Система уроков по изучению романа И. С. Шмелева "Лето Господне"

 

За последнее время произошли кардинальные изменения в системе преподавания литературы. Это отчасти связано с возникновением новых форм учебных заведений, таких, как гимназия, лицей, воскресные церковные школы, в которых литература изучается более углубленно, чем в обычной общеобразовательной школе. Но данный факт положительно отразился и на учителях общеобразовательных школ. Мы получили свободу в создании собственных, конечно, пока экспериментальных программ, свободу в выборе изучаемых произведении, форм проведения уроков. Теперь мы имеем возможность создавать собственные педагогические мастерские, а ребенок, работая в этих мастерских, - возможность знакомиться с именами, чьи произведений многие годы были под запретом.

Однако перед учителем встают сложнейшие проблемы, связанные с правильностью выбора  произведений и методической неосвоенностью выбранного материала.

Вот уже более чем десятилетие автор данной работы пытается выбрать для изучения на собственных уроках произведения, которые хоть в какой - то мере могли бы «возродить духовность»  русского человека.

Многонациональная и поликонфессиональная Россия, получившая 70 – летний страшный опыт разрушительного, воинствующего атеизма, должна возродиться как высоко нравственная и духовно цельная православна" страна. И, на наш взгляд, невозможно создать гражданское общество обновленной России, не восприняв изначально основ православия. Во всяком случае, тот, кто считает себя человеком русской культуры и гражданином России, должен знать основы православия, понимать суть православных народных традиций  и праздников, сердцем воспринимать русскую православную культуру. А ведь ученикам нашим продолжать эти начинания по возрождению русского духовного начала. Именно им предстоит, практически заново, создать неповторимую страну и стать народом, в котором чистое духовное начало возобладает над всем низменным. И сегодняшняя, относительная, свобода в подборе произведений, а также введенный во многие  учебники литературы раздел "Духовная литература" дает учителю возможность использовать в своей работе такие произведения, как "Святое Воскресение" Н.Гоголя, "Отцы пустынники и жены непорочны" А.Пушкина, "Христос" И.Тургенева, "Новый Завет" И.Никитина, "На чужой стороне", "Новый Храм", "Чистый Понедельник" И.Бунина, "Мать" В.Набокова, "Мастер и Маргарита" М.Булгакова, "День весны" А.Ремизова и "Родословная", "Богомолье", "Лето Господне" И.Шмелева. Но это далеко не полный список произведений, использующихся на уроках по «возрождению духовности» автором данной работы. До знакомства с этими произведениями мы наслаждаемся словом древнерусской литературы. Очень подробно знакомимся с агиографическими произведениями.

При ознакомлении учащихся с этими святынями автор не ставит своей целью приобщение детей к православию как церковной догме.

Хочется надеяться, что духовность человека не из того, чему его учат, истории, культуры, литературы, а из него самого, на этих уроках дети учатся прислушиваться к ощущениям внутри себя и через эти ощущения познавать жизнь. Задачи данных уроков: помочь растущему человеку определить, где ценности мнимые, а где истинные, где богатство человекам:  вне его или в нем самом; помочь погрузиться в стихию родного языка, впитать в себя сам дух и музыку русской речи, полюбить, почувствовать и признать своими отечественных писателей.

В этой работе хотелось бы коснуться имени одного из писателей. А именно Ивана  Сергеевича Шмелева, чьи произведения лишь недавно стали доступны нам, и его романа «Лето Господне», который является высшим достижением мастера и должен быть включен, по мнению автора данной работы, в программу по литературе не в старших классах, как в настоящее время, а гораздо раньше, начиная с 5 класса.  Именно эта книга дает возможность решить задачу по воспитанию утраченных духовных ценностей.

Знакомясь с книгой И. Шмелева, дети имеют возможность изучить исторический опыт Москвы, узнать ее традиции и обычаи, проникнуться исконно российским духом. «Лето Господне   воспитывает чувство любви к родине, чувство духовной близости со своими предками.

Kак  говорил писатель Олег Михаилов: "Книга служит глубинному познанию России, ее коренной системы , пробуждению любви к праотцам .*

Она наполнена пронзительной любовью к родному краю, желанием верно служить ему.

