Раздел: Портфолио достижений

Концепции проф. образования

Текст

Ведущие концепции (модели) образования

Период

Концепция (модель)

Тематическое ядро концепции

Личностная компонента

1920— 1930 гг.

Традиционно-консервативное образование

Практико-ориен-тированная система знаний, умений и навыков

Развитие самостоятельности и активности обучаемых, их способности к самообучению и творчеству

1930— 1960 гг.

Когнитивно ориентированное образование

Система научных предметных знаний и умений

Акцент на сознательности и активности в обучении. Учет индивидуальных познавательных возможностей обучаемых

1960— 1970 гг.

Оптимизация учебного процесса

Целостный под ход к обучению, его содержанию, организационным формам и методам

Формирование познавательных способностей, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к жизни

1970— 1990 гг.

Развивающее обучение

Взаимосвязь обучения и развития на основе организации субъект-субъектного взаимодействия обучаемых и обучающих

Развитие обобщенных способов умственных действий, саморегуляции, рефлексии и мыслительных способностей обучаемых

 

Период

Концепция (модель)

Тематическое ядро концепции

Личностная компонента

1990— 2001 гг.

Личностно ориентированное образование

Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе реализации личностных функций обучаемых

Персонализация, рефлексия и стереотипизация (Н.А.Алексеев); использование субъективного опыта (И.А.Якиманская); формирование потребности «быть личностью» (В.В.Сериков)

С 2001 г.

Личностно-развивающее образование

Саморегулируемое учение, актуализация индивидуальности и субъектности обучаемых

Саморазвитие, самоопределение, самоактуализация обучаемых

 

Все приведенные образовательные концепции предусматривают формирование системы научных и практических (процедурных) знаний, умений и навыков, воспитание нравственных качеств, а также развитие у обучаемых познавательных процессов, общих и специальных способностей, социально значимых свойств и качеств. Смещаются лишь акценты: в одних моделях большее значение придается знаниевой составляющей образования, в других — деятельностной, в третьих — развивающей.

Содержание образования определяется его целями и задачами на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием уровня развития научного знания, производственных технологий и требований жизни. Несмотря на многочисленные реформы образования, структура его содержания сохраняет относительную устойчивость и стабильность. В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин определяли содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить развитие личности.

 

Когнитивно ориентированного образования. Целевая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также метазнаний. Главная ценность — социокультурный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Смыслообразующим фактором служит информационное обеспечение обучаемых. Ценностно-смысловая направленность — обучаемые с заранее заданными характеристиками (компетентностью). Развитие личности оказывается «побочным продуктом» учебно-познавательной деятельности. С психологической точки зрения это «личностно отчужденное образование» (М.М.Поташник).

Деятельностно ориентированного образования. Доминирует в системе начального и среднего профессионального образования, имеет отчетливо выраженную функциональную направленность. Целевая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также способов выполнения умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Ведущая ценность — обобщенные способы выполнения социально-профессиональных действий (компетенции). Субъективный опыт учащихся приобретает личностный смысл. Ценностно-смысловая направленность образования — заданная учебно-прикладная (профессиональная) квалификация.

Теории развивающего обучения. В теории Л.В.Занкова главная ценность обучения видится в развитии психических процессов. Смыслообразующим фактором выступает обучение на высоком уровне трудности. Целевая ориентация — направленность на формирование теоретических знаний, развитие эмпирического мышления. Согласно теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина— В.В.Давыдова ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста. Смыслообразующим фактором выступает развивающаяся ведущая деятельность. Целевая ориентация — развитие теоретического мышления и усвоение теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Ценностно-смысловая направленность обучения — развитие у учащихся познавательных способностей.

Концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Конституирующая ценность — развитие личности, ее автономности, самостоятельности, рефлексии, ответственности и др. Смыслообра-зующий фактор — обучаемость. Образование ориентировано на создание условий для полноценного развития личностных функций всех субъектов образовательного процесса. Ценностно-смысловой направленностью образования провозглашается индивидуальное развитие субъектов учения.

Концепция личностно-развивающего образования (А.В.Петровский, В.В.Сериков). Ценностями этого образования становятся универсальные личностно-деятельностные способности: смыслот-ворчество, избирательность, рефлексия, сверхнормативная активность. Личностно-развивающий смысл приобретает взаимодействие субъектов образовательного процесса, самодвижение в образовательном пространстве. Ценностно-смысловая направленность — развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодействия и сотрудничества.

