Раздел: Образовательные инновации

Программа развития электронного образования на 2014-2020 гг.

Автор: Светлана Валерьевна Панюкова
Тэги: Программа
ПАСПОРТ
 
Наименование Программы
Программа развития электронного образования на 2014-2020 гг.
Государственный заказчик-координатор Программы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Исполнители мероприятий    
Минобрнауки, образовательные организации
Цель Программы
Повышение качества, востребованности и доступности российского образования за счет внедрения электронного обучения
Задачи Программы
1. Модернизации нормативной базы с целью обеспечения беспрепятственного развития технологий и высокого качества образования;
2. Привлечение бюджетных средств и инвестиций в развитие электронного обучения;
3. Интенсификация взаимодействия между образовательными организациями с целью сокращения стоимости обучения и создания условий для реализации индивидуальных траекторий обучения;
4. Интеграция российского образования в международное образовательное пространство с целью продвижения на глобальном рынке электронного обучения;
5. Интенсификация технологического развития образовательных организаций, поиск, создание и распространение прорывных разработок в области электронного обучения.
Срок и этапы реализации Программы
I этап: 2014 – 2015 годы
II этап: 2016 - 2018 годы
II этап: 2018 - 2020 годы
Объем и источники финансирования Программы
Программы развития образовательных организаций, привлеченные инвестиции
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Прирост удельного веса численности населения, охваченного образованием (в том числе программами непрерывного образования населения для всех возрастных групп), в общей численности населения
2. Обеспечение доступности образовательных программ для освоения независимо от местонахождения обучающегося, а также освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья
3. Обеспечение возможности выбора профиля или вариативных модулей (дисциплин) образовательной программы, в том числе за счет применения сетевой формы реализации программы
4. Повышение качества образования и оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях за счет применения электронного обучения
5. Обеспечение международной конкурентоспособности российского образования
6. Рост инвестиций в развитие образовательных технологий

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Электронное обучение является образовательной технологией, позволяющей обеспечить высокий уровень доступности образования и одновременно повысить его качество. Возможность освоения образовательных программ и их модулей независимо от места нахождения обучающегося и одновременное снижение трудозатрат преподавателей в расчете на одного обучающегося позволяют решать сложные задачи охвата качественным образованием всей территории страны и особых категорий обучающихся. Сочетание сетевых форм реализации образовательных программ в сочетании с электронным обучением дает большие возможности по расширению образовательных возможностей, формированию индивидуальных траекторий обучения.
На практике развитие электронного обучения и реализация его преимуществ осложняется высокими затратами на создание курсов, отсутствием единой методологической базы и критериев качества электронных курсов, необходимостью создания дорогостоящей инфраструктуры, внедрения новых организационных и финансовых механизмов. Экономическая эффективность использования электронных курсов зависит от количества обучающихся, которое может быть существенно увеличено только при высокой степени доступности курса и его использовании за пределами одного вуза. Существующая нормативная база не обеспечивает максимального финансового эффекта от внедрения электронного обучения, так сохраняются расходы на не нужную в случае исключительного применения электронного обучения материальную базу.
Доверие общества к электронному обучению и готовность вузов к вложениям в это направление развития сегодня сильно зависят от государственной политики в этой области и наличия финансовой поддержки. В условиях формирующейся законодательной и нормативной базы без прямой поддержки и обозначения значимости со стороны государства развития образовательных технологий, и электронного обучения в частности, большинство образовательных организаций не уделяют этому направлению развития должного внимания.
Вместе с тем, перспективные модели повышения доступности и качества образования за счет электронного обучения во всем мире приводят к созданию новых организационных форм взаимодействия университетов между собой, с бизнесом и потребителями образовательных услуг. Цифровая революция, глобализация образования, повышение значимости частных и предпринимательских инициатив и инвестиций в системе образования – новые тренды, которые формируют образ будущей системы образования, в которой российским образовательным организациям придется конкурировать с лучшими вузами мира. Феномен резкого роста интереса к массовым открытым он-лайн курсам в 2012 году ознаменовал начало этапа формирования образовательных сетей и платформ открытого образования международного масштаба и одновременно развития высокотехнологичных обучающих систем, сочетающих в себе имитацию среды профессиональной деятельности, совместную работу и оценку результатов обучения.
Российская образовательная система в большей степени опирается на государственное финансирование и государственное регулирование. В условиях стремительной технической революции в образовании излишняя регламентация условий и процесса обучения оказывает сдерживающую роль. Университеты оказываются не конкурентоспособными на рынке электронного обучения, где подходы к организации обучения, потребности в материальной базе и других условиях обучения быстро меняются вместе со сменой технологий. Жесткая система бюджетного финансирования оказывает сдерживающее влияние на формирование новых моделей взаимодействия между вузами, между образовательными организациями и бизнесом,  моделей вовлечения авторов в создание образовательного контента.
Мониторинг уровня развития электронного обучения в вузах РФ показывает, что лишь единицы образовательных организаций сегодня применяют виртуальную академическую мобильность, осуществляют апробацию и применение инновационных решений в области образовательных технологий (например, мобильное обучение). В большинстве вузов не до конца решены вопросы формирования локальной нормативной базы, организации взаимоотношений с преподавателями при переходе от аудиторной работы к созданию и поддержке электронных курсов. Внедрение электронного обучения остается областью экспериментальной деятельности и не оказывает существенного влияния на основной образовательный процесс. При этом большая часть ведущих образовательных организаций обладает достаточным объемом средств на развитие, и лишь не значительная часть этих средств тратится на внедрение электронного обучения.
Реализация Программы нацелена на изменение ситуации в области развития электронного обучения за счет установления приоритетов государственной политики по развитию электронного обучения, модернизации законодательной и нормативной базы, интенсификации взаимодействия образовательных организаций и бизнеса в области развития электронного обучения, повышения уровня доверия населения и бизнеса к электронному обучению.
(Детали)

