2.10. Программа личностного и профессионального роста

Под профессональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально-значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.

                                                     Л.М. Митина

 

Цель программы – создание  педагогических условий, при которых личностно-профессиональное самосовершенствование выступает как средство  инновационной деятельности.

Гипотеза программы: предположение о том, что если внести в процесс собственной профессионально-педагогической подготовки изменения, создающие условия для личностно-профессионального самосовершенствования, то он будет способствовать становлению актуальных личностных качеств и свойств, важных при осуществлении инновационной деятельности. Этими условиями выступают:

 

- применение в учебном процессе формирующей системы оценивания, КОЗ, таксономии Блума;

- использование проектной деятельности в урочное и неурочное время;

- использование информационно-коммуникативных  технологий;

 

- изменение отношений на субъект-субъектные;

Цель анализа:

Проанализировать результаты деятельности, выявить сильные и слабые стороны, нереализованные возможности.  

Индивидуальная программа

профессионального и личностного совершенствования педагога

Ковалева Ольга Александровна

КГУ «Комплекс школа-детский сад № 33»

 

Методическая тема школы школы: Реализация компетентностного подхода как условие разностороннего развития участников образовательного процесса.

 

Тема самообразования: «Формирование ключевых компетенций учащихся  при обучении математике»

I. Представление.

Предмет  Учитель математики

Стаж (на 1.09.2011) – 18 лет

Категория – высшая

Наиболее яркие черты характера   –  тактичность, мобильность, исполнительность,  пунктуальность, надежность, творческий подход.

II. Аналитическая часть.

            В современном  обществе непрерывно происходят изменения, которые  оказывают существенное влияние на общее состояние образовательной системы.  Преобразования  в политической, экономической, социальной, идеологической сферах  требуют формирования и развития личности нового типа – грамотной, творчески мыслящей, ответственной, дисциплинированной. В условиях этих  перемен радикально меняется и статус педагога, его образовательные функции; соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Желание и умение учителя работать над собой и своим развитием – залог  качественного образования. Сегодня вопрос о повышении профессиональной компетентности учителя стоит особенно остро, в силу модернизации образования, в основу которого положен компетентностный подход к обучению.

           Последние 5 лет (2006 – 2011 уч. года) я работала над темой: «ИКТ-компетентность учителя математики».

           Для изучения профессиональных и личностных качеств педагогического коллектива школы использовался инвариантный блок, который включает в себя четыре диагностические методики:

  1. Анкета «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов» (изучает склонность к профессиональному росту)
  2. Опросник «Уровень субъектного контроля» (позволяет выявить  уровень субъектного контроля)
  3. «Методика изучения вербально – логического мышления».
  4.  «Тест Томаса» (определяет организаторские способности в конфликтных ситуациях)

Также для выявления уровня мастерства использовались материалы различных анкетирований, анализ продуктов деятельности, самоанализ, самонаблюдение.

            Я проанализировала уровень своего профессионального мастерства и личностного развития по структуре компетентности (По Н.В. Кузьминой)

  • Специальная и профессиональная (содержательная)

компетентности  в области преподаваемой дисциплины.

             Самоанализ показывает, что я владею достаточным объемом  специальных знаний в области преподаваемых дисциплин, знаю основы педагогики и психологии, опираюсь  на  нормативные документы (Конституция Республики Казахстан (1995); Закон  Республики Казахстан "Об образовании"(27.07.2007); Государственный общеобязательный стандарт среднего образования(ГОСО-2002)).

                          Для изучения спроса и потребности учителя в реализации поисковой темы  учителями школы заполнялась анкета (на основе самооценки).

1. Знание предмета учителем

 

 

 

Показатели знаний и умений учителя

владею

Владею частично

Не владею совсем

1.Ориентация в целях и задачах РК

 

**

 

 

2. Оперирование научной терминологией РК

 

*

*

 

3. Ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, факторов, понятий, законов в условиях РК

**

 

 

4. Владение содержанием современных достижений науки и практики РК

*

*

 

5. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении

*

*

 

*-  2006 (февраль)

* - 2011 (февраль)

           Анализ 1 раздела анкеты показывает рост  всех показателей, что позволяет сделать вывод о достаточном уровне сформированности содержательной компетентности.

  • Методическая (процессуальная) компетентность в области владения формами, методами и средствами формирования знаний, умений учащихся.

          При анализе второго раздела анкеты также видна положительная динамика.

2. Владение методикой преподавания

 

 

 

Показатели знаний и умений учителя

владею

Владею частично

Не владею совсем

1.Понимание целей и задач обучения учащихся по предмету в условиях РК

 

*

*

 

2. Ориентация в учебных планах и программах; преподавания предмета с учетом РК

 

*

*

 

3. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся

*

*

 

4. Ориентация в новых методах и приемах обучения

**

 

 

5. Ориентация в новых формах организации обучения

**

 

 

          Был проведен анализ продуктов деятельности учителя ( в портфолио). В течение работы над проблемной темой  был дан ряд различных открытых  уроков (на город и на область)  с использованием  самых разнообразных методов и приемов. Все они получали высокую методическую оценку, нашли свое отражение в печатных сборниках.