Модель развивающегося образования. Ведущими ценностями провозглашаются развитие и саморазвитие всех субъектов образования и самого образовательного процесса (образовательной деятельности) в режиме взаимосодействия. Смыслообразующим фактором становится открытое саморазвивающееся образовательное пространство. Ценностно-смысловая направленность образования — самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве.

Анализ генезиса ценностно-смысловой направленности показывает, что в каждой последующей концепции усиливается развивающий потенциал образования: в традиционной образовательной концепции — когнитивно ориентированной — развитие обучаемых было «побочным продуктом»; в теориях развивающего обучения решающее значение приобретает развитие познавательных способностей: наблюдательности, рефлексии, мышления; в концепциях личностно ориентированного и личностно-развивающего образования главной ценностью становится развитие целостной личности обучаемых, всех ее структурных составляющих, а личностным смыслом провозглашается самоактуализация и саморазвитие. Проведенный анализ свидетельствует, что по мере усиления личностной компоненты изменяется направленность концепции, которая отражает иерархию ценностей и смыслов образовательной деятельности.

 

Ценностно-смысловая направленность ведущих концепций образования

Концепция,

модель образования

Целевые ориентации

Ценностно-смысловая направленность

Концепция когнитивно ориентированного образования

Формирование знаний, умений, навыков, а также метазнаний*, компе-тентностей

Личность (обучаемый) с заранее заданными характеристиками (компетентностью)

Концепция деятельно-стно ориентированного образования

Формирование знаний, умений, навыков, способов выполнения умственных и практических действий, а также компетенций

Обучаемый с заданной учебно-прикладной квалификацией** (обученно-стью)

Теории развивающего обучения

Формирование теоретических знаний и развитие эмпирического мышления (теория Л.В.Занко-ва). Формирование обобщенных знаний и действий, развитие теоретического мышления (теория Д.Б.Эльконина— В.В.Давыдова)

Когнитивные (познавательные) способности учащихся

Концепция личностно ориентированного образования

Личностное развитие

Индивидуальное развитие субъектов учения

 

Концепция,

модель образования

Целевые ориентации

Ценностно-смысловая направленность

Концепция личностно-развивающего образования

Развитие личности, ее универсальных личност-но-деятельностных способностей

Развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодействия и сотрудничества

Модель развивающегося образования

Самоактуализирующиеся субъекты образования

Самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве

 

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Картинки профиля пользователя ali umair
ali umair
05.08.2025, 2:13
Gnarly article mate, keep the good work, just shared this with ma friendz Blogger Outreach
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
06.08.2025, 12:34
Ones own favorite songs is without a doubt astonishing. You have got various highly athletic animators. As i intend one the ideal in achieving success. iosbet slot
Картинки профиля пользователя Ateeb Khatri
Ateeb Khatri
06.08.2025, 1:09
Regards just for featuring brand-new upgrades in connection with priority, Document wait for look at a great deal more. bandar slot
Картинки профиля пользователя ali umair
ali umair
06.08.2025, 3:22
오늘 세 시간 넘게 온라인 서핑을 했지만, 당신처럼 흥미로운 글은 찾지 못했습니다. 제게는 충분히 가치 있는 글입니다. 제 생각에는 모든 웹마스터와 블로거들이 당신처럼 좋은 콘텐츠를 만든다면 웹은 그 어느 때보다 훨씬 더 유용해질 것입니다. 가락시장 노래방
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
07.08.2025, 12:23
I've lately began the weblog, the data a person supply on this website offers assisted me personally significantly. Many thanks with regard to all your period & function. agen bola parlay
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
07.08.2025, 2:44
This is usually a superb posting, With thanks to get allowing people this review. Continue to keep writing. More info
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
09.08.2025, 2:48
Game ini mengajarkan pentingnya sabar dan waktu. Tidak semua spin menghasilkan kemenangan, tapi pemain yang tekun biasanya dapat pola yang cocok. Naga Hitam penuh kejutan bagi yang mau mencoba terus. slot88
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
10.08.2025, 2:19
Sustain the great do the job, When i understand several threads within this web page in addition to I'm sure that a world-wide-web blog site is usually authentic useful possesses bought bags connected with excellent facts. 1xbet bonus code
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
10.08.2025, 5:34
Today, I was just browsing along and came upon your blog. Just wanted to say good blog and this article helped me a lot, due to which I have found exactly I was looking. dax69
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
12.08.2025, 1:34
Cultivate the nice give good results, I just read through a small number of items on that blog not to mention In my opinion that this web site blog page might be proper significant as well as gained circles from awesome advice. kargototo