2.10. Программа личностного и профессионального роста
Под профессональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально-значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.
Л.М. Митина
Цель программы – создание педагогических условий, при которых личностно-профессиональное самосовершенствование выступает как средство инновационной деятельности.
Гипотеза программы: предположение о том, что если внести в процесс собственной профессионально-педагогической подготовки изменения, создающие условия для личностно-профессионального самосовершенствования, то он будет способствовать становлению актуальных личностных качеств и свойств, важных при осуществлении инновационной деятельности. Этими условиями выступают:
- применение в учебном процессе формирующей системы оценивания, КОЗ, таксономии Блума;
- использование проектной деятельности в урочное и неурочное время;
- использование информационно-коммуникативных технологий;
- изменение отношений на субъект-субъектные;
Цель анализа:
Проанализировать результаты деятельности, выявить сильные и слабые стороны, нереализованные возможности.
Индивидуальная программа
профессионального и личностного совершенствования педагога
Ковалева Ольга Александровна
КГУ «Комплекс школа-детский сад № 33»
Методическая тема школы школы: Реализация компетентностного подхода как условие разностороннего развития участников образовательного процесса.
Тема самообразования: «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике»
I. Представление.
Предмет Учитель математики
Стаж (на 1.09.2011) – 18 лет
Категория – высшая
Наиболее яркие черты характера – тактичность, мобильность, исполнительность, пунктуальность, надежность, творческий подход.
II. Аналитическая часть.
В современном обществе непрерывно происходят изменения, которые оказывают существенное влияние на общее состояние образовательной системы. Преобразования в политической, экономической, социальной, идеологической сферах требуют формирования и развития личности нового типа – грамотной, творчески мыслящей, ответственной, дисциплинированной. В условиях этих перемен радикально меняется и статус педагога, его образовательные функции; соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Желание и умение учителя работать над собой и своим развитием – залог качественного образования. Сегодня вопрос о повышении профессиональной компетентности учителя стоит особенно остро, в силу модернизации образования, в основу которого положен компетентностный подход к обучению.
Последние 5 лет (2006 – 2011 уч. года) я работала над темой: «ИКТ-компетентность учителя математики».
Для изучения профессиональных и личностных качеств педагогического коллектива школы использовался инвариантный блок, который включает в себя четыре диагностические методики:
- Анкета «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов» (изучает склонность к профессиональному росту)
- Опросник «Уровень субъектного контроля» (позволяет выявить уровень субъектного контроля)
- «Методика изучения вербально – логического мышления».
- «Тест Томаса» (определяет организаторские способности в конфликтных ситуациях)
Также для выявления уровня мастерства использовались материалы различных анкетирований, анализ продуктов деятельности, самоанализ, самонаблюдение.
Я проанализировала уровень своего профессионального мастерства и личностного развития по структуре компетентности (По Н.В. Кузьминой)
- Специальная и профессиональная (содержательная)
компетентности в области преподаваемой дисциплины.
Самоанализ показывает, что я владею достаточным объемом специальных знаний в области преподаваемых дисциплин, знаю основы педагогики и психологии, опираюсь на нормативные документы (Конституция Республики Казахстан (1995); Закон Республики Казахстан "Об образовании"(27.07.2007); Государственный общеобязательный стандарт среднего образования(ГОСО-2002)).
Для изучения спроса и потребности учителя в реализации поисковой темы учителями школы заполнялась анкета (на основе самооценки).
1. Знание предмета учителем |
|
|
|
Показатели знаний и умений учителя |
владею |
Владею частично |
Не владею совсем |
1.Ориентация в целях и задачах РК
|
** |
|
|
2. Оперирование научной терминологией РК
|
* |
* |
|
3. Ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, факторов, понятий, законов в условиях РК |
** |
|
|
4. Владение содержанием современных достижений науки и практики РК |
* |
* |
|
5. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении |
* |
* |
|
*- 2006 (февраль)
* - 2011 (февраль)
Анализ 1 раздела анкеты показывает рост всех показателей, что позволяет сделать вывод о достаточном уровне сформированности содержательной компетентности.
- Методическая (процессуальная) компетентность в области владения формами, методами и средствами формирования знаний, умений учащихся.
При анализе второго раздела анкеты также видна положительная динамика.
