Задание 3.Развитие критического мышления и изучение таксономии Б.Блума
Во всём должна быть логика. Если её нет – нет смысла в работе вообще, а в учительской в особенности... Изучение таксономии Б.Блума поможет учителю выстроить смысловую цепочку и следовать согласно составленному плану. Таксономия «обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности». Чтобы процесс обучения был успешным, это и есть главное условие. То есть таксономия – это теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих строение иерархии. Составление разноуровневых заданий – одна из главных задач, стоящих перед любым учителем.
Таксономия нужна, чтобы:
1. правильно ставить цели в обучении;
2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;
3. правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;
4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.
Б.Блум разработал иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.
Таксономия Блума определяет способы классификации, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.
1 уровень - 5-7 заданий 2 уровень-1-2 задания
3 уровень- 5 заданий 4 уровень- 1 задание
5 уровень- 1 задание 6 уровень- 1-2 задания
За первые три уровня (12-13 заданий) - оценка "3"
за 15 заданий-"4" за 17 заданий -"5"
Примеры обобщенных типов учебных целей
1.Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала— от конкретных фактов до целостной теории.
К целям этого уровня относятся специфические знания (даты, факты, числа, термины, названия; процедурные знания критерии, направления, категории, классы); абстрактные знания (принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры и др.).
Ученик
знает (запоминает и воспроизводит) термины и основные понятия, конкретные факты, методы и процедуры, правила и принципы.
2.Понимание
Ученик способен преобразовывать (транслировать) материал из одной формы выражения в другую (например, из словесной— в числовую или образную), интерпретировать полученные сведения, строить предположения о дальнейшем ходе явлений.
Ученик
Понимает факты, правила, принципы.
Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы.
Преобразует материал в другие формы.
Описывает возможные последствия на основе имеющихся данных.
3.Применение
Эта категория обозначает способность использовать изученный материал в заданных условиях и новых ситуациях.
Ученик
Использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях.
Демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
4.Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.
Ученик
Выделяет скрытые (неявные) предположения.
Видит ошибки и упущения в логике рассуждений.
Проводит разграничения между фактами и следствиями.
5.Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее той или иной степенью новизны. Варианты:
синтез идеи (поиск решения проблемы);
синтез процедуры (разработка плана последовательности операций по решению задачи); синтез структуры (построение функции, классификация)
Ученик
Пишет сочинение, эссе.
Предлагает план проведения эксперимента.
На основе знаний из различных областей составляет план решения проблемы.
6.Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Суждения ученика должны основываться на четких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели), Критерии определяются самим учеником или предлагаются ему извне, например, учителем.
Ученик
Оценивает логику построения материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных).
Оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
Оценивает значение того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР
Разноуровневые задания
по теме «Обобщение по теме «Причастие. Причастный оборот» 7-й класс
1-й уровень.
1. Продолжи: Причастие – это ...
2. Отвечает на вопросы....
3. Обозначает...
4. Причастный оборот - это.... Пример:...
5. Синтаксичекая роль причастия в предложении- ….
6. Причастный оборот обособляется, если.....
2-й уровень
1. Найдите словосочетания «сущ.+ причастие», выпишите, выделите главное слово.
Черная ночь, желтым листом, чернеющая дыра, колосистая рожь, желтеющим листом, поседевшие волосы, покрашенный пол тающим снегом,свежие семена, светлеющее небо, заросший пруд, покинутый дом, горячая печь, мокрый снег,желтеющий лист, спелый крыжовник.
2. Образуйте причастия, от слов, данных в скобках, перепишите расставьте знаки препинания.
В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под (хмуриться) солнышком, не замело колеи листвой (шуршать) под ногами.
У ярко (осветить) подъезда было шумно и радостно: сновали торопливые ноги (заглушить) половиком в окно несся уличный шум.
На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные березы с макушками (уцелеть) в этой рубке.
3 уровень
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути.
2. Укажите предложение со страдательным причастием:
Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы. Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке.
3. Раскройте скобки:
Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность.
Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще(не) сошедшего снега, откуда-то взялась зелень.
Повеяло сыростью от (не)видимого пруда.
4. Подчеркните причастные обороты, расставьте знаки препинания.
И потом он видел его лежащего на жёсткой постели дома бедного соседа.
На голове Кунанбая была белая ермолка привезённая из Мекки.
Он занимал облицованный мрамором особняк в самой аристократической и тихой части города утопавшей в липовых аллеях и садах.
Братья остановились заворожённые подбегающим чудом,-настолько красива была лиса на бегу, как лодка стремительно пущенная по течению.
5. Выполните морфологический разбор причастия.
Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев).
4 уровень
– Прочитайте предложения, найдите причастия, обозначающие цвет.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад...
Листья пожелтевшие по ветру летят. (А.К.Толстой)
Колеблющийся полет бабочек над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков)
– Сравните слова "пожелтевшие" и "желтые", "зеленеющий" и "зеленый". Чем отличаются эти слова?
5 уровень
Составьте синквейн на тему «Причастие»
1 строка - название синквейна
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола
4 строка - фраза на тему синквейна
5 строка - существительное.
6 уровень
Творческая работа.
Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.)
Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.
А вот этот прием, который успешно использую давно в педагогическлй работе.
Прием «Ромашка вопросов»
(по Блуму)
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?",
Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
Отзывы
Светлана Валерьевна Панюкова
06.07.2014, 12:47
Людмила
23.07.2014, 7:48
Алина Ивановна, спасибо за предоставленный материал! Грамотно, общедоступно, увлекательно и понятно.
katy swift
04.07.2023, 5:10
Stephen Yorck
11.05.2024, 6:46
Удаленный пользователь
05.11.2024, 11:34