лекционные материалы
Раздел I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
№ |
ТЕМА |
Число часов |
1 |
История и предмет экономической теории |
2 |
2 |
Рынок и условия его формирования |
2 |
3 |
Спрос и предложение и их факторы. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие |
4 |
4 |
Эластичность спроса и предложения |
2 |
Формы учебной работы
1) Обзорные лекции
2) Самостоятельная работа слушателей с учебной и методической литературой
3) Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач)
Тема 1. История и предмет экономической теории
1) Возникновение и развитие экономики как науки
2) Предмет экономической теории
3) Кривая производственных возможностей: редкость, эффективность, альтернативные издержки
В теме рассматривается происхождение экономики как науки, формулируются ее предмет исследования, а также основные задачи, стоящие перед ней.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Уяснить причины возникновения экономической науки.
2) Обосновать предмет экономической теории и объяснить его изменение на разных этапах развития человеческой цивилизации, начиная со времен античности.
3) Разобраться в том, что означает принцип ограниченности ресурсов?
4) Понять смысл и значение экономического выбора и альтернативных издержек.
Тема 2. Рынок и условия его формирования
1) Сущность рынка, условия его возникновения и развития
2) Частная собственность как предпосылка рыночного обмена
3) Права собственности как правила игры в хозяйственных системах
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Знать, что представляет собой рыночный механизм добровольного обмена правами собственности.
2) Уметь объяснить, почему общественного разделения труда как материальной основы недостаточно для возникновения рынка; почему рынок возможен лишь на основе частной собственности на средства производства и результаты труда.
3) Иметь ясное представление об экономических причинах возникновения частной собственности.
4) Уметь разграничивать экономическое содержание собственности и правовую ее форму.
5) Знать содержание экономической теории прав собственности и ее авторов; понимать роль данной теории в объяснении использования рыночного механизма в нерыночных зонах народного хозяйства.
6) Четко представлять сильные и слабые стороны той или иной формы собственности, на этой основе иметь представление о возможностях их использования как в "чистом", так и в "смешанном" виде в практике хозяйствования.
Тема 3. Спрос и предложение и их факторы. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
1) Понятие спроса. Функция и закон спроса.
2) Кривая спроса и его цена. "Парадоксы" закона спроса
3) Предложение и его функция
4) Факторы изменения предложения. Цена предложения
5) Модель частичного рыночного равновесия. Смысл рыночного равновесия.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Знать под влиянием каких факторов формируется спрос и предложение
2) Понимать характер зависимости спроса и предложения от цены.
3) Уметь различать индивидуальный и рыночный спрос, а также спрос и объем спроса (предложение и объем предложения).
4) Уметь задавать функции спроса и предложения в аналитическом, графическом и табличном вариантах.
5) Разобраться в "парадоксах" закона спроса и уяснить, почему они являются лишь кажущимися исключениями из закона спроса.
6) Уяснить почему фактор времени не оказывает столь существенного влияния на спрос, как на предложение.
7) Знать, что представляет собой рыночное равновесие и в чем его смысл.
8) Уметь объяснить последствия установления неравновесных цен .
9) Знать природу дефицита и избытка благ вследствие неравновесия рынков.
Тема 4. Эластичность спроса и предложения.
1) Понятие эластичности
2) Эластичность спроса по цене
3) Перекрестная эластичность спроса
4) Эластичность спроса по доходу
5) Эластичность предложения
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Понять экономический смысл показателей "эластичность спроса" и "эластичность предложения".
2) Уметь рассчитывать коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса по цене.
3) Правильно интерпретировать величину коэффициента эластичности спроса, а также его знак.
4) Иметь представление о сфере практического применения прямой и перекрестной эластичности спроса.
5) Знать, как рассчитывается коэффициент эластичности предложения, почему величина этого коэффициента меняется тем заметнее, чем более длительный отрезок времени рассматривается.