2. Владение методикой преподавания |
|
|
|
Показатели знаний и умений учителя |
владею |
Владею частично |
Не владею совсем |
1.Понимание целей и задач обучения учащихся по предмету в условиях РК
|
* |
* |
|
2. Ориентация в учебных планах и программах; преподавания предмета с учетом РК
|
* |
* |
|
3. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся |
* |
* |
|
4. Ориентация в новых методах и приемах обучения |
** |
|
|
5. Ориентация в новых формах организации обучения |
** |
|
|
Был проведен анализ продуктов деятельности учителя ( в портфолио). В течение работы над проблемной темой был дан ряд различных открытых уроков (на город и на область) с использованием самых разнообразных методов и приемов. Все они получали высокую методическую оценку, нашли свое отражение в печатных сборниках.
Составлены авторские программы ( предпрофильной подготовки "Нестандартные задачи по математике"», методические сборники (Сборник тематических тестов по геометрии 8 класс,), собран обширный дидактический материал.
На основании вышеизложенного делаю вывод, о сформированности методической (процессуальной) компетентности. Однако вижу в ней и перспективы собственного роста.
- Дифференциально-психологическая компетентность
в области мотивов, способностей, направленности учащихся.
Знание об особенностях усвоения учебного материала конкретных учащихся оказывает существенное влияние на качество образования . Ведется учет психологических особенностей, анкетирования учащихся позволяют выявить их предпочтения. Анализ же 3-его раздела анкеты также показал изменения в положительную сторону по данному вопросу.
3. Знание психологических особенностей учащихся |
|
|
|
Показатели знаний и умений учителя |
владею |
Владею частично |
Не владею совсем |
1.Ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения
|
* |
* |
|
2. Понимание роли психодиагностики в развитии учащихся
|
* |
* |
|
3. Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников |
* |
|
* |
Было проведено анкетирование родителей и получены следующие результаты
вопросы |
да |
нет |
частично |
Затрудняюсь ответить |
1. Учитываются ли, по-вашему мнению, индивидуальные особенности и возможности вашего ребенка? |
96% |
|
4% |
|
2. Строит ли учитель свой урок, по мнению вашего ребенка, чтобы было интересно? |
94% |
|
2% |
4% |
Однако, проанализировав себя, я пришла к выводу, что чаще обращаюсь за подбором методик к психологам, чем использую свои, а значит уровень диагностических знаний и умений недостаточен.
- Социально-психологическая (коммуникативная)
компетентность в области процессов общения.
Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития, определяющее готовность и способность осуществлять межличностное общение на высоком уровне.
Тест Томаса определяет организаторские способности в конфликтных ситуациях. В ситуации решения задач мне свойственно реагирование по типу приспособление.
|
доминирование |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление |
2007-2008 (ноябрь) |
2 |
8 |
8 |
1 |
3 |
2010-2011 (ноябрь) |
2 |
8 |
7 |
0 |
0 |
Однако в моих отношениях с людьми также значительное место занимают и такие способы общения , как сотрудничество и компромисс.
Опрос родителей выявил, что удовлетворены уровнем взаимоотношений «учитель-родитель» - 92% родителей, уровнем взаимоотношений «учитель-ученик» удовлетворены 100% родителей.
Родители в области общения отметили у меня следующие качества: справедливость, внимательность, приветливость, доброжелательность, чуткость, тактичность.
Однако я сама, как учитель взаимоотношениями «учитель-ученик» удовлетворена полностью, взаимоотношения «учитель- коллеги» тоже меня удовлетворяют, а вот взаимоотношения «учитель-родители» удовлетворяют меня на 75%. Именно в этой области мне предстоит поработать над собой и избавляться от стиля поведения приспособление и избегание.
- Аутопсихологическая (рефлексивная) компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности
Эта компетентность характеризуется, как способность и готовность педагога к саморазвитию, желание самосовершенствования. Через инвариантный блок диагностик я выявила, что отношусь к типу учителей, у которых проявляется выраженная потребность в собственном развитии, (при организации соответствующих условий педагоги склонны к профессиональному росту). У меня выражен средний уровень интернальности (т.е я отношусь к группе учителей, которые умеют брать ответственность на себя, осознавать свои ошибки.)
Опросник САС(по А.В. Гаврилину) показал, что меня устраивают созданные в школе условия для инновационной деятельности, деятельность методической службы. Я не чувствую необходимости изменений в этих условиях.
По итогам анкеты «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов» стимулирующими для меня факторами являются:
- Налаженная методическая система в школе;
- Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
- Интерес к педагогической деятельности;
- Потребность в самосовершенствовании.