А. И. Павловский в своей статье «Две России и единая Русь» писал: "Поистине животворящим усилием творческой воли Шмелев создал земную сушу, вновь населенную людьми… а на ней - Россию, Москву, и Кремль, и храм Христа Спасителя...»**

А.О.Михайлов об этом говорит так: «Кажется это вся Россия, Русь предстает здесь «в преданьях старины глубокой», в своей темпераментной широте, истовом спокойствии, в волшебном сочетании наивной серьезности, строгого добродушия и лукавого юмора".***

«Лето Господне» - своеобразная энциклопедия обычаев, связанных с церковными и народными праздниками. Праздники эти описываются «из сердечной глубины ребенка»; от эмоциональной оценки названия праздника через знакомство с его бытовой стороной маленький герой приходит к постижению его сути. Без обращения к догматическим и философским формулам Шмелев рисует постижение детской душой духа православной веры.

«Надобно сказать, что православие это - отнюдь не церковно-уставное, а простонародное, сросшееся с другими, чисто русскими, языческими чертами,»- указывает О.Михайлов.****

А если читателю этой святыни столько же лет, сколько и главному герою, то ему хорошо знакомы и понятны душевные порывы героя, что и ведет к достижению главной цели изучения произведения – определении мнимых и истинных ценностей души, внутреннего осознания собственной памяти и совести по отношении) к прошлому своего народа.. Об этом пишет французский писатель Анри Труайя: «... Рядом с календарем дней идет календарь совести. Движение солнца в небе сопровождается движениями внутреннего солнца души...»*****

Как уже говорилось, возрождение Руси и духовности ее людей невозможно без обращения к сокровищнице самого русского слова, языка Святой Руси. И эту задачу решает «Лето Господне». «И чуется мне, что эту книгу написала о себе сама Россия — пером Шмелева; выговорила о себе глубинную правду... утвердил а себя навек,»- очень хочется согласиться с данным утверждением И.А.Ильина.

 

____________________

    * «Поэма о старой Москве (Иван Шмелев и его Лето Господне)».  О. Михайлов – И. С  Шмелев «Лето Господне». Москва, «Советская Россия». 1988 г., с.7.

    ** Павловский А. И. Из статьи «Две России и единая Русь» - справочные материалы

И. С. Шмелев «Лето Господне». Москва, издательство Дрофа.

    *** «Поэма о старой Москве (Иван Шмелев и его Лето Господне)». О.Михайлов – И. С. Шмелев «Лето Господне», Москва, «Советская Россия». 1988 г., с.9

     ****  «Поэма о старой Москве ( Иван Шмелев и его Лето Господне)».

О.Михайлов - И. С. Шмелев «Лето Господне», Москва, «Советская Россия"» 1988 г., с.10.

     *****Анри Труайя из статьи «Иван Шмелев». «Справочные материалы  «И.С. Шмелев  «Лето Господне». Москва. Издательский дом «Дрофа», 1998 г., с. 100

 

 

 «Лето Господе» - «книга трепетная и молитвенная, поющая и благоуханная», по словам И.Ильина, занимает особое место в русской автобиографической прозе XX века: ее автор не только по - новому освещает тему детства, но и как прозаик, мастерски владеющий богатствами русской речи, применяет особую форму повествования  - сказ, создающий иллюзию звучащей, произносимой речи».  Шмелев - последний...из русских писателей, у которого еще можно учиться  богатству, мощи и свободе русского языка,» -отметил А. И. Куприн.* Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелева в русской литературе...писатель расстилает огромные ковры, расшитые грубыми узорами сильно и смело расставленных слов, словец, словечек, где значимо,» - вторит Куприну О. Михайлов.

Рисуя образы светлого счастливого детства и образ Святой Руси, взаимодействующие в повествовании, писатель использует и богатство народной речи, и новые изобразительные средства, открытые им.  Поэтика  «Лета Господня»  обогащает русскую прозу и обнаруживает новые тенденции в развитии художественной речи XX века.

Итак, мы обговорили причины, учитывая которые, необходимо ввести в программу курса литературы обязательное изучение «Лета Господня».

Теперь стоит обратиться к вопросу о возрасте читателя, которому нужно предложить познакомиться с данным произведением.

