Портфолио: теория и практика

Автор: Светлана Валерьевна Панюкова
Тэги: теория портфолио

На этой странице я размещаю теоретические материалы, касающиеся технологии портфолио.

Портфолио, как метод оценки

Портфолио относится к качественным методам оценки уровня усвоения материала. Необходимо отметить, что портфолио является не столько средством оценки знаний, умений и навыков, сколько средством оценки учебных, творческих, коммуникативных способностей школьника.

Если тестовая технология позволяет оценить первые три уровня усвоения знаний, умений и навыков (узнавание, воспроизведение, применение в привычных условиях), то оценить творческие способности обучающихся можно с помощью Портфолио. Творческий уровень и соответственно творческие способности современные системы тестирования знаний не выявляют.

«Портфолио достижений ученика» называют одним из средств индивидуальной оценки достижений учащегося. «Портфель личных достижений» (далее Портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе.

В зарубежной и отечественной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его прогресс и достижения в различных предметных областях. Являясь способом накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Философия учебного портфолио:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
  • интеграция количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника.

 

 

(Детали)

Порфтолио в социальных сетях?

Как показали результаты проведенных зарубежными авторами исследований, современная динамика развития социальных сетей наглядно демонстрирует потребность общества в общении, самопредставлении, самореализации [5,6,7,8 и других авторов]. В ряде работ отмечается, что следующим этапом развития электронного портфолио стало появление его новой формы, которая получила название webfolio.  Существует разница между понятием eportfolio и webfolio. С середины 90-х годов, термин eportfolio был использован для описания коллекции студенческих работ, представленных в электронном виде. А свою очередь webfolio располагается на динамическом веб-сайте, который взаимодействует с базой данных работ учащихся и реализует возможности социальной сети.

Следует отметить, что в отечественной системе образования технология создания и ведения электронного портфолио на базе социальных сетей до сих пор не получила должного обоснования, распространения и методического сопровождения. Актуальность изучения вопросов создания и ведения электронного портфолио в социальных сетях определяется уникальностью потенциальных возможностей функционала социальной сети для представления учениками и педагогами своих достижений; создания, ведения, представления и хранения в цифровом формате полученных ими дипломов и сертификатов, грамот, отзывов об уровне компетенций, уровне выполненных рефератов, докладов, исследовательских проектов; для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия пользователей сети, ведения ими блогов в социальных сетях и явно недостаточным уровнем использования данных возможностей в отечественной системе образования. 

Необходимо проведение дополнительных исследований в области педагогической теории и практики, поиска новых подходов к представлению и объективной оценке профессиональных достижений педагогов, к представлению личностных и образовательных достижений учеников в социальных сетях. Исследований,  инициированных новой волной активности пользователей социальной сети, бурным развитием инструментария социальных сетей; совершенствованием технических возможностей средств телекоммуникаций, программных и аппаратных решений для эффективного представления больших объемов  текстовой, аудио и видео информации в сетях.

(Детали)

е-портфолио

Под е-портфолио (электронный портфолио) будем понимать организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы.

Рассмотрим назначение е-портфолио[1]. Назначение е-портфолио с точки зрения педагогической целесообразности его использования для развития обучающегося:

-      создание комплекса документации для каждого обучающегося, включая информацию по всем изучаемым предметам и информацию о внеучебной деятельности каждого обучаемого, а также комментарии педагогов;

-      обеспечение каждого обучающегося инструментарием для проявления рефлексии и антиципации, самооценки достижений и успехов как в учебной, так и во внеучебной деятельности;

-      наполнение информацией об успехах обучающегося на всех этапах его обучения для последующего использования при поступлении на работу.

Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

(Детали)

Психологические и педагогические аспекты использования е-портфолио

Как показали результаты специальных исследований, использование каждым учащимся е-портфолио на базе средств ИКТ способствует развитию его творческого и критического мышления за счёт обеспечения возможности осуществления антиципации и рефлексии, а также способствует интенсификации учебного процесса за счёт реализации таких дидактических возможностей средств ИКТ как возможность накопления больших объёмов информации, возможность незамедлительной обратной связи, возможность автоматизированного контроля, возможность доступа к информации преподавателей и родителей, возможность её структурирования.