Раздел II ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
№ |
ТЕМА |
Число часов |
5 |
Общая и предельная полезность. Равновесие потребителя. |
2 |
6 |
Основы производства: технология и производственная функция. |
2 |
7 |
Фирма в рыночной экономике: причины возникновения, цели, правовые формы. |
2 |
8 |
Деятельность фирмы в коротком и длительном периодах. Равновесие фирмы. |
2 |
9 |
Структура рынка: конкуренция и монополия. |
2 |
Тема 5. Общая и предельная полезность. Равновесие потребителя.
5.1.Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена.
2) Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя.
3) Моделирование потребительского поведения: кривые безразличия и бюджетное ограничение.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Разобраться в сути категорий полезности и предельной полезности, понять различие между ними.
2) Понять, что цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной его полезностью.
3) Научиться использовать инструменты ординалисткого подхода к анализу поведения потребителя - кривые безразличия и бюджетное ограничение.
4) Понять, как раскладывается общий эффект от изменения цены на эффект замены и эффект дохода и в чем состоит практическое значение данного разложения.
Тема 6. Основы производства: технология и производственная функция.
1) Понятие производства. Производство и обмен.
2) Технология и производственная функция. Изокванта.
3) Равновесие производителя.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Понять экономический смысл процесса производства и его связь с обменом в рыночном хозяйстве.
2) Уяснить, что представляет собой производственная функция.
3) Уметь различать техническую и экономическую эффективность производства.
4) Знать принцип построения изокванты и изокосты. Уяснить принцип равновесия производителя на их основе.
Тема 7. Фирма в рыночной экономике: причины возникновения, цели, правовые формы.
1) Понятие и целевая функция фирмы.
2) Экономическая природа фирмы
3) Основные формы деловых предприятий.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Знать, что представляет собой фирма как экономический субъект рынка, какие функции она выполняет.
2) Уметь объяснить основные черты фирмы и ее отличия от рынка как альтернативной формы координации производителей.
3) Понимать причины возникновения классических фирм и их организационные формы.
4) Видеть новые явления в институциональной структуре экономики, влекущие за собой появление "оболоченных", "пустотелых" фирм.
5) Уметь объяснить, в каких сферах целесообразно использование тех или иных правовых форм предприятий, а также "оболоченных" фирм.
Тема 8. Деятельность фирмы в коротком и длительном периодах. Равновесие фирмы.
1) Длительный и короткий периоды: определение понятий
2) Концепция издержек в экономической теории
3) Классификация издержек фирмы. Издержки и доход фирмы.
4) Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Понимать роль фактора времени в производстве и предложении фирмы.
2) Уметь различать мгновенный, короткий и длительный периоды.
3) Знать классификацию издержек фирмы, понимать смысл постоянных и переменных, средних и предельных издержек.
4) Уметь давать графическую иллюстрацию издержек фирмы и ее дохода.
5) Знать особенности поведения фирмы в коротком и длительном периодах, понимать смысл условий равновесия фирмы.
Тема 9. Структура рынка: конкуренция и монополия.
1) Классификация рыночных структур
2) Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества
3) Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
4) Чистая монополия: объем выпуска и цена
5) Несовершенная конкуренция и ее формы
6) Показатели монопольной власти
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Понимать сущность конкуренции и условия для ее возникновения.
2) Знать основные типы рыночных структур, их признаки и отличительные черты.
3) Уметь изобразить графически каждую рыночную структуру.
4) Знать, в каких сферах экономики используются те или иные рыночные структуры.
5) Уметь объяснить достоинства и фиаско свободного рынка.
6) Знать причины вмешательства государства в рыночную экономику и основные его функции.
7) Понимать назначение антимонопольных законов и механизм их применения.
Раздел III РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
№ |
ТЕМА |
Число часов |
10 |
Общая характеристика и особенности рынков факторов производства |
2 |
11 |
Рынок труда и заработная плата |
1 |
12 |
Рынок капитала и процент |
1 |
13 |
Рынок земли и земельная рента |
1 |
14 |
Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя. |
1 |
Тема 10. Общая характеристика и особенности рынков факторов производства.