II. Цель и задачи Программы, ожидаемые результаты, сроки и этапы реализации Программы


Целью программы является повышение качества, востребованности и доступности российского образования за счет широкого и эффективного внедрения электронного обучения.
Задачи Программы:
1. Модернизации нормативной базы с целью обеспечения беспрепятственного развития технологий и высокого качества образования;
2. Привлечение бюджетных средств и инвестиций в развитие электронного обучения;
3. Интенсификация взаимодействия между образовательными организациями с целью сокращения стоимости обучения и создания условий для реализации индивидуальных траекторий обучения;
4. Интеграция российского образования в международное образовательное пространство с целью продвижения на глобальном рынке электронного обучения;
5. Интенсификация технологического развития образовательных организаций, поиск, создание и распространение прорывных разработок в области электронного обучения.
Этапы реализации Программы, сроки и ожидаемые результаты приведены Дорожной карте Программы (приложение 1).
(Детали)

III. Мероприятия Программы

Основными механизмами реализации Программы являются:
1) Изменение законодательной и нормативной базы в области электронного обучения и связанных с ним процессов;
2) Реализация организационных мероприятий, организация работы рабочих групп, разработка рекомендаций МОН;
3) Интеграция задач Программы в программы развития образовательных организаций;
4) Реализация комплекса проектов, взаимоувязанных с целями и задачами Программы, финансируемых в рамках ФЦП, ведомственных программ, а также  за счет частных инвестиций и привлеченных средств инвесторов.
План основных мероприятий по реализации Программы развития электронного образования на 2014-2020 гг. приведен в приложении 2.
(Детали)

VI. Ожидаемые результаты реализации Программы и индикаторы их достижения

Прирост удельного веса численности населения, охваченного образованием (в том числе программами непрерывного образования населения для всех возрастных групп), в общей численности населения
Индикатор
Значение к 2015 году
Значение к 2017 году
Значение к 2020 году
1.1Прирост удельного веса численности населения, охваченного образованием в общей численности населения за предоставления возможности освоения открытых курсов и повышения доступности образовательных услуг, %
1
3
7
1.2 Количество российских открытых электронных курсов, имеющих более 100 000 слушателей, шт.
5
50
200
 
2. Обеспечение доступности образовательных программ для освоения независимо от местонахождения обучающегося, а также освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья
№ Индикатор
Значение к 2015 году
Значение к 2017 году
Значение к 2020 году
2.1 Доля школьников, осваивающих программу среднего общего образования с применением электронного обучения независимо от места нахождения, %
1
2
3
2.2 Количество направлений бакалавриата и магистратуры, по которым доступны для освоения образовательные программы независимо от места нахождения обучающихся, шт.
5
15
30
2.3 Общее количество обучающихся, осваивающих образовательные программы исключительно с применением электронного обучения, чел.
100 000
400 000
1 000 000
 
