Текстовый блок
Эссе
учителя английского языка Филенко Е.Н.
на тему «Я - учитель»
на конкурс «Учитель года-2015»
(1 сентября 2010 года)
Первый раз. И сразу в 5 класс! С ума сойти! Моя первая линейка в качестве учителя и первый звонок на самый первый урок. Вхожу в класс с детьми. Переживаю и в первое мгновение замираю, сердце учащенно бьется. А вдруг что – то пойдет не так, как я запланировала? А если детям будет не интересно? Как много сразу этих «если…» в голове. Но взглянув на маленькие фигурки, с гордым видом, сидящие за партами, я невольно улыбнулась и начала урок. Все прошло замечательно! Вот так началась моя педагогическая деятельность.
Осень… Зима… Весна… День за днем. Уже 2014 год. Я часто размышляю о своём жизненном пути. Ну и угораздило же меня стать учителем. Но, ни разу не поймала себя на мысли, что мой выбор – ошибка. Я не могу представить, кем я могу быть, если не учителем.
Выбор профессии... От удачного выбора профессии зависит будущее. Но как сделать правильный выбор, когда душа лежит к одному, родители призывают к другому, а все друзья выбрали нечто третье?
Как среди множества разнообразных дел и занятий найти то единственное, которому готов посвятить жизнь, отдать все силы, постоянно совершенствуя свои умения, находя удовлетворение в достигнутом? К сожалению, случается так, что человек не находит себя, в силу каких-либо обстоятельств пасует, начинает плыть по течению. А бывает, что рядом оказывается интересный человек, всецело увлеченный профессией, и благодаря ему другой обретает свое призвание. «Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто-то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем.
Еще в детстве я хотела связать свою жизнь с детьми. В начальной школе хотела быть воспитателем в детском саду, в средней - врачом-педиатром, и вот в старшей школе я все - таки решила: буду педагогом. И по воле судьбы на моем школьном пути встречались педагоги, как мне кажется, от Бога.
Учитель. Много? Мало? Гордо? Рутинно и прозаично? Кто может дать сегодня однозначный ответ?
Время летит совсем незаметно. В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, фото с мероприятий, срочно…срочно…срочно!!! Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я – учитель.
Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы Сами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу! Мне хочется верить, что мои уроки больше, чем просто уроки иностранного языка. Я надеюсь, что это уроки будущего успеха. Именно на таких уроках, когда учащиеся сами ищут и находят, ставят цели и достигают их, ошибаются и приходят к правильному решению, рождается Личность, успешная Личность. А поможет им стать успешными учитель, поэтому, закончив в 2010 году Зерноградский педагогический колледж, я стала учителем английского языка, но на этом не остановилась и в 2014 году получила диплом о высшем профессиональном образовании в Ростовском Государственном Экономическом Университете (РИНХ), став лингвистом, переводчиком.
Новый учитель. Учитель-реформатор. Принят Профессиональный стандарт педагога, который, как мне кажется, должен выполнять скорее функцию ориентира для учителя в профессии. Ведь самого педагога трудно стандартизировать. Да, наверное, и не нужно: ведь каждый педагог уникален прежде всего своей творческой составляющей. И все же каким должен быть современный учитель? Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать? Попробую ответить… Современный учитель, безусловно, должен быть увлеченным и уметь увлечь своим предметом. Он имеет смелость иногда отойти от классно-урочной системы, чтобы дать учащимся возможность самим добывать знания. Конечно, ему необходимо владеть современными технологиями, формирующими навыки, без которых невозможна социализация выпускников к условиям современного, очень непростого мира. Но во все времена: Любовь, Доброта, Искренность - вот, что нужно любому ученику.
Я думаю, кто работает с маленькими детьми, не один раз сталкивались с тем, как они ненароком называют нас мамой, но тут же, улыбаясь, смущаются. И как приятно, когда дети доверяют тебе свои души, чистые и непорочные, как белый лист бумаги. Они пытливо вглядываются в твои глаза, пытаясь прочесть в них больше, чем ты произнесёшь вслух. Глядя в глаза, они ищут любви, понимания.
Каждый день я общаюсь со своими маленькими детьми, вижу, как на глазах меняется их внутренний мир, развиваются творческие способности, формируется отношение к природе к людям, ко всему миру.
И мне хочется стать не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Мой каждый урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я его обдумываю, планирую, мысленно провожу! Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки были лучше предыдущих. Я учусь.
Каковы параметры Настоящего учителя для меня сегодня (помимо качественного выполнения трудовых функций профессионального стандарта Педагога)?
- Учитель никогда не обижает.
- Учитель никогда не обижается навсегда. Обида- это неоправданные ожидания от ... себя самого в итоге. Согласитесь, коллеги?
- Учитель точно знает, что всё прощать – это значит, чего-то недопонимать. Прощение раньше понимания опасно.
- Учитель не должен любить, но он не имеет права не любить ученика. (Хотела написать «нелюбить» слитно: не от безграмотности, а в качестве подсказанного школьной жизнью окказионализма!)
- Учитель доверяет. Если человек привык никому и ничему не доверять, ему постоянно приходиться кого-то наказывать.
… Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы.
Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Какое мое жизненное кредо? Мое жизненное кредо - каждый день узнавать что-то новое. Каждый день я учусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги или путешествия дают мне возможность почувствовать, кто я.
Я учусь.
И я учусь учить.
Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.
Эта та цель, достигая которую, я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил.
И с самых первых школьных дней
Я начала мечтать ………
Хотела вырасти скорей,
Чтоб педагогом стать.
Стоять любила, помню я
С указкой у доски.
И представляла будто здесь
Мои ученики.
А после школы, кем же быть?
Мне не пришлось гадать!
Я точно знала, что хочу
Учительницей стать!
И вот я в школе…
Отзывы
Вера Григорьевна Разуваева
09.02.2015, 9:43
Екатерина Николаевна!
Замечательное эссе. Я бы назвала его "Я - Учитель! С большой буквы и с восклицательным знаком. Успехов Вам и творчества!
С уважением.
Екатерина Николаевна Филенко
10.02.2015, 12:41
Спасибо, Вера Григорьевна!
Елена Леонидовна Еськова
10.02.2015, 12:54 [Обновлено: 10.02.2015, 12:55 ]
Екатерина Николаевна!!! Восхитительное эссе!
Оригинально!!! Я в комиссии "Учитель года - 2015". Прочитала 20 эссе конкурсантов. Все одинаковые! А Ваше эссе получило бы наивысший балл. Успехов Вам огромных!!!
Екатерина Николаевна Филенко
12.02.2015, 10:02
Я со своим эссе на конкурсе "Учитель года - 2015" получила первое место. Спасибо большое! Мне очень приятны Ваши отзывы! Творческих успехов!
Елена Леонидовна Еськова
12.02.2015, 10:48
С днем Святого Валентина! Удачи!