НОД

 

Тема: «Поможем Незнайке узнать все об апельсине».

Интеграция видов  деятельности:

Познавательно-исследовская, речевая.

Формы работы: наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, речевая ситуация, беседа, ситуативный разговор.

Цель: развитие способности делать выводы, через познавательно-исследовательскую деятельность (проведение опытов)

Задачи: 

Образовательные:

 1. Способствовать умению производить действия с предметами, познавая их свойства.

2. Содействовать закреплению знаний о полезности фрукта: апельсин.

Развивающие:

1. Развивать способность наблюдать, высказывать предположения.

2. Развивать умение составлять краткий описательный рассказ по схеме.

Воспитательные:

 1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство удовлетворения от проделанной работы.

 Материал: тазики на каждого ребенка, салфетки х/б и влажные,  апельсины по количеству детей с кожурой у воспитателя без кожуры, лупы по количеству детей, тарелочки для апельсинов, коробка, соковыжималка ручная, стеклянные стаканы на каждого ребенка, чайные ложки, обручи, схема, игрушка «Незнайка»

Предварительная работа: знакомство с лупой, составление описательных рассказов про овощи и фрукты( яблоко, помидор, морковь).

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

(познавательно-исследовательская)

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя и детей

(содержание)

 

Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Целеполагание

 

 

 

 

  1. 2.     Совместная работа по нахождению способов действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1.     Подведение итогов

 

Дети играют в игру на ковре. Воспитатель обращает на Незнайку внимание:

 

В: Ребята, к нам в группу пришел Незнайка. Давайте с ним поздороваемся!

Н: Здравствуйте ребята!

В: Ребята, посмотрите, у Незнайки в руках какая – то коробка?! Спросите у него, что он принес.

Д: Незнайка, что ты принес?

Н:   Мне друзья прислали посылку из Африки.  Я смотрел, смотрел на то, что мне прислали и не мог  понять, что это такое? И что с ним можно делать. Помогите разобраться, что к чему? 

В: Ребята, что же нам делать?

Д: Нужно помочь Незнайке  всё узнать о предмете, который лежит в посылке.

В: правильно, нужно помочь Незнайке узнать о том предмете, который ему прислали.

В: Но как мы поможем Незнайке?

Д: Нужно, открыть коробку и посмотреть, что там находится.

Воспитатель открывает коробку и достает оттуда мешок с предметом. Мешок завязан.

Опыт 1. «Что в мешочке»

В: Ой, какой-то мешочек? Ребята подскажите, как узнать что в нем, не открывая его?

Д: Нужно потрогать, понюхать.

Трогают, выдвигают предположения: мячик, шарик и т. д.

В: что вам говорят ваши руки, какой предмет лежит в мешочке??

Д: предмет круглый.

В: можем мы по одному этому сказать, какой предмет там лежит?

Д: нет!

В: предлагаю понюхать. Может быть носик кому-то скажет, что там лежит.

Дети нюхают.

В: что вам сказали носики? Пахнет предмет? Чем пахнет?

Д: пахнет апельсином.  

В:  Хотите глазками посмотреть, что лежит? Достает апельсин. Что же нам глазки сказали?

Д: они сказали, что это апельсин.

В: правильно! В мешочке находится апельсин.

Н Ой, ребята, а что такое апельсин?

Д: Апельсин это фрукт.

Н: не знаю  такого фрукта! Расскажите мне о нем!

В: ребята, что нам  поможет описать апельсин?

Д: схема, картинка.

Дети с опорой на схему описывают апельсин.

 Д: Апельсин это фрукт. Он круглый, оранжевый, шероховатый, вкусно пахнет, сладкий на вкус, он растет на дереве, из него делают сок.

В: Молодцы, ребята! Незнайка, хочешь попробовать апельсин на вкус? А вы, ребята? У нас сегодня в садике как раз угощают повара ребят апельсинами!

Д: да!

В: а мы можем сразу апельсин чистить и кушать, ведь он лежал в посылке, рос на дереве, лежал на полке магазина….Что нужно сделать, прежде чем скушать?

Д: Нужно помыть, потому что он грязный.

В: Посмотрите, ребята.  У нас  с вами на столе лежат апельсины. Предлагаю вам подойти к столам и помыть апельсины. Но сначала надо закатать рукава тем детям, у которых они длиннные, как вы думаете, для чего?

Д: чтобы их не замочить!

Опыт 2. «Тонет  не тонет»

Дети опускают апельсин в воду.