           Составлены  авторские программы ( предпрофильной подготовки "Нестандартные задачи по математике"», методические сборники (Сборник тематических тестов по геометрии 8 класс,), собран обширный дидактический материал.

           На основании вышеизложенного делаю вывод, о сформированности методической (процессуальной) компетентности. Однако вижу в ней и перспективы собственного роста.

  • Дифференциально-психологическая компетентность

 в области мотивов, способностей, направленности учащихся.

 

             Знание об особенностях усвоения учебного материала конкретных учащихся оказывает существенное влияние на качество образования . Ведется учет психологических особенностей, анкетирования учащихся позволяют выявить их предпочтения. Анализ же 3-его раздела анкеты также показал изменения в положительную сторону по данному вопросу.

 

3. Знание психологических особенностей учащихся

 

 

 

Показатели знаний и умений учителя

владею

Владею частично

Не владею совсем

1.Ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения

 

*

*

 

2. Понимание роли психодиагностики в развитии учащихся

 

*

*

 

3. Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников

*

 

*

 

            Было проведено анкетирование родителей и получены следующие результаты

вопросы

да

нет

частично

Затрудняюсь ответить

1. Учитываются ли, по-вашему мнению, индивидуальные особенности и возможности вашего ребенка?

96%

 

4%

 

2. Строит ли учитель свой  урок, по мнению вашего ребенка, чтобы было интересно?

94%

 

2%

4%

            Однако, проанализировав себя, я пришла к выводу, что чаще обращаюсь за подбором методик к психологам, чем использую свои, а значит уровень диагностических знаний и умений недостаточен.

  • Социально-психологическая (коммуникативная)

компетентность в области процессов общения.

               Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития, определяющее готовность и способность осуществлять межличностное общение на высоком уровне.

              Тест Томаса определяет организаторские способности в конфликтных ситуациях. В ситуации решения задач  мне свойственно реагирование по типу приспособление.

 

доминирование

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

2007-2008 (ноябрь)

2

8

8

1

3

2010-2011 (ноябрь)

2

8

7

0

0

             Однако в моих отношениях с людьми также значительное место занимают  и такие способы общения , как сотрудничество и компромисс.

             Опрос родителей выявил, что  удовлетворены уровнем взаимоотношений «учитель-родитель» - 92% родителей, уровнем взаимоотношений «учитель-ученик» удовлетворены 100% родителей.

            Родители в области общения отметили  у меня следующие качества:  справедливость, внимательность, приветливость, доброжелательность, чуткость, тактичность.

            Однако я сама, как учитель взаимоотношениями «учитель-ученик» удовлетворена полностью,  взаимоотношения «учитель- коллеги» тоже меня удовлетворяют, а вот взаимоотношения «учитель-родители» удовлетворяют меня на 75%.  Именно в этой области мне предстоит поработать над собой и избавляться от стиля поведения приспособление и избегание.

  • Аутопсихологическая (рефлексивная)  компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности

             Эта компетентность характеризуется, как способность и готовность педагога к саморазвитию, желание самосовершенствования. Через инвариантный блок диагностик  я выявила, что отношусь к типу учителей, у которых    проявляется выраженная потребность в собственном развитии, (при организации соответствующих условий педагоги склонны к профессиональному росту). У меня  выражен средний уровень интернальности  (т.е я отношусь к группе учителей, которые умеют брать ответственность на себя, осознавать свои ошибки.)

             Опросник САС(по А.В. Гаврилину) показал, что меня устраивают созданные в школе условия для инновационной деятельности, деятельность методической службы. Я не чувствую необходимости изменений в этих условиях.

По итогам анкеты  «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов» стимулирующими для меня факторами являются:

  • Налаженная методическая система в школе;
  • Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
  • Интерес к педагогической деятельности;
  • Потребность в самосовершенствовании.

Препятствующими в  саморазвитии факторами стали:

  • Недостаток времени;

Прежде чем определить основные направления  собственного развития, был также проделан анализ качества образовательной деятельности.

 В таблицах приведены обобщенные результаты внешнего мониторинга по основным  предметам. Они показывают отрицательную  динамику в сравнении за 2 года .

     Сравнительный анализ качества знаний по предметам

ПРЕДМЕТ

2010-2011 УЧ.Г.

9 класс

2011-2012 УЧ. Г.

9 класс (КРО)

2012-2013 уч.г.

8 класс

алгебра

 33 %  25 %  29 %

          геометрия

 32 %  25 %  29 %

Вместе с тем сравнение с предыдущими выпусками показывает возможности учителя по  обучению:

Сравнительный анализ качества знаний по предметам с предыдущими выпусками

ПРЕДМЕТ

2006-2007 УЧ.Г.

9 класс

2008-2009 УЧ. Г.

9 класс

2009-2010 уч.г.

8 класс

алгебра

 40 %  -  -

          геометрия

 38 %  -  -

 

          Результаты итоговых контрольных работ показывают стабильные результаты, однако я чувствую неудовлетворенность результатами своей работы.  

Сравнительный анализ качества выполнения итоговых  контрольных работ

Предмет

2010-2011 УЧ.Г.

9 класс

2011-2012 УЧ. Г.

9 класс

2012-2013 уч.г.

8 класс

 

3 четверть

2 полуг

1 полуг.

2 полуг.

I четверть

алгебра

 36 %  36,7 %  25 %  25 %  28 %

геометрия

 35 %  32,3 %  25 %  25 %  27 %

        Очевидно, что % качества знаний  должен иметь тенденцию к повышению. Помимо этого выявлено, что у учащихся плохо сформированы ключевые компетентности, они с трудом решают задачи практического содержания, имеют низкую функциональную грамотность. Данную задачу решено было актуализировать на новом этапе развития. И новой темой самообразования стала тема:   Формирование ключевых компетенций при обучении математике.

          Таким образом, проанализировав свою работу, я выявила «западающие» зоны:

  •   отрицательная динамика качества знаний по алгебре;
  •   неудовлетворенность собой в отношениях с родителями;

 А также проблемы, вызывающие у меня трудности в работе:

  • несовершенство программ
  • использование недостаточно эффективных образовательных технологий;
  • проблема сохранения здоровья при увеличении учебной нагрузки.
  • отсутствие современной материальной базы.

Исходя из этого мне  необходимо:

1) стимулирование к саморазвитию и профессиональному росту;

2) повышение уровня логического мышления;

3) обучение способам саморегуляции поведения в конфликтных ситуациях;

4) использование полученных результатов при анализе и планировании работы;

Я  наметила для себя пути собственного самосовершенствования:

  • участие в обучающих семинарах и психологических тренингах;
  • поиск и применение эффективных  технологий, форм и методов работы;
  • создание методических разработок, оригинальных методик, планов, схем наблюдения и т.д.;
  • создание здоровьесберегающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • внесение научно обоснованных изменений в индивидуальный учебный план и программы основного и дополнительного образования.
  • рационализация использования учебного времени за счет монопредметной и межпредметной интеграции содержания общего образования.
  • изучение  с психологической литературы
  • постоянная рефлексия с целью корректировки собственной деятельности.

Кроме того, я хочу добиться следующих образовательных результатов: учащиеся должны показывать уровень качества знаний не ниже 32 % по итогам полугодия, и не менее 28% по итогам внешней оценки учебных достижений.

Учащиеся должны участвовать в региональных и Международных конкурсах и олимпиадах (охват 25 %).

Уроки должны быть построены в соответствии с современными требованиями. Особое внимание при планировании урока буду уделять вопросам мотивации, практической направленности, интегративности, осуществлению рефлексии, соответствию заданий таксономии Блума.

 

 

Оцените мое портфолио

На этой страничке Вы можете принять участие в опросе http://onlinetestpad.com/ru-ru/Survey/Kak-Vy-ocenivaete-moj-portfolio-223/Default.aspx Ваше мнение ценно для меня и поможет сделать портфолио более содержательным и интересным. Спасибо

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Ольга Александровна, ваша статья меня заинтересовала. Почерпнула полезную информацию для себя о методике Кузьминой. Огромное спасибо.

Очень интересная программа, много можно взять для своей работы. Огромное спасибо!

Картинки профиля пользователя Muzammil Khatri
Muzammil Khatri
18.02.2024, 3:04
What a fantabulous post this has been. Never seen this kind of useful post. I am grateful to you and expect more number of posts like these. Thank you very much. pl podróż najświętszą rzeką Ganges w Indiach
Картинки профиля пользователя MJ Miranda
MJ Miranda
19.02.2024, 6:35
Engage in learning activities, whether through online courses, Palworld Breeding Calculator workshops, or hands-on experiences.
Картинки профиля пользователя mehmood alam
mehmood alam
28.02.2024, 2:29
With thanks just for offer a very awesome page! I stubled onto a web site ideal for great really needs. Its content has delightful and additionally important reports. Preserve acknowledge that there are succeed! Izmir bezoeken op een Turks visum online
Картинки профиля пользователя umar khan
umar khan
02.03.2024, 3:43
Positive site, where did u come up with the information on this posting?I have read a few of the articles on your website now, and I really like your style. Thanks a million and please keep up the effective work. Services Near Me
Я ценю информацию, которой вы поделились о своей программе личного и профессионального развития. Узнала полезную информацию о методике Кузьминой. Большое спасибо! flappy bird
Картинки профиля пользователя Orabelle hana
Orabelle hana
22.04.2024, 6:34
Future-oriented career development will be very good if we go in the right direction io games
8 отзыв(ов)