1) Понятие и структура факторов производства
2) Равновесие фирмы на рынках факторов производства
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Знать основные характеристики и производственные функции экономических ресурсов (факторов производства).
2) Уметь объяснить отличия рынков ресурсов от рынков готовых товаров и услуг.
3) Знать, что определяет спрос на факторы производства и как формируется предложение каждого из факторов.
4) Понимать механизм достижения фирмой состояния собственного равновесия на ресурсном рынке.
5) Уметь объяснить смысл экономической ренты и причины ее образования.
Тема 11. Рынок труда и заработная плата
1) Труд как фактор производства: спрос и предложение
2) Различия в заработной плате и их причины
3) Несовершенная конкуренция на рынке труда
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Понять особенности труда как фактора производства
2) Знать как формируется спрос на труд и его предложение.
3) Понимать смысл предельной производительности труда и предельных издержек труда и их динамику.
4) Усвоить правило максимизации прибыли в условиях, когда все ресурсы переменные.
5) Уметь объяснить причины дифференциации в оплате труда.
Тема 12. Рынок капитала и процент
1) Понятие капитала
2) Основной и оборотный капитал. Амортизация
3) Доход на капитал (процент) и его экономическая природа
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Разбираться в структуре капитала и понимать, что лежит в основе деления капитала на основной и оборотный.
2) Знать, что представляют собой амортизация, физический и моральный износ капитальных средств.
3) Понимать, как происходит процесс формирования цен на рынке капитала.
4) Знать, что такое процент и какова его экономическая природа.
Тема 13. Рынок земли и земельная рента.
1) Земля как фактор производства
2) Экономическая природа ренты и условия ее возникновения
3) Рента и цена земли
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Понять, почему природные ресурсы выделяются в отдельный фактор производства
2) Знать, что такое земельная рента и понимать концепцию экономической ренты, уметь объяснить причины ее образования.
3) Понять, чем определяется спрос на землю и какие существуют виды спроса не земельные участки.
4) Знать, как функционирует рынок земли, каким образом достигается равновесие в нем.
5) Понять, в чем различие между рентой и ценой земли, как рассчитывается цена земли.
Тема 14. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя.
1) Сущность и функции предпринимательства
2) Экономическая характеристика предпринимательства
3) Прибыль - вознаграждение услуг предпринимателя
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Уяснить сущность и основные функции предпринимательства как фактор производства.
2) Знать, что лежит в основе предпринимательской прибыли и чем определяется ее величина.
3) Уметь объяснить процесс образования предпринимательской сверхприбыли или убытков от предпринимательской деятельности.
ЧАСТЬ II М А К Р О Э К О Н О М И К А
Раздел I ПРЕДМЕТ И ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ МАКРОЭКОНОМИКИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
№ |
ТЕМА |
Число часов |
15 |
Цели инструменты макроэкономики. Совокупный спрос и совокупное предложение |
2 |
16 |
Макроэкономическое равновесие: классический подход и кейнсианская модель |
2 |
Формы учебной работы
1) Обзорные лекции
2) Самостоятельная работа слушателей с учебной и методической литературой
3) Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач)
Тема 15. Цели и инструменты макроэкономики. Совокупный спрос и совокупное предложение.
1) Понятие макроэкономики, ее цели, задачи и инструменты анализа
2) Основные макроэкономические показатели и их содержание в макроэкономических моделях
3) Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, определяющие их.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Знать основные цели и инструменты макроэкономического анализа.
2) Изучить основные макроэкономические показатели: содержание, способы расчета, взаимосвязь между ними в системе национальных счетов.
3) Знать фактические данные об объемах ВНП России и ряде ведущих западных стран.
4) Понимать экономический смысл терминов "совокупный спрос" и "совокупное предложение", уметь изображать их графически.
Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Классический подход и кейнсианская модель.
1) Характерные черты классического подхода
2) Кейнсианская критика классической школы. Понятие эффективного спроса.
