Текстовый блок

2. Эвристическая (поисковая) беседа

Эвристическая беседа - система логически связан­ных вопросов учителя и ответов учащихся, в результате которых учащиеся порождают новое для них знание. Излагая материал этим методом, учитель обращается к учащимся с цепочкой аналитических вопросов, которые разбивают учебную проблему на серию проблем меньшего уровня, сложность которых ниже и доступна осмыслению учащихся. 

Сущность заключается в том, чтобы при помощи вопросов сначала ввести ученика в замешательство (ощутить некорректность первоначального знания, проблемность) и затем логикой последующих аналитических вопросов заставить его прийти к новому знанию и сделать выводы. Задача вопрошающего - не сообщить знание, а лишь помочь собеседнику открыть для себя и вербализировать знание, выйти на новый уровень обобщения.

Например: урок литературного чтения. В. В. Бианки «Кто чем поет?»  

Аналитические вопросы: 

  1. Чем и как поют безголосые Лягушки?
  2. Зачем полетел аист на озеро и о чем он думал на берегу? Как он поет?
  3. Как поет Выпь?
  4. Назовите музыкальные инструменты Дятла. Как он поет?
  5. Как поет Жук?
  6. Как поет Шмель?
  7. Как налаживает скрипочку Саранча? Как она поет?
  8. О чем думал Бекас ? Как он поет?

Слайд с аналитическими вопросами