3. Обеспечение возможности выбора профиля или вариативных модулей (дисциплин) образовательной программы, в том числе за счет применения сетевой формы реализации программы
№ Индикатор
Значение к 2015 году
Значение к 2017 году
Значение к 2020 году
3.1 Доля трудоемкости основных образовательных программ вузов, прохождение которых осуществляется с применение виртуальной академической мобильности в другом вузе или на платформе открытого образования, %
0,1
2
20
3.2 Доля университетов, вовлеченных в сетевую форму реализации образовательных программ  с применением виртуальной академической мобильности, %
3
20
80 
4. Повышение качества образования и оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях за счет применения электронного обучения
№ Индикатор
Значение к 2015 году
Значение к 2017 году
Значение к 2020 году
4.1 Доля обучающихся, проходящих обучение с применением электронных курсов и формированием электронного портфолио по более чем 80% дисциплин/модулей образовательной программы, %
10
40
70
4.2 Доля электронных курсов, предусматривающих применение компьютерных тренажеров, симуляторов и других интерактивных сред, обеспечивающих практикоориентированную самостоятельную и совместную работу обучающихся, %
5
15
30
4.3 Доля аудиторной работы преподавателей, замещаемая работой по созданию и поддержке электронных курсов (в среднем по всем образовательным организациям), %
10
25
50
 
5. Обеспечение международной конкурентоспособности российского образования
№ Индикатор
Значение к 2015 году
Значение к 2017 году
Значение к 2020 году
5.1 Количество российских курсов, запущенных на ведущих платформах (Coursera, EdX и др.) и имеющих не менее 10 000 слушателей, шт.
20
50
100
5.2 Количество российских вузов, реализующих образовательные курсы на международных платформах открытого образования, вузов
7
15
30
5.3 Количество слушателей российских отрытых электронных курсов из числа иностранных граждан, тыс. чел.
100
1 000
10 000
 
6. Рост инвестиций в развитие образовательных технологий
№ Индикатор
Значение к 2015 году
Значение к 2017 году
Значение к 2020 году
6.1 Доля бюджета программ развития образовательных организаций, направляемая на развитие образовательных технологий, %
30
40
50
6.2 Количество российских образовательных компаний среди топ-100 стартапов, привлекших международное венчурное финансирование в текущем году
10
40
100
6.3 Общий объем инвестиций в новые образовательные проекты и частные инициативы (из негосударственных источников)
0,5 млн.руб.
1 млрд.руб.
5 млрд.руб.
6.4 Количество вновь созданных образовательных проектов, привлекших в текущем году финансирование более 10 млн.руб.
50
100
200
 
Приложение 1
(Детали)

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Программа реализуется в рамках средств, выделенных на реализацию программ развития образовательных организаций, в т.ч. программы развития федеральных университетов, программы развития научно-исследовательских университетов. Дополнительные средства для реализации программы предполагается привлечь за счет частных инвестиций и внебюджетных средств образовательных организаций.  
(Детали)

Изображение

Приложение 1 Дорожная карта Программы развития электронного образования на 2014-2020 гг.

Задача 1
Модернизации нормативной базы с целью обеспечения беспрепятственного развития технологий и высокого качества образования

2014-2015

Модернизации нормативной базы с целью обеспечения беспрепятственного развития технологий и высокого качества образования

Образовательные технологии применяются образовательными организациями как способ повышения экономической эффективности учебного процесса и качества образования

Формируются новые подходы к финансовому и ресурсному обеспечению процесса обучения, оплате труда и мотивации сотрудников, ориентированные на создание качественного электронного контента

Формируются новые подходы к оценке качества образования через портфолио обучающихся, сокращается количество требований к условиям и процессу обучения

Обеспечены нормативными документами различные варианты сотрудничества университетов, в том числе решен вопрос финансовых расчетов при сетевой форме реализации образовательных программ

2016-2017

Модернизации нормативной базы с целью обеспечения беспрепятственного развития технологий и высокого качества образования

Образовательные технологии применяются образовательными организациями как способ повышения экономической эффективности учебного процесса и качества образования

Формируются новые подходы к финансовому и ресурсному обеспечению процесса обучения, оплате труда и мотивации сотрудников, ориентированные на создание качественного электронного контента

Формируются новые подходы к оценке качества образования через портфолио обучающихся, сокращается количество требований к условиям и процессу обучения