3) Функция потребления, сбережения и инвестиций в кейнсианской теории
4) Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Знать основные положения макроэкономической модели классической школы.
2) Рассмотреть ключевые положения кейнсианской теории совокупного спроса и понять ее роль в формировании послевоенной экономической политики западных стран.
3) Знать функцию потребления, сбережения и инвестиций в кейнсианской теории.
4) Уметь обосновать равновесный объем национального производства в кейнсианской модели.
Раздел II МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ
№ |
ТЕМА |
Число часов |
17 |
Циклический характер развития рыночной экономики |
3 |
18 |
Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Государственное регулирование занятости |
3 |
19 |
Инфляция и антиинфляционная политика |
3 |
Формы учебной работы
1) Обзорные лекции
2) Самостоятельная работа слушателей с учебной и методической литературой
3) Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач)
Тема 17. Циклический характер развития рыночной экономики
1) Понятие экономического цикла и его фазы
2) Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3) Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Разобраться в природе экономического цикла.
2) Уяснить причины, вызывающие циклические колебания динамики рыночной экономики.
3) Знать фазы классического экономического цикла.
4) Понимать основные воспроизводственные функции каждой из фаз цикла.
5) Уметь обосновать особенности современного механизма и форм цикла.
Тема 18. Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Государственное регулирование занятости.
1) Понятие безработицы и ее определение
2) Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции
3) Виды безработицы и ее показатели
4) Государственное регулирование в области занятости
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Изучить причины безработицы в современной экономике.
2) Знать основные формы и последствия безработицы
3) Уметь рассчитывать уровень безработицы и понимать природу естественной нормы безработицы
4) Понимать причины и особенности безработицы в российской экономике.
5) Знать основные направления государственной политики в области занятости.
Тема 19. Инфляция и антиинфляционная политика
1) Сущность, причины и измерение инфляции
2) Виды инфляции и ее особенности
3) Социально-экономические последствия инфляции
4) Антиинфляционная политика
ЦЕЛИ:
1) Изучить причины и виды инфляции в современной экономике.
2) Знать основные последствия инфляции.
3) Понимать причины и характер российской инфляции
4) Иметь представление о государственной антиинфляционной политике.
Раздел III ДЕНЬГИ В МАКРОЭКОНОМИКЕ. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
№ |
ТЕМА |
Число часов |
20 |
Денежный рынок |
4 |
21 |
Макроэкономическая роль государства: денежно-кредитная и фискальная политика |
2 |
Формы учебной работы
1) Обзорные лекции
2) Самостоятельная работа слушателей с учебной и методической литературой
3) Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач)
Тема 20. Денежный рынок
1) Понятие и сущность денег. Денежная масса
2) Спрос на деньги: классическая (монетаристская) и кейнсианская концепции
3) Предложение денег. Денежный мультипликатор
4) Равновесие на денежном рынке.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Изучить причины возникновения, сущность, природу и функции денег.
2) Понять, почему в реальной экономике используются не только наличные деньги и что представляет собой денежная масса.
3) Изучить мотивы, определяющие спрос на деньги, а также функцию общего спроса на деньги
4) Понять процесс создания денег банковской системой
5) Изучить цели и инструменты денежно-кредитной политики, а также ее эффективность.
Тема 21 Макроэкономическая роль государства: денежно-кредитная и фискальная политика
1) Банковская система: центральный банк и коммерческие банки
2) Инструменты денежно-кредитной политики государства
3) Фискальная (финансовая) политика государства
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Объяснить содержание и цели денежно-кредитной политики.
2) Изучить основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ и механизм их использования.
3) Объяснить назначение и содержание фискальной политики.
4) Иметь представление о механизме фискальной политики и ее влиянии на макроэкономическое равновесие
5) Объяснить разницу между прямыми и косвенными налогами.
6) Раскрыть возможное воздействие фискальной политики на частные инвестиции, уровень цен и стабильность национальной валюты.