В: Ой ребята, посмотрите, что происходит? Апельсин тонет или нет?

Д: Апельсин не тонет.

Воспитатель опускает свой апельсин без кожуры в воду. Обращает внимание, что происходит  с этим апельсином

В: Ребята, посмотрите, что случилось с моим  очищенным  апельсином?

Д: делают выводы. Апельсин без кожуры  утонул.

В: Хотите узнать, почему апельсин без кожуры тонет, а в кожуре не тонет?  Рассмотрите апельсины в кожуре под лупой.

Дети рассматривают апельсин под лупой.

В: Что вы увидели, ребята?

Д: ямки, дырочки  и дт.

В: корректирует ответы детей. Кожура содержит поры-домики, в которых находится воздух, поэтому апельсин, не смотря на его больший объем и вес, не тонет. Так, что ребята вы узнали?

Д: Вывод: Апельсин в кожуре не тонет, а без кожуры тонет.

В: Молодцы, ребята! Давайте с вами пока оставим апельсины на столе в тарелочках и  немного отдохнём и поиграем в игру «Апельсин».

Физ. минутка. П/Игра «Апельсин» (дети считаются по считалочке, а на последние слова дети бегут в свои домики – обручи, волк - на ком остановились, догоняет)

Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, эта долька для утят, эта долька для котят, эта долька для бобра, а для волка кожура. Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда! Сыграть 2 раза.

В: Ребята, кто не успел побыть в роли волка, не расстраивайтесь, мы обязательно еще с вами  поиграем в эту игру, но немножечко позже. Хорошо?

- Ребята вы говорили, что апельсин можно кушать и пить апельсиновый сок. А как получить апельсиновый сок?

Д: купить в магазине сок, выжать самим.

В: А хотите попробовать сами приготовить апельсиновый сок?

Опыт 3. Польза апельсина. (Стаканчики, салфетки влажные, половинки апельсина, дольки апельсина, картинка с апельсиновым соком)

В: Посмотрите внимательно на стол. Как можно самостоятельно выдавить сок из апельсина?

Д: использовать специальные приборы соковыжималку, подавить ложечкой.

В: Давайте попробуем.

Дети берут стаканчик, опускают туда дольку апельсина, ложечкой выдавливают сок. Воспитатель выдавливает на ручной соковыжималке, сливает в большой стакан.

В: Ну что получается? Ребята, так что ещё можно сказать об апельсине.

Д: Вывод: В апельсине есть сок / апельсин сочный

В: Верно. В апельсине много сока, он сочный и богат витаминами, которые полезные для человека. Скоро зима и наш организм, особенно нуждается в витаминах.  Поэтому, ребята, не забывайте дома вместе с родителями обязательно кушать апельсины, и сами выжимать свежий сок.

- Ребята, какие же вы молодцы, вы столько много узнали об апельсине.

В: Пойдем к Незнайке, спросим у него, все ли он запомнил про апельсин.

Подходят к Незнайке.

В: Незнайка, ну что, ты  все понял про апельсин?

Н: да! апельсин – это овощ, растет на грядках, он кислый и невкусный. Не хочу апельсин!

Дети смеются, говорят, что Незнайка  ошибается.

В: ребята, что делать? Незнайка все перепутал!

Д: Нужно Незнайке  рассказать все об апельсине.

В а кто хочет ему рассказать про апельсин?

Д: я, я, я!

В: очень хорошо! Присядьте на стульчики.

В:  Воспитатель дает образец рассказа.

Незнайка! Предмет,  который ты нашёл в посылке - называется Апельсин. Апельсин – это фрукт.  Он растет на дереве Он круглый, оранжевого цвета, шероховатый, . В кожуре не тонет. Очень сочный и полезный. Из него можно делать сок »

Приглашает 2-3 детей для составления рассказа.

В: Незнайка, ну теперь – то ты все понял? Ребята как вы думаете, мы с вами помогли Незнайке?

Н: да, я теперь знаю всё про апельсин.

В: Вам понравилось помогать Незнайке?

Что вам понравилось больше всего?

Что для вас было трудным?

Какое у вас настроение, ведь вы помогли Незнайке узнать много нового про апельсин?

Дети отвечают на вопросы.

В: А сейчас предлагаю вам у меня на столе выбрать смайлик. Если вы считаете, что у вас всё получилось и у вас хорошее настроение – зелёный смайлик, если что-то у вас не получалось, и настроение не очень – жёлтый смайлик.

Дети выбирают смайлики, приклеивают на доску. Воспитатель комментирует. Благодарит всех за занятие.