Обеспечены нормативными документами различные варианты сотрудничества университетов, в том числе решен вопрос финансовых расчетов при сетевой форме реализации образовательных программ

Внедрена единая кредитно-модульная система, гармонизированная с международными стандартами и обеспечивающая академическую мобильность

Формируется нормативная база, которая обеспечивает возможность для зачета результатов обучения на открытых электронных  курсах российскими образовательными организациями

Качество электронного обучения оценивается в основном общественно-профессиональной экспертизой, в том числе обеспечивается сертификация отдельных курсов

Применение элементов электронного обучения (смешанного обучения) и формирование электронного портфолио  является обязательными требованиями при реализации ООП

Задача 2
Привлечение бюджетных средств и инвестиций в развитие электронного обучения

Внедрение электронного обучения является обязательной частью программ развития образовательных организаций всех уровней

Определены основные показатели развития электронного обучения в образовательных организациях, в том числе количество электронных курсов, предлагаемых образовательной организацией на открытой площадке

Определены приоритеты в обеспечении национальных потребностей в открытых электронных курсах

Обеспечена со стороны государства информационная поддержка развития проектов в области открытого электронного образования

2016-2017
Созданы условия в образовательных организациях, обеспечивающие интерес педагогических работников и преподавателей к собственным инвестициям в разработку качественных электронных курсов (в частности за счет выплат за использование контента в долгосрочной перспективе)

Созданы условия, обеспечивающие интерес бизнеса к инвестициям в создание качественных электронных курсов (в частности за счет возможности встраивания корпоративных курсов в вариативную часть образовательных программ ВО)

В реализуемых отраслевых программах и проектах предусматривается формирование открытых электронных курсов для соответствующих секторов экономики

Создаются совместные частно-государственные фонды для поддержки разработки открытых курсов по востребованным работодателями и региональными рынками труда направлениям подготовки

Задача 3
Интенсификация взаимодействия между образовательными организациями с целью сокращения стоимости обучения и создания условий для реализации индивидуальных траекторий обучения

2014-2015

Электронное обучение способствует развитию сетевой формы реализации образовательных программ, обеспечивающих построение индивидуальных траекторий обучения на базе возможностей нескольких образовательных организаций

Образовательными организациями реализуются совместные проекты по развитию электронного обучения, что сокращает совокупные затраты на обеспечение электронными курсами и технологически сложными ресурсами

Осуществляется регулярный анализ уровня развития электронного обучения в российских образовательных организациях и распространение лучших практик

Нормативная база образовательных организаций в области электронного обучения формируется во взаимодействии между образовательных организациями, осуществляется информационная поддержка со стороны МОН процессов взаимодействия

Реализуется сетевая модульная «life-long learning» он-лайн программа профессиональной подготовки в области образовательных технологий, обеспечивающая обмен опытом между образовательными организациями

2016-2017

Виртуальная академическая мобильность является инструментом расширения академических возможностей для построения индивидуальных траекторий обучения, расширяет спектр образовательных программ доступных для освоения в полном объеме исключительно с применением электронного обучения

Использование электронных курсов ведущих образовательных организаций и виртуальная академическая мобильность является одним из  направлений реформирования сети и повышения качества образования в региональных образовательных организациях

На базе образовательных организаций и их консорциумов (ассоциаций) создана сеть «ко-лернинговых» центров, которые обеспечивают доступ к электронным курсам, тьюторскую поддержку и совместную работу обучающихся в рамках освоения открытых курсов, а также идентификацию личности при прохождении аттестации

Уставы и планы деятельности большинства Ассоциаций вузов и других образовательных организаций России содержат пункты о сотрудничестве в сфере электронного образования, виртуальной академической мобильности  

Задача 4.
Интеграция российского образования в международное образовательное пространство с целью продвижения на глобальном рынке электронного обучения
2014-2016
Определены зоны международной конкурентоспособности российских университетов, ключевые направления подготовки для развития российского сектора открытого электронного образования

Проводится анализ и тиражирование лучшего опыта российских университетов в разработке, продвижении и реализации электронных курсов на международных платформах

Заключаются соглашения о сотрудничестве с ведущими международными платформами открытого образования

2016-2017
Применение виртуальных тренажеров, симуляторов, имитационных сред является обязательным элементом ресурсного обеспечения образовательных программ

Осуществляется совместное финансирование стартап-проектов в области образовательных технологий заинтересованными образовательными организациями