Под рефлексией будем понимать оперирование субъекта с собственным сознанием, обеспечивающее выявление условий и оснований системы собственных действий и поступков, а также «выход» субъекта из текущего процесса осуществления деятельности. Рефлексивные умения выражаются в способности человека формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения являются важнейшим компонентом в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми рефлексивными умениями имеет большие возможности в реализации творческого потенциала. Необходимо отметить, что к общим рефлексивным умениям относятся:

-        умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;

-        умение адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы соответственно конкретным условиям с целью достижения оптимальных результатов;

-        умение прогнозировать последствия своих профессиональных действий, осуществлять контроль и самоконтроль, анализировать результаты выполненной деятельности, самокритично относиться к ней;

-        умение оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт коллег.

Под антиципацией будем понимать предвосхищение, способность человека в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий и поступков на основе результатов рефлексии будущего шага развития деятельности.

Остановимся на том как учитель может использовать работы обучаемого, представленные в е-портфолио для изучения не только уровня развития творческих способностей ребенка, но и для изучения динамики развития этих способностей. Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся. Наиболее известным подходом в зарубежной педагогике является подход, представленные в виде таксономии Б.С. Блума (США, 1956). Принято считать, что таксономия (греч. Taxis - расположение по порядку и  nomos - порядок) – это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

В первую очередь необходимо отметить, что таксономия целей Блума является удобным и понятным инструментом для качественного анализа достижений обучаемого, для изучения способности ребенка мыслить и творить. Данная таксономия отражает качественно иной подход к оценке динамики развития творческих способностей ребенка, выявлению уровня его мышления и особенностей познания. Использование данного подхода  основано на выделении цели, которые ученик должен достичь на данном уровне. Если цель достигнута, значит, ученик достиг запланированного уровня. Именно поэтому таксономия Блума может быть рекомендована учителю для того, чтобы правильно оценить успехи школьника, его достижения, творческие работы, рефераты, сочинения, эссе и прочие работы, собранные в портфолио.

В своей классификации Блум среди когнитивных целей выделяет 6 категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.  Представленная таксономии Блума иерархия целей идет от простейшего к наиболее сложному, причем предполагается, что в «основании пирамиды» находятся знания.

Учитывая результаты педагогических исследований и современные представления о сущности понятия е-портфолио, отметим, что его использование в обучении информатики должно обеспечивать следующее:

  • наполнение е-портфолио информацией о динамике формирования знаний, умений и возможности их использования для саморазвития;
  • непрерывный доступ обучаемого к е-портфолио;
  • возможность архивации по желанию студента текстовых данных, аудио данных, видео данных;
  • защита информации студента от несанкционированного просмотра и использования;
  • возможность доступа к е-портфолио, контроля и внесения корректив, касающихся учебной деятельности ученика со стороны учителя.

Рассмотрим примеры использования е-портфолио в образовательном процессе Великобритании.

1. В проекте QCA и Futurelab’s e-VIVA е-портфолио использовался не только для архивации академических результатов обучающихся, но и для поддержки рефлексии и антиципации. Обучающиеся накапливали и размещали информацию, представленную в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-видео информация), на web-сайте учебного заведения в течение длительного времени. При необходимости они могли обращаться к преподавателям и кураторам либо направляя информацию по сети, либо по мобильному телефону.

2. На сайте http://www.cityofnottinghampassport.com  приводится пример е-портфолио, которое отображает достижения обучаемого, его прогресс и способность управления собственным обучением. Данный е-портфолио подтверждает ежегодные результаты работы обучаемого во многих областях учебной программы.

Таким образом, использование е-портфолио в учебном процессе позволяет обучающимся контролировать свой прогресс обучения, планировать образовательную стратегию, развивать рефлексию и антиципацию, а преподавателям оптимизировать контрольно-коррегирующую деятельность.

(Детали)

Проект 4портфолио

Проект создания  webfolio, который получил название «4Portfolio» учитывает то, что в соответствии с пирамидой Маслоу, возможность самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Именно по этому принципу строится работа социальной сети 4Portfolio. Сеть предназначена для создания и ведения портфолио не только дошкольниками, школьниками, студентами, но и учителями, преподавателями вузов, уже работающими специалистами и даже юридическими лицами, в том числе школами. Отличительной особенностью портала стал простой и интуитивно понятный интерфейс, встроенная система безопасности с возможностью регламентации доступа к страницам портфолио, обеспечение пользователей необходимой методической помощью и поддержкой.

