Веб-портфолио учителя как импульс к его саморазвитию

Статья
Каверин Ю.А., Каверина Т.И.

МОУ Тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района
Воронежской области
Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и  оценки индивидуальных достижений.
Портфолио учителя – форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в  различных видах профессионально-педагогической деятельности за  определенный период времени.
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной  деятельности; обобщить и систематизировать вклад педагога в развитие системы образования; объективно оценить свои возможности и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Портфолио демонстрирует не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами, т.е. обеспечивает мониторинг профессионального роста учителя.

Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной компетентности, личностного и  профессионального совершенствования. Портфолио, как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. Оно также позволяет учителю более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
* Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности учителя.
* Систематизировать учебные материалы и методические разработки для демонстрации педагогическому сообществу.
* Обеспечить распространение собственного педагогического опыта, авторской педагогической системы.
* Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.

С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы педагогов, а с другой, что, на наш взгляд, более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога. Проектный подход к собственному профессиональному развитию и формирование плана индивидуального личностно-профессионального развития опирается на чётко организованную рефлексивную работу, основанием для которой также может служить портфолио. Прежде всего, в этом случае речь идёт о самооценивании своих профессиональных достижений: оценке результатов учебно-воспитательного процесса, научно-методической и самообразовательной деятельности, оценке представленных в портфолио творческих, проектных, исследовательских работ. В связи с этим портфолио осознается не только как  способ фиксации профессиональных достижений, но и как импульс к  самореализации и саморазвитию.

С развитием новых информационных технологий появляется возможность создания не только традиционного портфолио-папки, но и веб-портфолио (электронного портфолио).
Веб-портфолио учителя – это веб-страница или веб-сайт, на котором отражаются результаты педагогической деятельности учителя, рост его профессиональных достижений. Гипертекстовая технология построения веб-ресурса позволяет легко и быстро перемещаться по портфолио. Коммуникативная направленность веб-ресурсов позволяет осуществлять информационное взаимодействие с коллегами на базе своих портфолио.

Веб-портфолио учителя очень индивидуально. По нашему мнению, оно может содержать следующие компоненты:
* Персональный блок – автобиография, информация об увлечениях и интересах, формулировка педагогической концепции учителя.
* Результаты педагогической деятельности – результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; информация об участии учащихся в школьных и других олимпиадах, конкурсах; сведения о наличии медалистов.
* Методика – тематическое планирование, сценарии уроков, методические  разработки, технологические карты уроков, видеозаписи фрагментов уроков.
* Научно-методическая работа – обоснование выбора педагогических технологий, методик, приемов обучения и воспитания  учащихся; план по самообразованию; материалы выступлений на педагогических советах, методических семинарах, конференциях; работа в методическом объединении; результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; проведение мастер-классов, семинаров, «круглых столов»; перечень публикаций; результаты научно-исследовательской деятельности.
* Педагогический опыт – информация об использованных педагогом способах распространения своего опыта работы, авторские программы.
* Достижения учителя – документы, отражающие официальную оценку работы педагога: характеристики, результаты аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации, удостоверения о повышении квалификации, сертификаты, грамоты.
* Внеурочная деятельность по преподаваемым предметам – творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские проекты, выполненные учащимися под руководством учителя; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий; программы работы кружков и
факультативов.
* Воспитательная работа - система воспитательной работы с классом; сценарии классных часов; фотоотчеты  о проведенных мероприятиях; материалы для родительских собраний; анкеты для учащихся и их родителей.
* Кабинет –творческая лаборатория учителя – нормативно-правовая база, оформление кабинета, методическое обеспечение, дидактические и раздаточные
материалы.

Ведение электронного портфолио в виде веб-ресурса способствует поддержанию высокой мотивации учителя к саморазвитию, к постоянному повышению своей профессиональной компетентности.
(Детали)

Собираем успехи и достижения в портфель

(Детали)

Храним информацию в облаках

Общаемся

(Детали)

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Картинки профиля пользователя Barry Cummings
Barry Cummings
03.12.2024, 10:35
Картинки профиля пользователя Claudie Trantow
Claudie Trantow
04.12.2024, 7:13
The teacher's web portfolio serves as a powerful catalyst for personal growth, reflecting their journey and skills. Just like engaging with strangers on Omegle can inspire new ideas, a well-crafted portfolio can open doors to self-discovery and professional development. By showcasing achievements and insights, educators can connect with others, fostering a community of continuous learning and improvement.
Картинки профиля пользователя Long Joyce
Long Joyce
04.04.2025, 7:20
Developing a teacher's web portfolio is like boosting their career in a fun way. Think of it as building your own personal Eggy Car – customizing it with your skills and achievements to navigate the competitive landscape. This community resource explores how a well-crafted portfolio fuels self-improvement. Read more from Kaverin and Kaverina, educators from Tambov, Voronezh.
Картинки профиля пользователя Essonyaa
Essonyaa
06.05.2025, 2:24
вау
Created by Alexey Pajitnov in 1984 at the Soviet Academy of Sciences, Tetris revolutionized gaming forever. This ingenious puzzle game featuring falling geometric blocks ("tetrominoes") became the first video game to bridge East-West relations during the Cold War.

Картинки профиля пользователя mike Mike
mike Mike
09.08.2025, 4:32
This article provides a compelling overview of the importance of a teacher's portfolio for professional growth. I particularly appreciate the emphasis on self-reflection and how a portfolio can serve as a catalyst for ongoing development. The detailed breakdown of potential components for a web-portfolio is incredibly helpful. It's a great resource for educators looking to showcase their achievements and plan for the future. AI Cartoon Generator, Character Headcanon Generator, AI Beauty Rating, Markdown to Word, Relationship Headcanon Generator, Image to Prompt, AI Cartoon Image Generator
Картинки профиля пользователя fama adam
fama adam
05.09.2025, 4:53
LOVELY and supportive to know about tutors. Drift Boss proves that a game doesn’t need complicated mechanics or realistic graphics to be fun. Its simple one-button control system, combined with endless drifting challenges, creates an experience that is both accessible and addictive. Whether you want to kill a few minutes during a break or compete with friends for the highest score, Drift Boss delivers at https://driftboss.ws/