Созданы площадки крауд-сорсинга в области образовательных технологий, поддерживается постоянный диалог между производителями устройств и сервисов и образовательными организациями

Образовательным организациям всех уровней, не имеющих собственных средств для создания инфраструктуры электронного обучения, доступна облачная платформа, построенная на открытых исходных кодах и обеспечивающая внедрение электронного обучения и управление учебным процессом

Сформирована предпринимательская экосистема для стартапов в области образовательных технологий, функционируют специализированные фонды посевного и венчурного финансирования образовательных проектов


(Детали)

Приложение 2

ПЛАН
основных мероприятий по реализации Программы развития электронного образования на 2014 - 2020 годы
Наименование мероприятия
1.   Модернизации нормативной базы с целью обеспечения беспрепятственного развития технологий и высокого качества образования
1.2. Организация работы межведомственной рабочей группы  по развитию электронного образования в режиме проектных сессий

Ожидаемые результаты:
В рамках проводимых проектных сессий формируются решения и рекомендации по вопросам, обозначенным в дорожной карте Программы. Состав участников каждой сессии формируется в соответствии с перечнем рассматриваемых вопросов, привлекаются представители ведущих в области электронного обучения образовательных организаций для предварительной проработки проектов решений.
Срок исполнения:  Не менее 2 раз в год
Ответственные исполнители: минобрнауки  Ведущие образовательные организации
1.3.  Организация работы межведомственной рабочей группы  по развитию электронного образования в режиме проектных сессий

Ожидаемые результаты:
В рамках проводимых проектных сессий формируются решения и рекомендации по вопросам, обозначенным в дорожной карте Программы. Состав участников каждой сессии формируется в соответствии с перечнем рассматриваемых вопросов, привлекаются представители ведущих в области электронного обучения образовательных организаций для предварительной проработки проектов решений.

Срок исполнения: Не менее 2 раз в год
Ответственные исполнители: Минобрнауки Ведущие образовательные организации

1.4.  Разработка методических и технических рекомендаций по оценке результатов обучения в рамках открытых электронных курсов, организации межсистемного взаимодействия в части передачи результатов обучения
Ожидаемые результаты: Образовательным организациям предоставлены рекомендации по оценке результатов обучения, формированию электронного портфолио, передаче информации между образовательными организациями о образовательных достижения обучающихся
Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители:  Минобрнауки Минобрндзор
1.5.  Разработка рекомендаций для российских образовательных организаций по признанию результатов обучения с использованием открытых электронных курсов

Ожидаемые результаты: Образовательным организациям предоставлены рекомендации по вариантам осуществления признания результатов обучения, полученных в ходе освоения обучающимися открытых электронных курсов, определены условия признания, требования к идентификации личности в процессе оценки и предоставления доступа к портфолио обучающегося

Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители:  Минобрнауки Минобрндзор

1.6.  Апробация аккредитационных требований к образовательным организациям и образовательным программам при использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Ожидаемые результаты: В процессе аккредитации образовательных организаций применяется особый перечень аккредитационных показателей в случае, если организация применяет электронное обучение.

Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители:   Минобрндзор

1.7.  Утверждение лицензионных и аккредитационных требований к образовательным организациям и образовательным программам при использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Ожидаемые результаты: Созданы условия, обеспечивающие беспрепятственное развитие образовательных технологий, экономическую целесообразность их внедрения, реализованы эффективные механизмы контроля качества образования
Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители:
Минобрнауки   Рособрнадзор

1.8.  Разработка и апробация нормативной базы для осуществления финансовых расчетов между образовательными организациями при сетевой форме реализации образовательной программы
Ожидаемые результаты: Ведущим университетам в порядке эксперимента разрешено осуществление взаимных расчетов между образовательными организациями без проведения конкурсных процедур при передаче нагрузки между ними в части отдельных модулей образовательных программ
Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители: Минобрнауки Ведущие образовательные организации Консорциумы (ассоциации) вузов

1.9.   Апробация процедуры признания результатов обучения с использованием открытых электронных курсов в федеральных и научно-исследовательских университетах
Ожидаемые результаты: Федеральные и научно-исследовательские университеты реализован эксперимент по признанию результатов обучения с использованием открытых электронных курсов, обеспечена возможность зачета кредитов по факту освоения курсов на ведущих международных площадках открытого образования
Срок исполнения: 2014-2015
Ответственные исполнители: Федеральные и научно-исследовательские университеты
1.10.  Создание механизмов экспертизы и общественно-профессиональной аккредитации курсов, рекомендуемых к прохождению  рамках образовательных программ
Ожидаемые результаты: Качество электронного обучения оценивается в основном общественно-профессиональной экспертизой, в том числе обеспечивается сертификация отдельных курсов
Срок исполнения: 2015
Ответственные исполнители: Минобрнауки Рособрнадзор Консорциумы (ассоциации) вузов

