МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


   Работаю учителем – логопедом 7 лет. Логопедический пункт является структурным подразделением государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера). ("Инструктивное письмо" Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"). Таким образом, логопедический пункт комплектуется детьми с фонетическим дефектом (изолированным), фонетико-фонематическим, фонематическим и общим недоразвитием речи. Оценка речевого развития детей состоит из обследования устной речи и письменной речи (письмо и чтение). Диагностическое обследование устной и письменной речи состоит из методик Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.

   Обследование письменной речи включает анализ письменных работ, проверку навыка чтения. По итогам обследования речи комплектуются группы. Вся работа строится в соответствии с должностной инструкцией учителя-логопеда. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии 5-10 классов в городской местности первой ступени начального общего образования. Придельная наполняемость логопедического пункта 25 учащихся на ставку учителя-логопеда (20 астрономических часов). Периодичность и продолжительность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия 40 мин., индивидуального 20 мин. Занятия с учащимися проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт заводится речевая карта. Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.

    Методической темой нашей школы является: «Новые подходы к личностно-ориентированному обучению и воспитанию учащихся, направленные на возрождение нравственности, духовности, культуры». В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление – использование нейропсихологических методов при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников. В коррекционно-развивающей работе с детьми использую информационно-коммуникационные технологии как способ оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи. В настоящее время все большее значение приобретает письменный язык. Это обусловлено тем, что на современном этапе развития общества приоритетными являются письменные виды коммуникации. Новейшие компьютерные технологии позволяют приобретать знания не только через традиционные системы образования, но и нетрадиционным путем: дистантное обучение, электронное обучение и т.д. Роль чтения и письма в жизни растущего поколения за последние годы резко возросла. Однако, многие дети при обучении письму испытывают серьезные трудности, резко снижающие школьную мотивацию, ведущие к стойкой неуспеваемости.

   Дисграфия относится к одному из видов проявления трудностей обучения и рассматривается как специфическое нарушение, отражающее в большей мере недостаточность фонологических способностей, дефицита зрительного восприятия и зрительно-пространственного анализа наряду с проявлением ряда моторных трудностей. Нередко логопедам встречаются сложные варианты нарушений письма, механизмы которых не понятны, а применение традиционных методов коррекционного воздействия зачастую не дает положительных результатов. Научные публикации Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, А.Н. Корнева, А.В.Семенович, А.Л. Сиротюк дополняют знания логопедов о дисграфии и возможных методах ее преодоления. В центре внимания логопеда обычно оказывается внешняя сторона процесса развития письменной речи или его нарушение. Однако, важно то, что остается невидимым, но обеспечивает полноценное владение письмом или составляет причину его нарушения – мозговые механизмы речи в норме и патологии. Поэтому специалисту необходимо знать не только тонкости русского языка, но и понимать, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Знание этих механизмов требует ориентации в основах нейропсихологии. Нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

    Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие отвечает за целостный образ какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии.

   Нейропсихологический подход позволяет разработать специфические, индивидуальные коррекционные программы, в которых формирование «отставших» функций осуществляется в деятельности не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими психическими функциями, а также во взаимодействии с определенными зонами мозга.

   Успешной коррекции дисграфических нарушений способствует, в частности, методика, разработанная сотрудниками научно-исследовательского центра детской нейропсихологии под руководством А.Е. Соболевой. Приемы и упражнения, разработанные учеными, направлены на формирование лингвистической зоркости и чувства языка. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Пропуск букв может возникнуть по следующим причинам: ученик первый раз слышит слово; он не знает, что обозначает слово; ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным; у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца. Решить проблему пропуска букв в словах помогут решить следующие упражнения. Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии младшего школьника. Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче. Упражнение эффективно при пропуске букв.

    Использовать нейропсихологические приемы возможно и в других направлениях логопедической работы: при обучении грамоте в процессе формирования навыков фонематического анализа, для формирования зрительно-пространственных отношений, при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству, а также в процессе формирования лексико-грамматических категорий (словообразования, словоизменения).

    Мы проанализировали письменные работы младших школьников в начале и в конце учебного года. Данные сравнительного анализа позволяют сделать вывод о значительном улучшении состояния письма младших школьников, что допускает использование нейропсихологических приемов в коррекционной работе в школе. Систематическое применение вышеописанных приемов поможет направить процесс коррекции письменной речи по более эффективному пути и создаст условия для дальнейшего обучения детей с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе. При использовании нейропсихологических методов у младших школьников развиваются все необходимые психические функции, особенно произвольность. В процессе занятий учащиеся вырабатывают умение следовать правилам, развивают речь, воображение, пространственные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление – все, что необходимо для овладения русским языком. Подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют логопедические занятия, делают их веселыми и интересными, вносят определенный соревновательный элемент в процесс обучения, что повышает мотивацию к занятиям с логопедом.