Реализация функционала социальной сети на портале 4Портфолио дает ученикам возможность получить своевременную помощь и консультацию педагога, оценить свои достижения самому и показать эти достижения родителям и друзьям, сравнить их с достижениями одноклассников. Наличие подробных рекомендаций обеспечит пользователей инструкциями по эффективному и грамотному использованию инструментария сети для самопредставления своих достижений, для дальнейшего наполнения и ведения портфолио в будущей  профессиональной деятельности, для ведения записей, блогов, форумов. Организационно-методическое обеспечение для пользователей системы позволит им эффективно использовать инструментарий электронного портфолио в социальной сети, в том числе: расширить круг своего общения, наглядно демонстрировать свои успехи, делиться своими идеями, достижениями и мыслями с многомиллионной аудиторией социальной сети.

Представление основных индивидуальных достижений в социальной сети позволит каждому пользователю создать личное персональное виртуальное пространство, которое станет базой для создания своего виртуального «Я». Учебные заведения получают возможность бесплатно регистрироваться в сети, создавать бесплатные коллекции достижений своих обучаемых и педагогов, проводить всевозможные конкурсы, осуществлять рейтинговую оценку достижений обучаемых и педагогов.

Функции портфолио, реализованные  на портале 4Portfolio: диагностическая, содержательная, развивающая, мотивационная, коммуникативная, рефлексии, целеполагания и антиципации.

Выделим основные планируемые результаты использования технологии электронного портфолио в школе на базе  социальной  сети 4Портфолио: 

–   возможность общения со сверстниками, коллегами и преподавателями в удобное время;

–   демонстрация учебных, научных, личных (спортивных, музыкальных и прочих)  достижений;

–   оказание помощи в планировании личного развития, построения индивидуальной образовательной траектории;

–   развитие коммуникативных и социальных навыков;

–   поощрение рефлексивного обучения и возможность проявления антиципации;

–   возможность использования накопленных документов при переходе из одного учебного заведения в другое и после окончания вуза;

–   повышение возможности удачного трудоустройства или продолжения обучения на следующей ступени; 

–   помощь  в карьерном росте после окончания учебного заведения;

–   помощь в самоопределении, самопредставлении, самореализации.

 

Литература

  1. Панюкова С.В. Есенина Н.Е., Е-портфолио. Журнал «Информатика и образование»,  Изд-во «Образование и информатика».  -  М.: № 3,  2007.
  2. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. (Учебно-методическое пособие). Издательский дом «Академия», - М.: 2010.
  3. Панюкова С.В. Использование электронного портфолио в системе среднего и высшего образования. Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», - Протвино, 2012, с. 341-344
  4. Панюкова С.В. Создание и ведение электронного портфолио в социальной сети 4Portfolio. Материалы XXIII-ой Международной конференции. /Применение   новых  технологий   в образовании.  - Троицк, 2012.  с. 147- 149.
  5. Becta. (2007) Impact of e-portfolios on learning. [Online] Available at: http://partners.becta.org.uk/index.php?section=rh&catcode=_re_rp_02&rid=14007 (Accessed: 20 August 2008).
  6. BECTA’s View. E-assessment and e-portfolio, January, 2006. BETT’ 2006 – http://www.becta.org.uk.
  7. E-portfolio: A personal space for learning and the learner voice/ Personalizing Learning in the 21st Century, edited by Sara de Freitas and Chris Yapp, 2005.
  8. E-portfolios. infoKit / www.jiscinfonet.ac.uk/e-portfolios, p. 73

 

 


[1]При написании этого материала использованы результаты исследований учёных Великобритании и компании BECTA (Великобритания) в области развития национальной образовательной стратегии на базе средств ИКТ, представленные на сайте http://www.becta.org.uk и в работе «E-portfolio: A personal space for learning and the learner voice»/ Personalizing Learning in the 21st Century, edited by Sara de Freitas and Chris Yapp, 2005, C. 79-82.

(Детали)

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Картинки профиля пользователя haris zehaan
haris zehaan
29.03.2024, 3:36
I’ve been searching for some decent stuff on the subject and haven't had any luck up until this point, You just got a new biggest fan!..I really loved reading your blog. It was very well authored and easy to understand.I know your expertise on this. I must say we should have an online discussion on this. Writing only comments will close the discussion straight away! And will restrict the benefits from this information.this is really nice to read..informative post is very good to read..thanks a lot! https://www.digitekprinting.com/direct-mail
1 отзыв