Веб-портфолио учителя как импульс к его саморазвитию

Статья
Каверин Ю.А., Каверина Т.И.

МОУ Тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района
Воронежской области
Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и  оценки индивидуальных достижений.
Портфолио учителя – форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в  различных видах профессионально-педагогической деятельности за  определенный период времени.
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной  деятельности; обобщить и систематизировать вклад педагога в развитие системы образования; объективно оценить свои возможности и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Портфолио демонстрирует не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами, т.е. обеспечивает мониторинг профессионального роста учителя.

Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной компетентности, личностного и  профессионального совершенствования. Портфолио, как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. Оно также позволяет учителю более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
* Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности учителя.
* Систематизировать учебные материалы и методические разработки для демонстрации педагогическому сообществу.
* Обеспечить распространение собственного педагогического опыта, авторской педагогической системы.
* Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.

С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы педагогов, а с другой, что, на наш взгляд, более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога. Проектный подход к собственному профессиональному развитию и формирование плана индивидуального личностно-профессионального развития опирается на чётко организованную рефлексивную работу, основанием для которой также может служить портфолио. Прежде всего, в этом случае речь идёт о самооценивании своих профессиональных достижений: оценке результатов учебно-воспитательного процесса, научно-методической и самообразовательной деятельности, оценке представленных в портфолио творческих, проектных, исследовательских работ. В связи с этим портфолио осознается не только как  способ фиксации профессиональных достижений, но и как импульс к  самореализации и саморазвитию.

С развитием новых информационных технологий появляется возможность создания не только традиционного портфолио-папки, но и веб-портфолио (электронного портфолио).
Веб-портфолио учителя – это веб-страница или веб-сайт, на котором отражаются результаты педагогической деятельности учителя, рост его профессиональных достижений. Гипертекстовая технология построения веб-ресурса позволяет легко и быстро перемещаться по портфолио. Коммуникативная направленность веб-ресурсов позволяет осуществлять информационное взаимодействие с коллегами на базе своих портфолио.

Веб-портфолио учителя очень индивидуально. По нашему мнению, оно может содержать следующие компоненты:
* Персональный блок – автобиография, информация об увлечениях и интересах, формулировка педагогической концепции учителя.
* Результаты педагогической деятельности – результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; информация об участии учащихся в школьных и других олимпиадах, конкурсах; сведения о наличии медалистов.
* Методика – тематическое планирование, сценарии уроков, методические  разработки, технологические карты уроков, видеозаписи фрагментов уроков.
* Научно-методическая работа – обоснование выбора педагогических технологий, методик, приемов обучения и воспитания  учащихся; план по самообразованию; материалы выступлений на педагогических советах, методических семинарах, конференциях; работа в методическом объединении; результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; проведение мастер-классов, семинаров, «круглых столов»; перечень публикаций; результаты научно-исследовательской деятельности.
* Педагогический опыт – информация об использованных педагогом способах распространения своего опыта работы, авторские программы.
* Достижения учителя – документы, отражающие официальную оценку работы педагога: характеристики, результаты аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации, удостоверения о повышении квалификации, сертификаты, грамоты.
* Внеурочная деятельность по преподаваемым предметам – творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские проекты, выполненные учащимися под руководством учителя; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий; программы работы кружков и
факультативов.
* Воспитательная работа - система воспитательной работы с классом; сценарии классных часов; фотоотчеты  о проведенных мероприятиях; материалы для родительских собраний; анкеты для учащихся и их родителей.
* Кабинет –творческая лаборатория учителя – нормативно-правовая база, оформление кабинета, методическое обеспечение, дидактические и раздаточные
материалы.

Ведение электронного портфолио в виде веб-ресурса способствует поддержанию высокой мотивации учителя к саморазвитию, к постоянному повышению своей профессиональной компетентности.
(Детали)

Собираем успехи и достижения в портфель

(Детали)

Храним информацию в облаках

Общаемся

(Детали)

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Картинки профиля пользователя Ирина
Ирина
11.10.2017, 1:03
Интересная статья.
интересная статья
Спасибо! статья очень понравилась
Картинки профиля пользователя Удаленный пользователь
Удаленный пользователь
13.08.2024, 5:33 [Обновлено: 13.08.2024, 5:35 ]
19 отзыв(ов)