1.11.  Разработка и апробация нормативной базы по внедрению единой кредитно-модульной системы в вузах
Ожидаемые результаты: Разработана и апробирована единая кредитно-модульная система, гармонизированная с международными стандартами и обеспечивающая академическую мобильность
Срок исполнения: 2015
Ответственные исполнители: Минобрнауки Ведущие образовательные организации

1.12.  Внедрение нормативной базы для осуществления финансовых расчетов между образовательными организациями при сетевой форме реализации образовательной программы
Ожидаемые результаты: Решены вопросы взаимных расчетов между образовательными организациями без проведения конкурсных процедур при передаче нагрузки между ними в части отдельных модулей образовательных программ
Срок исполнения: 2016
Ответственные исполнители: Минобрнауки Минфин

 1.13.  Утверждение нормативной базы по внедрению единой кредитно-модульной системы в вузах
Ожидаемые результаты: Применение единой кредитно-модульной системы, обеспечивающей академическую мобильность, является обязательным для всех вузов
Срок исполнения: 2016
Ответственные исполнители: Минобрнауки

1.14.  Утверждение аккредитационных требований об обязательном формировании электронного портфолио при освоении ООП
Ожидаемые результаты: Применение элементов электронного обучения (смешанного обучения) и формирование электронного портфолио  является обязательными требованиями при реализации ООП
Срок исполнения: 2017
Ответственные исполнители: Минобрнауки Рособрнадзор

1.15.  Разработка и апробация новых инструментов финансирования индивидуальных траекторий обучения
В рамках консорциумов (ассоциаций) ведущих вузов апробированы новые инструменты (ваучеры, потребительское кредитование на образование), реализующие принцип «деньги следуют за студентом» для основных образовательных программ
2017-2018
Минобрнауки
Минфин

1.16.  Разработка и утверждение требований в части обязательного признания результатов обучения по открытым курсам
Обеспечивается государственная гарантия признания результатов обучения по сертифицированным в рамках общественно-профессиональной экспертизы открытым курсам российскими образовательными организациями и сертификационными центрами
2018
Минобрнауки

1.17.  Внедрение новых инструментов финансирования индивидуальных траекторий обучения
Обеспечена возможность использования студентами новых инструментов, реализующие принцип «деньги следуют за студентом». Основные образовательные программы осваиваются на базе лучших курсов, предлагаемых образовательными организациями. Решены вопросы защиты выпускной квалификационной работы по завершению образовательной программы.
2019
Минобрнауки
Минфин

2.  Привлечение бюджетных средств и инвестиций частного капитала в развитие электронного обучения

2.1.  Разработка единого перечня показателей в области развития электронного обучения для образовательных организаций всех уровней
Определены формулировки показателей и методики их расчета. Показатели разработаны в соответствии с результатами и индикаторами Программы, включают в себя количество открытых курсов, предлагаемых к изучению, количество образовательных программ, доступных для освоения независимо от места нахождения, количество образовательных программ. доступных для освоения лицами с ограниченными возможностями
2014
Минобрнауки, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования

2.2.  Составление перечня приоритетных для разработки открытых образовательных курсов
Определены приоритеты в обеспечении национальных потребностей в открытых электронных курсах, разработка курсов из приоритетного перечня введена в качестве показателя программ развития образовательных организаций
2014
Минобрнауки
Отраслевые министерства


2.3.  Интеграция показателей в области развития электронного обучения в качестве обязательных в программы развития образовательных организаций
Все вновь утверждаемые программы развития, а также действующие программы развития образовательных организаций содержат показатели, сформулированные в рамках единого перечня. Значительная часть средств программ развития направлена на развитие электронного обучения, обеспечен эффективный мониторинг выполнения показателей.
2014-2015
Минобрнауки
Образовательные организации, реализующие программы развития

2.4.  Организация конференций по тематике открытого электронного образования
Конференции проводятся ведущими образовательными организациями, консорциумами (ассоциациями) образовательных организаций совместно с Минобрнауки и обеспечивают распространение информации о приоритетах в области развития электронного обучения, о реализуемых проектах, соответствующих целям и задачам Программы, о моделях взаимодействия с бизнесом, об организационно-финансовых схемах вовлечения авторов в создание контента и курсов
Не менее 4 ежегодно
Минобрнауки
Ведущие образовательные организации


2.5.  Интеграция задач развития электронного обучения в отраслевые государственные программы
Электронное обучение используется как эффективный механизм решения задач развития отраслей экономики в части создания и развития кадрового резерва
2015-2020
Минобрнауки
Отраслевые министерства

2.6.  Осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации власти, осуществляющими управление в сфере образования, по вопросам развития электронного обучения
Определение приоритетов развития электронного обучения, востребованных региональными рынками труда, вовлечение работодателей регионального уровня в создание электронного контента. Создание частно-государственных фондов поддержки развития электронного обучения на уровне регионов.
Ежегодно
Минобрнауки

3.  Интенсификация взаимодействия между образовательными организациями с целью сокращения стоимости обучения и создания условий для реализации индивидуальных траекторий обучения

3.1.  Организация регулярного мониторинга уровня развития электронного обучения в образовательных организациях
Осуществление добровольного ввода показателей уровня развития электронного обучения в единую информационную систему, обмен информацией о достижениях в области развития электронного обучения между вузами-участниками, обеспечение заимствования лучших практик.
Ежегодно
Минобрнауки
Образовательные организации
3.2.  Разработка рекомендаций по развитию систем управления деятельностью образовательных организаций в части обеспечения индивидуальных траекторий обучения и учета результатов обучения в рамках курсов других образовательных организаций и открытых площадок
Сформированы основные особенности организации образовательного процесса при обеспечении индивидуальных траекторий обучения, определены условия, обеспечивающие академическую мобильность и интеграцию открытых электронных курсов
2014
Минобрнауки
Ведущие образовательные организации

3.3.  Разработка рекомендаций по оснащению и организации работы «ко-лернинговых» центров
Формирование единого стандарта на организацию «ко-лернингового» центра, обеспечивающего доступ в любой точке мира к электронному обучению, идентификацию обучающегося и проведение процедур аттестации
2014
Консорциумы (ассоциации) вузов

3.4.  Разработка концепции и принципов реализации открытой модульной он-лайн программы подготовки преподавателей, специалистов и менеджеров в области образовательных технологий
Сформирована концепция программы, общий подход к классификации результатов обучения, требования к электронным курсам, используемым в рамках программы, составлен перечень существующих курсов, предоставляемых образовательными организациями, и приоритетных курсов для разработки
2014
Ведущие образовательные организации

3.5.  Реализация сетевых проектов «Открытый (электронный) университет» ведущими вузами
Реализация совместных проектов ведущими образовательными организациями с целью ускорения развития сетевых форм реализации образовательных программ, сокращения сроков и совокупных затрат на развитие электронного обучения, совместного развития технологий
2014-2016
Ведущие образовательные организации, консорциумы (ассоциации) вузов

3.6.  Модернизация системы повышения квалификации в части применения открытых модульных он-лайн программы подготовки
Повышение квалификации в области электронного обучения реализуется в виде индивидуальных траекторий, обеспечивается «обучение в течение всей жизни», программа дополняется новыми модулями (курсами), разрабатываемым образовательными организациями, выбор курсов осуществляется на принципах открытости и конкуренции
2015
Минобрнауки


3.7.  Включение показателя по количеству предоставляемых «ко-лернинговых» центров ведущими образовательными организациями для обеспечения доступа к реализуемым российскими образовательными организациями услугам электронного обучения
Формирование федеральной сети центров доступа к электронному обучению, в том числе в удаленных регионах страны, а также за ее пределами через взаимодействие с зарубежными вузами и международными сетями
2015
Минобрнауки

3.8.  Осуществление реорганизации сети образовательных организаций за счет сетевой формы реализации образовательных программ
Передача реализации части модулей образовательных программ неэффективных образовательных организаций в ведущие образовательные организации, в том числе с использованием виртуальной академической мобильности
2015-2020
Минобрнауки

4.  Интеграция российского образования в международное образовательное пространство с целью продвижения на глобальном рынке электронного обучения