Препятствующими в саморазвитии факторами стали:
- Недостаток времени;
Прежде чем определить основные направления собственного развития, был также проделан анализ качества образовательной деятельности.
В таблицах приведены обобщенные результаты внешнего мониторинга по основным предметам. Они показывают отрицательную динамику в сравнении за 2 года .
Сравнительный анализ качества знаний по предметам
ПРЕДМЕТ |
2010-2011 УЧ.Г. 9 класс |
2011-2012 УЧ. Г. 9 класс (КРО) |
2012-2013 уч.г. 8 класс |
алгебра |
33 % | 25 % | 29 % |
геометрия |
32 % | 25 % | 29 % |
Вместе с тем сравнение с предыдущими выпусками показывает возможности учителя по обучению:
Сравнительный анализ качества знаний по предметам с предыдущими выпусками
ПРЕДМЕТ |
2006-2007 УЧ.Г. 9 класс |
2008-2009 УЧ. Г. 9 класс |
2009-2010 уч.г. 8 класс |
алгебра |
40 % | - | - |
геометрия |
38 % | - | - |
Результаты итоговых контрольных работ показывают стабильные результаты, однако я чувствую неудовлетворенность результатами своей работы.
Сравнительный анализ качества выполнения итоговых контрольных работ
Предмет |
2010-2011 УЧ.Г. 9 класс |
2011-2012 УЧ. Г. 9 класс |
2012-2013 уч.г. 8 класс |
||
|
3 четверть |
2 полуг |
1 полуг. |
2 полуг. |
I четверть |
алгебра |
36 % | 36,7 % | 25 % | 25 % | 28 % |
геометрия |
35 % | 32,3 % | 25 % | 25 % | 27 % |
Очевидно, что % качества знаний должен иметь тенденцию к повышению. Помимо этого выявлено, что у учащихся плохо сформированы ключевые компетентности, они с трудом решают задачи практического содержания, имеют низкую функциональную грамотность. Данную задачу решено было актуализировать на новом этапе развития. И новой темой самообразования стала тема: Формирование ключевых компетенций при обучении математике.
Таким образом, проанализировав свою работу, я выявила «западающие» зоны:
- отрицательная динамика качества знаний по алгебре;
- неудовлетворенность собой в отношениях с родителями;
А также проблемы, вызывающие у меня трудности в работе:
- несовершенство программ
- использование недостаточно эффективных образовательных технологий;
- проблема сохранения здоровья при увеличении учебной нагрузки.
- отсутствие современной материальной базы.
Исходя из этого мне необходимо:
1) стимулирование к саморазвитию и профессиональному росту;
2) повышение уровня логического мышления;
3) обучение способам саморегуляции поведения в конфликтных ситуациях;
4) использование полученных результатов при анализе и планировании работы;
Я наметила для себя пути собственного самосовершенствования:
- участие в обучающих семинарах и психологических тренингах;
- поиск и применение эффективных технологий, форм и методов работы;
- создание методических разработок, оригинальных методик, планов, схем наблюдения и т.д.;
- создание здоровьесберегающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- внесение научно обоснованных изменений в индивидуальный учебный план и программы основного и дополнительного образования.
- рационализация использования учебного времени за счет монопредметной и межпредметной интеграции содержания общего образования.
- изучение с психологической литературы
- постоянная рефлексия с целью корректировки собственной деятельности.
Кроме того, я хочу добиться следующих образовательных результатов: учащиеся должны показывать уровень качества знаний не ниже 32 % по итогам полугодия, и не менее 28% по итогам внешней оценки учебных достижений.
Учащиеся должны участвовать в региональных и Международных конкурсах и олимпиадах (охват 25 %).
Уроки должны быть построены в соответствии с современными требованиями. Особое внимание при планировании урока буду уделять вопросам мотивации, практической направленности, интегративности, осуществлению рефлексии, соответствию заданий таксономии Блума.
Отзывы
Ирина Владимировна
20.10.2013, 8:17
Ольга Александровна, ваша статья меня заинтересовала. Почерпнула полезную информацию для себя о методике Кузьминой. Огромное спасибо.
Светлана Александровна Тимофеева
20.10.2013, 11:01
Очень интересная программа, много можно взять для своей работы. Огромное спасибо!
Muzammil Khatri
18.02.2024, 3:04
MJ Miranda
19.02.2024, 6:35
mehmood alam
28.02.2024, 2:29
umar khan
02.03.2024, 3:43
Troy Wilkerson yieldingblast
05.03.2024, 5:33
Orabelle hana
22.04.2024, 6:34