    Для достижения цели коррекционного образовательного процесса следует обеспечить индивидуально приемлемую среду развития, адаптировать ее применительно к индивидуальным особенностям младшего школьника, создать в ней «поле возможностей» развития личности, т.е. среду индивидуального образовательного пространства. Для развития фонетической, фонематической, лексико-грамматической стороны речи целесообразно использование специально подобранных игр, упражнений, развивающих мелкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата. Для достижения положительных результатов в логопедической работе необходимо использовать кинезиологические упражнения, стимулирующие интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие, логопедическую ритмику, воздействующую на сенсомоторную сферу ребенка.

   Песочная терапия является мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение. В процессе работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния младшего школьника.

    Важна роль игр с мячом в логопедической коррекции. Они направлены на развитие общей моторки, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, фонематического восприятия и закрепление правильного звукопроизношения, дифференциацию звуков, на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

      Су-джок терапия является мощным средством развития речи, а также способствует повышению умственной работоспособности. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формирования лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий. Такая всесторонняя работа способствует тому, чтобы у младших школьников появилась стойкая положительная динамика в речевом развитии. На занятиях развиваются фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь. Нетрадиционные методы коррекции позволяют осуществлять профилактику нарушений письменной речи.

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

    Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям целесообразно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные презентации и программы, так как считаю, что они могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

   • использование новых моделей компьютера;

  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;

  • включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

   У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую компьютерные презентации.

   Направления коррекционной работы с использованием ИКТ:

     • развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок;

     • обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа;

   • формирование зрительно-пространственных отношений;

   • работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв;

  • формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. • коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук. Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда: • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;

  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям; • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.  

    Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

    • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

   • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

   • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

   Использование компьютерных презентаций на логопедических занятиях позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. 

    Создаваемые мною компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое, способствуют формированию лексико-грамматических категорий, навыка овладения чтением. С некоторыми заданиями, подготовленными с использованием компьютерных технологий, можно познакомиться в разделе «Методическая копилка».

   В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с учащимися начальной школы.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:

  – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

  – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности; – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений

  – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

  – появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам.

    Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат. Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь, как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроиться на учебную деятельность, и их ведущей деятельностью остается игровая. В дальнейшем возможно использовать компьютер в диагностических целях.

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Картинки профиля пользователя Neha Dutt
Neha Dutt
06.01.2024, 2:56
You can contact us using phone calls, email, and WhatsApp because we have the widest variety of Gurgaon Escorts , and we have your dream girl. This agency is a worry-free company. We are the best Gurgaon escorts throughout the year.
Картинки профиля пользователя Lisa Dsouza
Lisa Dsouza
03.02.2024, 2:30 [Обновлено: 03.02.2024, 2:31 ]

Choosing a partner Escorts in Thane in Thane is easy. However, you need to keep some factors in thoughts about the Thane escorts before you seek the help the service. You can consider choosing the best escort girls while you are in Thane to have some fun. They are expert girls who know how to deal with the clients' wishes in the best possible way.

Картинки профиля пользователя rohan Rajput
rohan Rajput
01.03.2024, 11:52
The customers to the sex worker and if you make the call girls and escort girls happy by doing shopping after having sex, then that too. Will bless and be comfortable inside and will pray and pray heartily for you to move forward means Escort in Pitampura have all kinds of clients.
Картинки профиля пользователя Vansh Sharma
Vansh Sharma
11.03.2024, 2:55
Aerocity Escorts are quite sensual, and you may cuddle up with them on your lap. If you’re up for some other kind of experiment, you can have it your way with our sweetest and still the hottest Aerocity Call Girl . Only you and I will make me incredibly happy. It’s important to keep in mind that all the females in Aerocity are just like oneself women looking to have a great time if you take it easy and trust us, they’ll take you somewhere quiet where you and your lover may gaze at the stars in pleasure.
Картинки профиля пользователя Orabelle hana
Orabelle hana
20.04.2024, 9:36
This psychological technique must be widely spread grade calculator
Картинки профиля пользователя Kunal Tomar
Kunal Tomar
05.06.2024, 4:15
Have Some of the Happiest Minutes With Sizzling Independent Sarojini Nagar Escorts Service and Escort Services If That Is Correct at That Point. That Is Too Detailed To Put In Words. When you host a party with our selection of sexy call girls in Sarojini Nagar, NCR, and Sarojini Nagar, new memories will be created. Excitement Delights Will Effectively Satisfy Your Erotic Needs Before You Can Imagine Meeting These Hot Screwing Sweethearts Will Increase Your Level Of Joy Even Further.
36 отзыв(ов)