В какой бы  точке своего жизненного пути человек не был, встреча со святыней возвращает его к своему началу, истоку, превращает в ребенка, встречающиеся со святыней сравниваются в возрасте. С человека словно счищается накипь лет и сквозь нее проступает первоначальная чистота детства.

И конечно к этой святыне можно обращаться в любом возрасте, но важно не опоздать. «Лето Господне» - это книга о детстве и для детства, для того времени, когда память ребенка работает честно и качественно. А воспоминания детства очень важны для всей дальнейшей жизни человека.

Ф. М. Достоевский сказал об этом: «Знайте же, ничего нет выше и сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее когда-нибудь воспоминание, сохраняемое о детстве, может быть, самое лучшее воспоминание и есть»**

В принципе адресат определен — детство, но мы привыкли к большей  конкретности: учащиеся какого класса? Дети, какого возраста?  Традиционно принято адаптировать тексты применительно к конкретному возрасту, делать их доступными пониманию детей, подростков, юношества.

Но мы не можем назвать точный возраст читателей этом книги. Опыт работу показывает, что не физический возраст играет главную роль в усвоении всего разнообразия содержания, а иной интеллектуальный и духовный.

Как сказано в жизнеописании Пресвятой Богородицы: «Она трилетствовала телом и многолетствовала духом». Оказывается, это явление не такое уж редкое среди людей. Мы не только не хотим замечать этих различий, но и всех  «стрижем» под один физический возраст, глуша и подавляя творческий потенциал ребенка, нивелируя индивидуальности в общем котле коллективного обучения.

Технические умения и навыки приходят в свое время вместе с укреплением руки и глаза, а душа и ум удивительно открыты именно в раннем возрасте к восприятию высокого и прекрасного. И великий грех — не откликнуться на эту потребность души. И тем более не дать необходимой  для ее роста "пищи".

___________________________

 

*Куприн  А. И. «К 60-летию  И. С. Шмелева – журнал  «За рулем». 1933г.

** Лакшин В. Я. «Судьбы от Пушкина до Блока». Москва. 1990 г.


Чтобы достичь всех целей, поставленных нами выше, при изучении данного произведения нужно обратиться к душам читателей уже с 5 класса. Именно с этого возраста можно начать решать задачу формирования и укрепления духовности. Но дальше — все! Душа становится менее восприимчивой, ум сопротивляется процессу самостоятельного мышления, изобретения мысли:  ребенок начинает репродуцировать, пересказывать заученное. Очень небольшой процент учащихся старших классов хочет и может самостоятельно мыслить, изобретать текст, мучиться поиском слова, формы. Большинство же духовно и интеллектуально деградируют. Слово становится для них безразличным, они не чувствуют его духа, музыки, тончайших смысловых оттенков. А без этого нельзя идти к Шмелеву. Важно не опоздать!

Поэтому автор данной работы представляет опыт проведения уроков по изучению романа  И. С. Шмелева «Лето Господне», начиная с 5-го и заканчивая 11-м классом.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства, как не любить, не лелеять воспоминаний  о ней?» -  восклицает  Л. Толстой.  И в этих словах мы слышим голос гения с сердцем ребенка, стремящегося воскресить "невозвратимое" в своем воображении. Данное утверждение совершенно справедливо и для гения И. С. Шмелева. Ведь тема детства, детской души — ведущая в его романе «Лето Господне». В центре  произведения - образ ребенка, чьими глазами И. Шмелев наблюдает и постигнет мир.

Исследуя детство изнутри, Шмелев выделяет его ведущие черты, позволяет почувствовать его поэзию. Он считает, что ребенок более склонен к познанию, нежели к волевым проявлениям, его укрепляет радость открытий, влечет жажда новых впечатлений, еще не притупленных повторением. Поэтому свое повествование Шмелев строит на описании бытовых сцен. Ему не нужно показывать физические действия мальчика, как он спорит с сестрами или играет с дворовыми мальчишками  (этих сцен практически нет в повести, и детей как действующих героев нет, в этом заложен определенный смысл): писателю важно раскрыть, как меняются и мирятся представления ребенка о мире, когда он соприкасается с обыденной реальной жизнью.