4.1.  Составление перечня ключевые направления подготовки для развития российского сектора открытого он-лайн образования на международном рынке
Определены приоритеты в создании открытых электронных курсов на международных платформах, разработка курсов из приоритетного перечня введена в качестве показателя программ развития образовательных организаций
2014
Минобрнауки
Ведущие образовательные организации

4.2.  Введение показателей по количеству граждан, находящихся за пределами территории РФ и обучающихся с использованием открытых курсов в качестве обязательного показателя программ развития образовательных организаций
Образовательные организации ориентированы на привлечение к обучению на отрытых курсах иностранных граждан, а также русскоязычных граждан, находящихся за пределами РФ. Показатели интегрированы также в программы повышения международной конкурентоспособности российских университетов.
2014
Минобрнауки

4.3.  Установление взаимоотношений с ведущими платформами открытого образования
Определены условия публикации курсов на ведущих платформах открытого образования российскими вузами, информация о возможностях доведена до образовательных организаций,  осуществляется информационная поддержка в вопросах публикации
2014-2015
Минобрнауки
Ведущие образовательные организации

4.4.  Информационная поддержка создания и вывода на международный рынок российских платформ открытого образования
Осуществляется поддержка проектов, претендующих на выход на международный рынок, в части их взаимодействия с российскими образовательными организациями.
2015-2016
Минобрнауки, Агентство стратегических инициатив

4.5.  Информационная поддержка продвижения российских отрытых курсов на международных конференциях и в международных СМИ
На международных выставках, конференциях, ярмарках осуществляется продвижение открытых курсов российских площадок открытого образования
2015-2018
Ведущие образовательные организации, Агентство стратегических инициатив


5.  Интенсификация технологического развития образовательных организаций, поиск, создание и распространение прорывных разработок в области электронного обучения

5.1.  Информационная поддержка создания краудсорсинговой платформы и в области электронного обучения
Платформа обеспечивает эффективные коммуникации между образовательными организациями и поставщиками решений в области электронного обучения, обеспечивается оценка со стороны образовательных организаций проектных предложений, агрегация потребностей образовательных организаций в создании новых решений, реализуются различные модули софинансирования образовательными организациями инновационных и технологически сложных разработок
2014
Минобрнауки

5.2.  Проведение конкурса на право создания единой площадки для публикации информации об открытых электронных курсах, предоставляемых российскими образовательными организациями
Привлечена крупная образовательная организация или компания сферы информационных технологий, обеспечивающая за счет собственных ресурсов создание и поддержку функционирования единой площадки
2014
Минобрнауки
Министерство ИТ

5.3.  Введение обязательного требования о регистрации открытых электронных курсов на единой площадке
Обязательная регистрация вводится как условие методики подсчета показателей программ развития образовательных организаций. Единый каталог обеспечивает единый источник информации для вузов и обучающихся об образовательных возможностях, представленной в едином формате описаний электронных курсов и результатов обучения по ним. Это позволяет использовать реализовать различные механизмы интеллектуальных подсказчиков в построении индивидуальных траекторий обучения.
2015
Минобрнауки

5.4.  Создание инкубатора для стартапов  в области образовательных технологий
Созданы условия для быстрого и устойчивого развития стартапов в области образовательных технологий. Инкубатор обеспечивает необходимую ИТ-инфраструктуру для быстрого масштабирования решений, постоянный контакт с заинтересованными в сфере образования инвесторами и образовательными организациями. Функционируют специализированные фонды посевного и венчурного финансирования образовательных проектов
2015
Агентство стратегических инициатив
Ведущие вузы


5.5.  Проведение конкурса на право создания и поддержки национальной открытой платформы электронного обучения
Привлечена крупная образовательная организация или компания сферы информационных технологий, обеспечивающая за счет собственных ресурсов создание централизованного облачного сервиса управления учебным процессом и поддержки открытого электронного обучения. Платформа предоставляется бесплатно образовательным организациям всех уровней, обеспечивается масштабирование за счет вычислительных ресурсов компании. Окупаемость проекта при необходимости осуществляется за счет продажи дополнительных сервисов и иных способов извлечения прибыли.
2015
Минобрнауки
Министерство ИТ


5.6.  Введение лицензионных и аккредитационных требований по обязательному использованию современных систем управления учебным процессом и поддержки электронного обучения
В случае отсутствия собственной инфраструктуры образовательная организация имеет возможность использования национальной открытой платформы, обеспечивающей соответствие минимальным требованиям
2017
Минобрнауки
 
(Детали)