Основные формы обучения
В соответствии с предложенной Е. Я Голант классификацией методов по уровню активности учащихся методы обучения подразделяют на активные и пассивные. Активные методы предполагают самостоятельную работу обучаемых, при пассивных методах учащиеся только слушают и смотрят.
Активизация учебной деятельности может быть рассмотрена как деятельность педагога, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении.
Компьютер предоставляет учителю возможности для активного вовлечения в обучение всех учеников, способствует мобилизации их творческих сил, создает условия для формирования исследовательских навыков. Учебный процесс следует организовать таким образом, чтобы обучаемый мог самостоятельно овладеть комплексом знаний, умений, навыков, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающем мире, ощутить свое собственное «я», научиться управлять собой и обстоятельствами, уметь самообучаться и самосовершенствоваться.
Рассмотрим основные формы обучения с использованием активных методов.
Урок-дискуссия
Цель — рассмотрение большого количества обсуждаемых проблем и точек зрения, представляемых участниками занятия.
Алгоритм:
• обоснование выбора темы или вопроса;
• уточнение условий дискуссии;
• выделение основных моментов обсуждения проблемы;
• организация обсуждения проблемы — спора.
Урок - соревнование
Цель — обобщение знаний, проверка навыков и умений, развитие познавательного интереса и активности. Алгоритм:
• подготовительный этап;
• игра;
• подведение итогов.
Урок—деловая игра
Цель — поиск решения некоторой проблемы, которая смоделирована участниками (каждому участнику отведена определенная роль).
Алгоритм:
• знакомство с реальной ситуацией;
• построение имитационной модели;
• создание игровой проблемной ситуации;
• постановка перед командами главной задачи, уточнение их Роли в игре;
• вычленение необходимого теоретического материала;
• разрешение проблемы;
• реализация принятого решения;
• обсуждение полученных результатов, коррекция;
• анализ результатов.
Урок—ролевая игра
Цель — усвоение тактики нахождения эффективного решения (алгоритма) поставленной проблемы, стиля поведения. Алгоритм:
• ввод различных ролей (например, оппонент, логик, эксперт, пессимист, оптимист);
• решение ситуации согласно выбранной роли;
• подведение итогов.
Интегрированный урок
Цель — усиление межпредметных связей и мотивации. Алгоритм:
• постановка междисциплинарной проблемы;
• актуализация межпредметных связей;
• решение проблемы с позиций разных предметов;
• выводы.
Урок- консультация
Цель — ликвидация пробелов, обобщение материала, развитие умений. Алгоритм:
• формулировка вопросов;
• решение задач.
Коллективный тренинг
Цель — формирование культуры ведения научного спора, развитие способности аргументированного изложения точки зрения по проблеме, отстаивание своей позиции.
Алгоритм:
• постановка ученика в ситуацию, в которой учебное знание ориентировано на решение практико-ориентированных задач;
• имитация деятельности по определенному сценарию, включающему в себя описание структуры и назначение моделируемых процессов.
Урок- экскурсия
Цель — обогащение знаний, установление кросс-функциональных связей, развитие творческих способностей. Алгоритм:
• восприятие особенностей объектов изучения, первичное осознание информации; . обобщение.
Завершая краткий анализ форм обучения с использованием активных методов, рассмотрим, к чему приводит применение средств ИКТ в учебном процессе.
Активизация деятельности обучаемого в процессе обучения с использованием возможностей средств ИКТ обеспечивается за счет применения следующих методов, форм, средств и приемов.
1. Улучшение наглядности за счет применения технологий мультимедиа и гипермедиа, позволяющих сочетать зрительную наглядность со слуховой, применять видео, анимацию. Использование средств компьютерной графики и анимации позволяет моделировать сложные явления и процессы (например, передачу информации в сетях), имитировать работу сложноорганизованных систем (например, работу процессора), осуществлять аудиосо-провождение учебной информации.
2. Обеспечение оперативной обратной связи в ходе интерактивного диалога между учителем, учеником и средством обучения; улучшение методов контроля и оценки знаний.
3. Повышение эффективности восприятия комментариев к учебному материалу, который параллельно демонстрируется на экране компьютера.
4. Моделирование, наблюдение, анализ и изучение моделей различных явлений и процессов, что способствует формированию У обучаемых умения принимать решения в экстремальных ситуациях; активизация творческих возможностей; развитие навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного и творческого мышления; формирование информационной культуры.
5. Улучшение методов оценки знаний за счет автоматизации контроля, что позволяет получить более полную и объективную информацию о ходе процесса обучения, об уровне подготовленности обучаемых, способствует развитию творческого мышления.
6. Реализация проблемного обучения в «интеллектуальных» обучающих программах, что позволяет осуществлять, во-первых, Моделирование проблемных ситуаций для выполнения тренировочных упражнений, развивающих и закрепляющих навыки осваиваемой деятельности; во-вторых, последовательное наращивание умственных и психологических нагрузок, рефлексивное управление учебной деятельностью.
7. Создание условий для самостоятельного приобретения обучаемыми большей части знаний в процессе самостоятельного поиска, извлечения и систематизации информации, что позволяет учащимся удовлетворить потребности в свободе выбора, действий и поступков, формирует у обучаемых ответственность за результаты своего труда, развивает способности к творчеству способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого обучаемого, формирует психологическую, теоретическую и практическую готовность обучаемых к саморазвитию и самообразованию [1].