Бытоописание Шмелева можно сравнить с нанизыванием бус на нить своей памяти. Поэтому детский взгляд дробит мир, жизнь главного героя состоит из отдельных эпизодов, сцен, ситуаций. Выпускание птиц на Благовещенье, закладка льда в погреба  на лето, поездка на рынок во время поста, сбор яблок, их освящение, окунание в прорубь на Крещенские морозы, обязательное угощение и одаривание нищих на Святки и Рождество - все это познание мира маленьким героем. Поэтому в практической части данной работы будут рассматриваться отдельные главы или фрагменты глав романа «Лета Господня».

Таким образом, существенный элемент познания дается не понятием, а доставляется наглядной концепцией мира. Мир «Лета Господне» - небесный и одновременно земной, материальный. А мир детства - золотой мир. В детстве человек более восприимчив к внешней стороне предметов,  поэтому мир кажется ребенку раем, все в нем благополучно и красиво. Весь он залит слепящим солнечным светом: «льется солнце на золотые окна и золотой дощатый пол, золотится воздух, золотится вечер, в осеннем золотом саду золотятся сказочные золотые яблоки, весной в золотой пыльце стоит верба, и небо золотое и вся земля, и звон немолчный кажется золотым тоже, и сыплются золотые капли с крыш, сыплются часто-часто, вьются, как золотые нитки», а надо всем этим — золото куполов и крестов над Москвой, праздничный, торжественный, духовный свет.

Истинная же ценность вещей детству пока неподвластна, человек в детстве более созерцателен, нежели деятелен (герой повести не динамичен в поведении, он статичен ), поскольку жажда деятельности, способность страдания - удел более поздней жизни, Детство в этом смысле иллюзорно, поэтому и счастливо.  Рассмотрим главы или их фрагменты, в которых автор показал нам счастливого героя. Детство счастливо от узнавания,восприятии, осознания собственного «Я». Поэтому блок уроков по изучению «Лета Господня» в 5 классе можно назвать «Сердце своё слушай». Это будут не обыкновенные, классические уроки, т. к., автор данной работы попытался внедрить в свою деятельность некогда ставшую популярной педагогическую технологию "мастерская". Новаторство данной технологии заключается в том, что личность сама строит свое знание, активно и творчески пользуется им в личной жизни. Ребенок понимается как личность , самостоятельная, творческая, социально-ответственная и конструктивно-вооруженная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Получение знания в мастерской идет через поиск-исследование,  поиск в коллективе (социализация - написанная мысль подвергается взаимному прочтению). Такие творческие мастерские предполагают цепь творческих заданий, которые предполагается решить сначала одному и от которых каждый не сможет уйти.

Концептуальный опыт таких технологий - «Все способны!» (это понимается не как способности от природы, а как завоевание, перелом, разрыв с самим собой ).

Феномен новой образовательной технологии — подход к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собст­венных средств взаимодействия с миром, людьми, Мастерская как совокупность пространств : игрового, учебного, культурного, художест­венно — творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Считаем, что применение такой образовательной технологии при обращении к роману «Лето Господне» является средством решения задач, перечисленных выше. А именно: помочь растущему человеку определить, где ценности мнимые, а где истинные, где богатство человека ; вне его или в нем самом. А феномен творческих «мастерских писания», представленных вашему манию, при изучении романа Шмелева 5 классе заключаются в том, что учащиеся через собственные ощущения и уже имеющиеся знания понимают и правильно реагируют на ощущения и движения души  маленького героя романа  и посредством его взгляда на окружающий мир русского православия возникает этот мир как близкий, родной, знакомый, т.е. через мир детства происходит возрождение духовности человека.

Презентация к уроку "В день свят суеты спят"

Презентация к уроку "Древнее, священное, вечное..."

Презентация к уроку "Милая моя и такая родная Русь"

Конспект урока "Колодец русскости"

Творческая мастерская письма "Дом - это..."

Конспект урока "В день свят суеты спят"

Конспект урока "Древнее, священное, вечное..."

Конспект урока-диалога "Милаямоя и такая родная Русь"

Детство моё и Вани Шмелева

Поделитесь полезной информацией: