Текстовый блок
2. Эвристическая (поисковая) беседа
Эвристическая беседа - система логически связанных вопросов учителя и ответов учащихся, в результате которых учащиеся порождают новое для них знание. Излагая материал этим методом, учитель обращается к учащимся с цепочкой аналитических вопросов, которые разбивают учебную проблему на серию проблем меньшего уровня, сложность которых ниже и доступна осмыслению учащихся.
Сущность заключается в том, чтобы при помощи вопросов сначала ввести ученика в замешательство (ощутить некорректность первоначального знания, проблемность) и затем логикой последующих аналитических вопросов заставить его прийти к новому знанию и сделать выводы. Задача вопрошающего - не сообщить знание, а лишь помочь собеседнику открыть для себя и вербализировать знание, выйти на новый уровень обобщения.
Например: урок литературного чтения. В. В. Бианки «Кто чем поет?»
Аналитические вопросы:
- Чем и как поют безголосые Лягушки?
- Зачем полетел аист на озеро и о чем он думал на берегу? Как он поет?
- Как поет Выпь?
- Назовите музыкальные инструменты Дятла. Как он поет?
- Как поет Жук?
- Как поет Шмель?
- Как налаживает скрипочку Саранча? Как она поет?
- О чем думал Бекас ? Как он поет?