развитие навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности, на­глядно-действенного, наглядно-образного и творческого мышле­ния; формирование информационной культуры.

5. Улучшение методов оценки знаний за счет автоматизации контроля, что позволяет получить более полную и объективную информацию о ходе процесса обучения, об уровне подготовлен­ности обучаемых, способствует развитию творческого мышления.

6. Реализация проблемного обучения в «интеллектуальных» обучающих программах, что позволяет осуществлять, во-первых, Моделирование проблемных ситуаций для выполнения трениро­вочных упражнений, развивающих и закрепляющих навыки ос­ваиваемой деятельности; во-вторых, последовательное наращивание умственных и психологических нагрузок, рефлексивное управление учебной деятельностью.

7. Создание условий для самостоятельного приобретения обучаемыми большей части знаний в процессе самостоятельного поиска, извлечения и систематизации информации, что позволяет учащимся удовлетворить потребности в свободе выбора, действий и поступков, формирует у обучаемых ответственность за результаты своего труда, развивает способности к творчеству способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого обучаемого, формирует психологическую, теоретическую и практическую готовность обучаемых к саморазвитию и самообразо­ванию [1].