Облачные технологии в образовании


Из iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214728.pdf
В современном мире образовательные учреждения уже не могут эффективно функционировать без ИКТ. Все чаще образовательные услуги предоставляются учащимся и преподавателям через Интернет. Приобретение и обслуживание различной компьютерной техники и программного обеспечения постоян- но требует значительных финансовых вложений и привлечения квалифицированных специалистов.
Все чаще образовательные учреждения используют услуги облачных технологий, получают их бес- платно или за небольшую плату, при этом часто такие услуги оказываются более доступными и надежны- ми, чем их размещение или сопровождение в самом образовательном учреждении.
Облачные технологии имеют следующие возможности:
Удаленные центры обработки данных. Облачные услуги предоставляются через Интернет из высокотехнологичных центров обработки данных, удаленных от конечного пользо- вателя и организации, в которую он входит.
Объединенные ресурсы. Такие ресурсы, как устройства хранения информации, процессоры, оперативная память и пропускная способность сети распределяются между всеми пользователями и при необходимости выделяются в динами- ческом режиме.
«Эластичность» –«неограниченная»масштабируемость.До- ступ к системе сохраняется даже при неожиданном «пике» запро- сов, так что у пользователя создается впечатление, что ресурсы можно увеличивать до бесконечности. Если образовательному учреждению вдруг потребуется увеличить вычислительную на- грузку, ему не придется тратиться на покупку дополнительного оборудования, которое позднее может не использоваться.
Оплата по факту. Пользователи платят только за использу- емые услуги, в то время как компании, предоставляющие их, несут расходы по поддержанию.
Самообслуживание. Пользователи могут сами решать, ка- кие ресурсы они хотят использовать, увеличивать или умень- шать их набор и объем без согласования с провайдером.
Виды облачных технологий
В облачных вычислениях обычно выделяют три отдельные категории или уровня (Johnson, Levine и Smith, 2009). Низший уровень иногда называется «Инфраструктура как услуга» (IaaS, infrastructure as a service). На этом уровне пользователи получают базовые вычислительные ресурсы – напри- мер, процессоры и устройства для хранения информации – и используют их для создания своих собственных операционных систем и приложений. Одним из примеров такого подхода является Amazon Elastic Compute Cloud (Amazon EC2) – организации могут использовать эту инфраструктуру, устанавливая на виртуальных машинах Linux-серверы, и при необходимости наращивать вычисли- тельные мощности.
Следующим уровнем является «Платформа как услуга» (PaaS, platform as a service). Здесь пользователи имеют возможность устанавливать собственные приложения на платформе, предоставляемой провайде- ром услуги. В качестве примера можно привести сервис Google Apps Engine, позволяющий разработчикам создавать и устанавливать приложения на языке Python.
Высший уровень облачных вычислений называется «Программное обеспечение как услуга» (SaaS, software as a service). Именно этот уровень представляет наибольший интерес для образовательных учреждений.